Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Господствовавшая долгие годы ориентация системы образования преимущественно на репродуктивные аспекты педагогической деятельности, единообразие и нормативность в обучении и воспитании, связанные с трансляцией устоявшихся знаний, способов действий, норм поведения, формальные критерии оценки труда учителя - все это не могло не наложить отпечаток на характер педагогического общения. Безразличное, объектное отношение к учащимся, лежащее в его основе, порождало преобладание авторитарного стиля руководства педагогическим процессом, нивелировало личностные особенности, как учащихся, так и самого педагога. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с его демократизацией, провозглашением гуманистических принципов, создают возможность преодоления консервативных тенденций в педагогической практике. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что получившие широкое распространение идеи свободного творческого развития личности на основе сотрудничества и диалога учителя и учащихся в едином учебно-педагогическом процессе, носят, преимущественно, декларативный характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение………………………………………………………………………….3

1.1. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности…4

2. Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении….8

2.1. Структура педагогического общения……………………………………8

2.2. Личность учителя как субъекта педагогического общения……………15

2.3. Особенности понимания учителем индивидуальных особенностей личности учащегося…………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

учет индивид особенностей личности.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

   В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

Влияние характера педагогического  общения на психическое  развитие учащихся

 Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощением видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности. Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

 Какие требования предъявляют учителя к вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению учащихся, когда с ним повсеместно общаются, какие задачи перед ними ставят и какой уровень их активности при этом вызывают - от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание различных характеристик, которые определяют интеллект учащегося. 

2.3. Особенности понимания  учителем индивидуальных  особенностей личности  учащегося

 Особенности  понимания учителем личности  учащегося изучались в зависимости от характера профессиональной направленности, мастерства, индивидуально-психологических свойств учителя: его интеллекта, коммуникативных, эмоциональных. Разрабатываемая в педагогической психологии проблема рефлексивного управления, общением в учебно-педагогическом процессе связана со способностью учителя отразить внутренний мир ученика, понимать его ожидания и интересы

Психологические условия формирования свойств личности

При каких  психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство педагога состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у ученика и тем, что субъективно значимо для него.

1. Активность и самостоятельность самих учащихся.

2. Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка – необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.

3. Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива. Воспитание ребенка немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогического такта. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этом случае интересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностей у школьников, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данных закономерностей и особенностей.

Деятельность  является основой формирования человека как личности. Определяющим условием существования, развития человека как существа социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным условием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание. В отечественной психологии понятия личность и деятельность рассматриваются как внутренне связанные явления. 
 

   Заключение 

 Общение - это сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.

 Педагогическое  общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная; амотивная.

 Эффективность педагогического общения в немалой  степени определяется личностными  качествами учителя. Среди них можно  выделить четыре группы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного  плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.

Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие  в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя  из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно  выделить три группы базовых коммуникативных  умений педагога: умения межличностной  коммуникации; умения восприятия и  понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия.

   Достижение  эффекта любой совместной работы с людьми обеспечивается, если понимание  человеком другого человека является процессом все более полного  и глубокого постижения его личности как целого, в ее индивидуально-неповторимом своеобразии, со свойственными ей ведущими целями и мотивами поведения. Существенное значение при этом имеют объективность понимания, способность к преодолению негативных установок, всякого рода стереотипизации, а также акцентирование внимания на положительных сторонах личности, умение воспринимать ее внутренние ресурсы, определять дальнюю перспективу развития.

    Содержание  понимания субъектом личности другого  человека определяется спецификой деятельности (воспитывающей, организующей), включено в эту деятельность и подчинено ее задачам. Именно задачи и условия деятельности определяют способ «структурирования» субъектом воспринимаемой личности. Сходство организаторской и педагогической деятельности обусловливает общие черты в понимании ее участниками других людей. Понятие о другом человеке как о личности несет функцию исполнительской регуляции поведения субъекта познания, которая осуществляется на разных уровнях.

    Профессиональная  деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: индивидуальные различия; индивидуальный стиль; индивидуальность.

   Индивидуальные  различия в педагогическом труде - отдельные  эпизодические проявления особенностей выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата.

   Таким образом, педагогическое общение регулируется целостной системой личностных качеств учителя. В этой регуляции представлены все сферы личности: морально-нравственная, коммуникативная, эмоционально-волевая, интеллектуальная. Ядерным образованием системы являются содержательные характеристики направленности личности ее деловая просоциальная ориентация, доброжелательность в общении, стремление к сотрудничеству и взаимопомощи. С ними тесно связаны свойства, характеризующие эмоциональную теплоту, способность к сопереживанию, чувствительность, лидерские тенденции, социальная смелость, волевой контроль, высокий уровень абстрактного мышления, богатое воображение.

   Вывод: учет индивидуальных особенностей личности способствует повышению активности и успешности учащихся в процессе педагогического общения, что является одной из основных целей обучения и воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Литература 

1. Абульханова К.А., Богданов Е.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие. - М.: «Институт психотерапии»,  2004. –196 с.

2. Введение  в педагогическую деятельность: Теория и практика. Учебное пособие, Никитина Н.Н. Санкт-Петербург, «No Name», 2004 г. –212 с.

3. Введение  в педагогическую деятельность, Кукушин В.С. - М.: «МарТ», 2002 г. – 336 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – 255 с., 163.

5. Немов Р. С. Психология. Учебник для студ. высших пед. учебн. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. – М:. «Владос», 1997., 688 с.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.

6. Психология и педагогика. И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

7. Психология. В. С. Выготский. – М.: Издательство «Эксмо – Пресс», 2000. -1008 с.

8. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – М: «Академия», 2001. -480 с.

9. Столяренко Л.Ф. , Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. «Учебники и учебные пособия», Ростов – н./Д, 1999, - 576с.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Юристъ, 1997. – 512с. 

Информация о работе Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении