Історія створення перших експериментально-психологічних лабораторій в Росії

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Экспериментальная психология начала развиваться в России в 80-х - 90-х годах прошлого столетия. В эти годы в России создавался ряд экспериментальных психологических лабораторий: В. М. Бехтерева (в Казани), В. Ф. Чижа (в Юрьеве), А. А. Токарского (в Москве), а также А. О. Ковалевского, В. М. Сикорского и др.; в последующие годы развёртывают свою работу лаборатории Н. А. Бернштейна, Г. И. Россолимо и др. В развёртывании экспериментально-психологической работы русская научная психология не только не отставала от общего развития психологии в других странах, но даже шла в передовых её рядах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. История создания первых экспериментальных лабораторий в мире…..…...6
2. История создания экспериментальной лаборатории в Казани ……………13
3. Становление экспериментальной психологии
в Московском университете…………………………………………………… 15
4. Первая в России лаборатория экспериментальной
педагогической психологии …………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…..18
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

КР по истории психологии.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной объективной предпосылкой введения эксперимента в психологию являлась назревшая потребность в точных, экспериментально проверенных результатах  психологических исследований человека. Особенно нуждались в таких данных быстро развивающиеся в конце XIX в. медицина и педагогика. Не случаен поэтому тот факт, что первые экспериментальные психофизиологические лаборатории в России возникли именно в стенах практических организаций - учебных заведений и клиник, создателями которых в преобладающем большинстве были практики - врачи-психиатры, физиологи, деятели просвещения и образования. Первые лаборатории были нацелены на решение практических задач - определение диагноза психического состояния человека, поиск конкретных форм воздействия на его психику и поведение и т.д.

Второй  предпосылкой становления психологии как научной дисциплины являлось взаимодействие с науками, с которыми психология была тесно связана и  генетически, и логикой своего развития, прежде всего, - с дисциплинами естественно-научного цикла. Их влияние на психологию проявлялось в двух аспектах: во-первых, в определении специфической психологической проблематики, находящейся первоначально на стыке психологии с другими дисциплинами и постепенно все более дифференцирующейся, углубляющейся и расширяющейся, и, во-вторых, что еще более важно, в обосновании значимости и необходимости освоения психологией объективных методов исследования психики.

          Наконец, развитие экспериментальных  исследований в психологии было  обусловлено также логикой самого  психологического знания, приведшего  на определенном этапе к осознанию  передовыми учеными недостаточности  и ограниченности интроспекции  как теории и метода научного  познания психических явлений  и необходимости новых объяснительных  категорий и объективных методов  исследования психической реальности.  

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Грот Н. Я. Основания экспериментальной психологии // Российская психология. Антология / Сост. А. Н. Ждан. М., 2009.

2. Леонтьев А. Н. Психология // Московский университет за 50 лет советской власти. М., 1967.

3. Отчет о докторском диспуте Н. Н. Ланге // Российская психология. Антология / Сост. А. Н. Ждан. М., 2009.

4. Психологическое обозрение. М., 1917. Т. 1. Кн. 1, 2; 1918. Т. 1. Кн. 3, 4.

5. Токарский А. А. Записки психологической лаборатории Психиатрической клиники Императорского Московского университета. М., 1896. Вып. 1–5.

6. Челпанов Г. И. Общие результаты психометрических измерений и их значение для психологии // Г. И. Челпанов. Психология. Философия. Образование. М.–Воронеж, 1999.

7. Эфрусси П. О. Успехи психологии в России. Итоги съезда по психоневрологии в Москве. 10–15 января 1923 г. Пг., 1923.

8. Бехтерев В. М. Сознание и его границы (отд. оттиск). — Казань, 1888.

9. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.

10. Труды Первого Всероссийского  съезда по педагогической психологии  в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая  — 4 июня). — Отчет, составленный  секретарем съезда М.И. Коноровым.— СПб., 1906.

 


Информация о работе Історія створення перших експериментально-психологічних лабораторій в Росії