Вербальные и невербальные средства установления контакта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 04:50, реферат

Описание работы

Вербальные средства общения, безусловно, являются уникальной системой представления информации. Основным вербальным средством общения является речь, которой, в свою очередь, обладает только человек. Ученые до сих пор ведут споры относительно природы происхождения феномена речи. Одни утверждают, что речь имеет под собой биологическую основу (в том смысле, что у человека генетически заложены основы речи), и главным аргументом приверженцев к данной теории является тот факт, что разговаривают все люди, не зависимо от национальности, расы и пр.

Работа содержит 1 файл

Доклад по невербалике.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Вербальные  и невербальные средства установления контакта

     Природа происхождения

     Всю человеческую коммуникацию по форме выражения информации условно можно разделить на вербальную (посредством речи) и невербальную (внеречевую).

     Вербальные  средства общения, безусловно, являются уникальной системой представления информации. Основным вербальным средством общения является речь, которой, в свою очередь, обладает только человек. Ученые до сих пор ведут споры относительно природы происхождения феномена речи. Одни утверждают, что речь имеет под собой биологическую основу (в том смысле, что у человека генетически заложены основы речи), и главным аргументом приверженцев к данной теории является тот факт, что разговаривают все люди, не зависимо от национальности, расы и пр. И действительно, посмотрите на маленьких детей: их никто не учит языку, они сами без особой сложности научаются языку, как будто в них уже заложены основы речи. Для сравнения вспомните, как сложно, например, научить ребенка держать ложку, и как легко ребенок в возрасте 3 – 4 лет может освоить два, а то и три иностранных языка.

     Однако  существует и другое мнение по данному  вопросу. Некоторые ученые считают, что речь – «произведение социума» и не имеет под собой биологической  основы. Надо заметить, что в защиту и этой теории немало фактов. Например, если речь имеет биологические корни, то почему она свойственна только человеку? Ученые проводили эксперимент: в семье на протяжении четырех лет на равных условиях воспитывались ребенок и детеныш гориллы. Они воспитывались с рождения, условия были благоприятны для развития речи, однако в итоге детеныш гориллы так и не научился говорить. В защиту данного предположения есть еще один немаловажный факт: дети маугли, которые на протяжении длительного периода времени были изолированы от социума, разговаривать не могут. К тому же если сенситивный (наиболее благоприятный) период для развития речи упущен, то научить таких детей человеческой речи практически невозможно.

     Таким образом, до сих пор не выяснено заложены ли основы речи в человеке генетически, или же они возникают и развиваются лишь в системе социума. На данный момент существует огромное количество противоречивых фактов, подтверждающих и первую и вторую теории. Думаю, истина, как это часто бывает, где-то посередине. Однако сегодня тенденция ведется к тому, что речь является все-таки произведением социума. Думаю, что дело не в том, что эта теория является более точной, просто сегодня преобладает гуманистический подход (во времена Зигмунда Фрейда преобладало биологизаторское мышление), в рамках которого так думать будет «правильнее», так как каждый человек – это феномен, личность, индивидуальность, который взращивается и развивается исключительно в условиях социума. А что будет дальше – зависит от времени, в котором будет жить следующее поколение.

     Невербальные  средства коммуникации безусловно более  древняя и общая форма выражения  информации. Если речью владеет всего-навсего  все человечество, то невербальные средства в совершенстве используют и животные, причем у каждого вида своя система невербальных знаков.

     Но  и здесь не все так просто. До сих пор нерешен вопрос, является ли невербальная коммуникация отдельной самостоятельной системой, или же она только лишь сопровождает речь.

     В самом начале изучения невербальной коммуникации ученые считали, что невербальные средства общения существуют как вспомогательные системы внеречевой деятельности, которые сопровождают речь. Однако после ряда исследований данное предположение осталось в меньшинстве. Например, был проведен такой эксперимент: один ученый решил записать на видео диалог двух людей. При дальнейшем просмотре записи и тщательном ее изучении он пришел к выводу, что все жесты и прочие невербальные системы речи (о них мы поговорим чуть позже) не случайны. Они не просто сопровождают речь, они как бы излагают все то, что словами не скажешь (или не захочешь сказать). Исследователь сравнил их с танцем, в котором гармонично излагается все. В дальнейшем им был проведен еще один эксперимент, в ходе которого он записал на видео «диалог» двух младенцев, которые лежали рядом друг с другом и «о чем-то беседовали». При тщательном анализе полученной записи он увидел, что «танец жестов» удивительным образом похож на тот, который присутствовал в первом эксперименте.

     Думаю и при решении данного вопроса истина опять-таки находится где-то посередине. Невербальную коммуникацию назвать полностью самостоятельной системой безусловно нельзя, однако факты говорят о том, что и просто сопровождающей речь она не является. Вербальные и невербальные средства общения тесно и неразрывно связаны друг с другом. И это факт, не требующий доказательств.

     Сравнительная характеристика вербальных и невербальных средств  общения.

     Вербальная  и невербальная коммуникации тесно  связаны друг с другом. Но тем  не менее они не являются единым целым. Их объединяют общие цели. И главной, определяющей целью является не трансляция информации, как может показаться на первый взгляд, а установление контакта и налаживание коммуникации. Это связано с тем, что человек в процессе общения требует не информацию, не опыт, не знание, он ищет понимания, а его достичь можно лишь после установления контакта. Если бы все общение сводилось только лишь к обмену информации (на любом уровне), оно потеряло бы всякий смысл и превратилось бы в фатовое общение (общение ни о чем. То есть этот вид общения наполнен определенным содержанием, несет в себе какую-то информацию, но не требует понимания, осмысления, анализа и пр. Пример: пересказ сериала.).

     Итак, вербальные и невербальные средства общения объединены общей целью (о ней мы поговорим ниже), однако средства ее достижения у них разные.

     Вербальная  коммуникация – речевая, которая, как  мы уже говорили, является универсальной. Посредством нее передается от 10% до 25% всей информации, а принимается  от 4% до 1%.  То есть посредством речи индуктор способен передать очень небольшое количество информации, а реципиент воспринять еще меньше.

     Остальная информация о человеке передается невербально. Невербальная коммуникация по сравнению с вербальной является более старой формой передачи информации, а также установления контакта. Та информация, которая передается посредством нее считывается бессознательно (впрочем как и передается). В этом, можно сказать, ее большое преимущество.

     Нередко наши слова расходятся с делом. Люди очень часто говорят одно, думают другое, ну а делают третье. И не всегда нарочно, даже не всегда осознанно. Человек от природы непросто устроен, процесс человеческого общения от природы очень сложен и неоднороден. Часто мы не можем выразить словами четко и ясно чего мы хотим и не потому, что мы это скрываем, зачастую мы просто сами незнаем чего хотим. И в процессе общения наше подсознание (которое содержит ответы на все вопросы) кодирует информацию. Впоследствии подсознание реципиента (того, на кого направлено сообщение) декодирует эту информацию. Именно таким образом устанавливается контакт на уровне подсознания. Часто мы этого даже не замечаем, до уровня нашего сознания поднимается лишь результат. Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда незнакомый человек совершенно не нравится, и вы даже не знаете почему. Казалось, он вам не сделал ничего плохого, его идеальное поведение, манера и содержание разговора наоборот должны притягивать и вы не можете найти рационального объяснения данной ситуации. А на самом деле он подсознательно отправляет вам невербальные сигналы, которые противоречат его словам и действиям, и ваше подсознание, декодировав данные знаки, посылает сигнал на сознательный уровень, и вас интуитивно отталкивает от вашего собеседника. В таком случае контакт прерывается. Случаются и полностью противоположные ситуации, когда, казалось, нет между вами ничего общего на вербальном уровне, и разговаривать не о чем, а на уровне подсознания вас как магнитом притягивает друг к другу, и в этом случае невербальный контакт будет налажен.

      

    
 

ВЕРБАЛЬНЫЕ  КОММУНИКАЦИИ

  • Совершенствование навыков вербального общения
  • Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

Как добиться, чтобы  ваше общение с супругом, учителем, начальником или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в вашей работе?") требует развернутого ответа.

Структура речевой коммуникации

Мы уже убедились  в том, что в межличностной  коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.

Вербальное общение  является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона  коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и  выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили  и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Поэт О.Э.Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется...”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в ‘чертоге теней’ – столько неточных высказываний и невысказанных мыслей тянутся за нами в жизни и общении.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык – изучается языкознанием. Не имея возможности изложить теорию языка в рамках пособия по коммуникации, рекомендуем обратиться к учебникам  по лингвистике. Считается, что существует два ‘классических’ учебника: учебник А.А.Реформатского и учебник Ю.С.Маслова. Помимо собственно языкознания, речевое общение изучается в смежных науках: социальной лингвистике и психолингвистике, а также в самой психологии.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства установления контакта