Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Выпускная квалификационная работа 

Содержание 

      Ведение…………………………………………………………………..…3

      Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6

                 1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6

                 1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15

                 1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25

      Выводы по первой главе………………………………………….……...40

      Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41

                2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41

                2.2. Результаты исследования………………….…………………45

                2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52

      Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65

      Заключение……………….………….………….………………………..66

      Список  литературы

      Приложения 
 
 

Ведение

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

      Для эффективного общения и функционирования в определенном виде жизнедеятельности необходимо формирование и развитие определенных навыков, качеств, свойств личности или группы людей, что предполагает психологический тренинг. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

      В нашей работе мы основываемся на методологии  тренинга, разработанной Вачковым И.В., Митиной Л.М., Макшановым С.И.

     В настоящее время разработаны  и реализуются на практике разнообразные программы и курсы по развитию личности подростка. Среди таких  программ можно выделить следующие: «Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15-17 лет» (Н.Н. Толстых), «Программа развития межличностных отношений у подростков 12-15 лет» (Д.В. Лубовской), «Уроки психологии в школе» (М.А. Подвойская).

     В общетеоретическом плане проблема межличностных отношений и их формирования включает изучение многих аспектов: содержание межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, В. Байон, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Дж. Морено, и др.); механизмы межличностных отношений (Л.И. Божович, Е.С. Кузьмин, О В.Б. Ольшанский, В.Е. Семенов, Л.А. Сулейманова); структурно-динамические (В.И. Зацепин, А.В. Киричук, Я.Л. Коломин-ский, Х.И. Лийметс и др.); эмоциональные аспекты (А. Али-Заде, Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, А.В. Петровский и др.).

     Существующее противоречие между потребностью подростка в познании себя через других, стремлении к общению и недостаточностью специально созданных условий для личностного общения решается через проблему поиска условий по формированию межличностных отношений подростка.

Цель  исследования: теоретическое обоснование тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков.

Объект  исследования: межличностные отношения подростков.

Предмет исследования: тренинг общения, как условие формирования межличностных отношений подростков.

Гипотеза: предполагаем,  что тренинг общения будет являться эффективным условием формирования межличностных отношений подростков если:

    — использовать элементы рефлексии;

    —  создавать атмосферу доверия и открытости;

    — устанавливать обратную связь участников тренинга.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть подходы к проблеме межличностных отношений подростков и их особенности.
  2. Дать характеристику тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков.
  3. Диагностировать социометрический статус и типы межличностных отношений.
  4. Разработать проект тренинга общения по формированию межличностных отношений подростков.
 

Методы  исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация); эмпирические (социометрия, тестирование).

База  исследования: учащиеся 8 класса (25 человек) МОУ СОШ «ЦО № 1».

Практическая  значимость: разработанный нами тренинг общения может быть использован педагогом-психологом для формирования межличностных отношений подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков

I.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений

 

    В психологии категория «отношения» рассматривается с разных позиций: с позиции направленности, с позиции «субъект — объектных» и «субъект — субъектных» связей, с позиции взаимодействия и т.п. Существует множество определений категории «отношения».

     Категорию «взаимоотношение» рассматривал в своих трудах Я.Л. Коломинский. Он считает, что «взаимоотношения это обязательно прямые межличностные отношения» [21, C.12].

     В рамках психоаналитического подхода 3. Фрейд, В. Байон, В. Бенине, Г. Шепард, В. Шутц понимают межличностные отношения как сущность человека, формирующиеся под влиянием «комплекса Эдипа» [4,C. 179].

     В.Н. Мясищев, с точки зрения деятельностного подхода, понимал под отношением целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения, по мнению автора, содержательно характеризуют деятельность человека, выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности [33,C.63].

           Личность, по мнению Мясищева, характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности.

      Существует  3 группы отношений: отношение к людям, отношение к окружающему миру, отношение к себе.

      Система общественных отношений, в которую  оказывается включенным каждый человек  со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

      Мясищев выделил 3 компонента отношений: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь - все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает все то, что связано с состояниями и может быть зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером.

Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. Это - ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

      Все, что есть у личности можно описать  через отношения. Мясищев выделил 4 характеристики личности:

  1. Доминирующие отношения (связаны с вопросами о том, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни).
  2. Психологический уровень человека (уровень желаний и достижений личности; характеризуется как способности и отчасти мотивационная сфера). Уровень развития и избирательность отношений характеризуют содержание личности.
  3. Динамика реакций личности (темперамент) – темперамент проявляется во всех сторонах личности, в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; темперамент обнаруживается лишь в области активных отношений личности; темперамент также может меняться под влиянием жизненных условий.
  4. Взаимосвязь основных компонентов или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называют характером личности. [33]

     Бринкман Р. утверждал, что взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: 1) участвует небольшое число людей (чаще всего -группа из 2-3 человек); 2) непосредственное взаимодействие, его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; 3) личностно-ориентированное общение, предполагается, что каждый из участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности, его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик [12].

     В межличностных отношениях человек выступает не только как субъект, но и как объект познания. Благодаря действию механизма обратной связи индивидуум получает от своих партнеров сведения относительно того, как и каким образом воспринят он сам. Механизм обратной связи позволяет человеку регулировать свое поведение, управлять своими отношениями - это выступает одним из условий нормального взаимодействия между людьми [9].

      Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяет выделить различные уровни межличностных отношений [7], Среди них:

      - деловой, или манипулятивный уровень; целью этих отношений является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Таким образом, отношения являются психологически отстраненным - доминирует «Я - Вы» контакт;

      - интимно-личностный уровень; цель - удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для отношений на этом уровне характерна;, психологическая близость, эмпатия, доверительность - доминирует «Я - Ты,» контакт.

      В соответствии с целями, которые ставят вступающие в отношения индивиды, выделяют функции межличностных отношений [7]:

  1. контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  2. информационная - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  3. побудительная - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
  4. координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков