Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Господствовавшая долгие годы ориентация системы образования преимущественно на репродуктивные аспекты педагогической деятельности, единообразие и нормативность в обучении и воспитании, связанные с трансляцией устоявшихся знаний, способов действий, норм поведения, формальные критерии оценки труда учителя - все это не могло не наложить отпечаток на характер педагогического общения. Безразличное, объектное отношение к учащимся, лежащее в его основе, порождало преобладание авторитарного стиля руководства педагогическим процессом, нивелировало личностные особенности, как учащихся, так и самого педагога. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с его демократизацией, провозглашением гуманистических принципов, создают возможность преодоления консервативных тенденций в педагогической практике. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что получившие широкое распространение идеи свободного творческого развития личности на основе сотрудничества и диалога учителя и учащихся в едином учебно-педагогическом процессе, носят, преимущественно, декларативный характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение………………………………………………………………………….3

1.1. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности…4

2. Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении….8

2.1. Структура педагогического общения……………………………………8

2.2. Личность учителя как субъекта педагогического общения……………15

2.3. Особенности понимания учителем индивидуальных особенностей личности учащегося…………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

учет индивид особенностей личности.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Тема  №17 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение………………………………………………………………………….3

      1.1. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности…4

2. Учет  индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении….8

         2.1. Структура педагогического общения……………………………………8

         2.2. Личность учителя как субъекта педагогического общения……………15

         2.3. Особенности понимания учителем индивидуальных особенностей личности учащегося…………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Господствовавшая долгие годы ориентация системы образования преимущественно на репродуктивные аспекты педагогической деятельности, единообразие и нормативность в обучении и воспитании, связанные с трансляцией устоявшихся знаний, способов действий, норм поведения, формальные критерии оценки труда учителя - все это не могло не наложить отпечаток на характер педагогического общения. Безразличное, объектное отношение к учащимся, лежащее в его основе, порождало преобладание авторитарного стиля руководства педагогическим процессом, нивелировало личностные особенности, как учащихся, так и самого педагога. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с его демократизацией, провозглашением гуманистических принципов, создают возможность преодоления консервативных тенденций в педагогической практике. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что получившие широкое распространение идеи свободного творческого развития личности на основе сотрудничества и диалога учителя и учащихся в едином учебно-педагогическом процессе, носят, преимущественно, декларативный характер. Практическое осуществление гуманистических принципов образования ограничено как со стороны мало изменившихся условий труда педагога, так и со стороны внутриличностных предпосылок, содержание и динамика функционирования которых остаются мало осознанными. Важной стороной профессиональной деятельности учителя становится углубленное самопознание, соотнесение своих личностных особенностей с требованиями гуманистической ориентации педагогического процесса и выработка на этой основе индивидуального стиля педагогического общения.

   Все вышесказанное свидетельствует о повышении значимости психолого-педагогической науки в связи с новыми требованиями, предъявляемыми к ней современной педагогической практикой. Можно констатировать недостаточную изученность проблемы для удовлетворения реальных потребностей педагогической практики, в частности, психодинамической составляющей регуляции педагогического общения. Практически отсутствуют исследования, реализующие целостный подход к изучению личности учителя в единстве ее содержательных и психодинамических особенностей. Все это определяет актуальность темы контрольной работы.

   Объектом исследования является педагогическая деятельность учителя, педагогическое общение, рассматриваемое как сторона педагогической деятельности, неразрывно с ней связанная, а так же личность учителя как субъекта педагогического общения.

   Предметом исследования являются структурные особенности педагогического общения, особенности индивидуального стиля педагогического общения, содержательные и психодинамические свойства личности учителя как субъекта педагогического общения, а так же средства коррекции и формирования эффективных форм педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей учителя и ученика.

 Основная цель работы в теоретическом плане заключается в раскрытии психологических особенностей личности учителя как субъекта педагогического общения, ее структурных и содержательных особенностей.  

1. Понятия личность, человек, индивид,  индивидуальность  и их соотношение

   Поскольку личность чаще всего определяют как  человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

   По  определению Р. С. Немова, личность –  это человек, взятый в системе  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.1

   Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

   Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это  процесс самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. 

    1. Свойства  и индивидуальные особенности личности

Темперамент

   Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. 

   Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации  личности. Темперамент как раз  и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.

   Рассмотрим  характеристики четырех типов темперамента.

   Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

   Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его  поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

   Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

   Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью  даже к слабым раздражителям. Он часто  грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

   От  темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

      Характер

   Характер  – это своеобразие склада психической  деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения. Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект

   Способности

   Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности  в той или иной деятельности. Эти  возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям  труда.

   В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности».

   Задатки – это врожденные анатомо-физиологические  особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

   Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

   Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют  себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. 
 

   Чувства и эмоции

 Переживание человеком своего отношения к  тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.

   Чувство – это наиболее сложной, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение  личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

   Моральные, или нравственные, чувства – это  чувства, в которых проявляется  отношение человека в поведению  людей и своему собственному. Они  переживаются людьми в связи с  выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

   Интеллектуальные  чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны  с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Информация о работе Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении