Вербальные и невербальные средства установления контакта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 04:50, реферат

Описание работы

Вербальные средства общения, безусловно, являются уникальной системой представления информации. Основным вербальным средством общения является речь, которой, в свою очередь, обладает только человек. Ученые до сих пор ведут споры относительно природы происхождения феномена речи. Одни утверждают, что речь имеет под собой биологическую основу (в том смысле, что у человека генетически заложены основы речи), и главным аргументом приверженцев к данной теории является тот факт, что разговаривают все люди, не зависимо от национальности, расы и пр.

Работа содержит 1 файл

Доклад по невербалике.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное  общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная  подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая  подсистема, которая включает в  себя:

- внешний вид  собеседника, 

- мимика (выражение  лица),

- пантомимика  (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества  голоса,

- его диапазон,

- тональность, 

- тембр. 

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся: 

- темп речи,

- паузы, 

- смех и т.д. 

Мы будем изучать  три подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

К средствам  кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение  лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных  видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические  средства также выполняют разнообразные  функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения (Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. 52стр). Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

Т. А. ван Дейк (Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст) в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет Паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками.

В принципе, к  невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

Список  использованной литературы:

  • Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  • Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.
  • Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
  • Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.
  • Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.
  • Лабунская.В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.
  • Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – С.-Петербург, 2000;
  • Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. - М., 1982.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства установления контакта