Виды межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях сохраняются на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимыми условиями, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни.
Цель работы – изучить виды межличностных конфликтов, их функции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты межличностных конфликтов;
2. изучить виды и функции межличностных конфликтов.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Структура и элементы межличностных конфликтов_____________ 5
2. Отличительные особенности межличностных конфликтов_______ 6
3. Функции межличностных конфликтов________________________ 7
4. Виды и классификация межличностных конфликтов____________ 9
5. Причины конфликтов_____________________________________ 17
6. Управление конфликтами_________________________________ 18
Заключение__________________________________________________ 21
Список литературы____________________________________________ 22

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 41.26 Кб (Скачать)

Введение

    Развитие общества, коллектива, личности  невозможно без борьбы противоположных  идей и позиций, столкновения  различных точек зрения и мнений, преодоления противоречий и разногласий. 

    В теории психологии под конфликтом  понимают «действие одновременно  примерно равной силы, но противоположных,  несовместимых в данной ситуации  тенденций, мотивов, интересов, типов поведения» [2].

    Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.  Это активное не приятие идей, методов и способов деятельности, спор и разногласие по вопросам морали, нравственности и манеры поведения. Анализ различных конфликтов ситуаций позволил выделить некоторые их разновидности. Прежде всего конфликты следует различать по направленности, значимым системам ценностей, потребностям, идейной убежденности тех людей, которые в них участвуют.  Масштаб конфликтов и количество участвующих в них людей могут быть различными. По этому признаку можно выделить: социальный, межгрупповой, межличностный и внутриличностный конфликты.

Социальный  конфликт, характеризуется классовыми, социально-экономическими противоречиями, столкновениями систем общественных отношений.  Межгрупповой конфликт – внешний конфликт между разными группами, может породить конфликт между членами одной группы. Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. 

    Межличностный конфликт – это  столкновение интересов и взглядов  двух  

3

или более  личностей, несовместимость их  нравственных начал и норм

поведения, неудовлетворение значимых для них  потребностей и ценностей. Межличностные конфликты могут быть:

  1. по времени протекания – длительными и кратковременными;
  2. по  направленности – обоюдными, двухсторонними и односторонними;
  3. по форме проявления – скрытыми и открытыми;
  4. по последствиям – разрушительными и созидательными;
  5. по замыслу – намеренными, имеющими цель и непосредственными;
  6. по сфере, в которой они возникают – деловыми, бытовыми, неформальными.

        Актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях сохраняются на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимыми условиями, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни.

         Цель работы – изучить виды межличностных конфликтов, их функции.

    В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

    1. рассмотреть теоретические аспекты межличностных конфликтов;
    2. изучить виды и функции межличностных конфликтов.
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Структура и элементы межличностных  конфликтов

    При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

    К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

   Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

    Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов [2].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5

    Отличительные особенности межличностных  конфликтов

    1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личностных мотивов.
    2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
    3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других  индивидуально-психологических особенностей.
    4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
    5. Затрагивают интересы окружающих [5].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6

      Функции межличностных конфликтов

    В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее  неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональны переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие [4].

    Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта:  конструктивные и деструктивные [1 ].

  К конструктивным функциям относят:

       а) познавательную (появление конфликта  выступает как симптом неблагополучных  отношений и проявления возникших  противоречий);

       б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

       в) инструментальную (конфликт выступает  как инструмент разрешения противоречий);

       г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные  взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

       Деструктивные функции конфликта связаны с:

       7

       а) разрушением существующей совместной деятельности;

       б) ухудшением или развалом отношений;

       в) негативным самочувствием участников;

       г) низкой эффективностью дальнейшего  взаимодействия и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8

       Виды и классификация межличностных конфликтов

    Виды межличностных конфликтов разделяются  по:

1. направленности:

а) горизонтальные – участники не подчиняются друг другу

б) вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом

в) смешанные – где есть обе составляющие (организация)

2. значению:

а) конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;

б) деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы

3. характеру причин:

а) объективные

б) субъективные (плохое настроение, самочувствие)

4. сфере разрешения:

а) деловые

б) личностно-эмоциональные

5. форме проявления:

а) скрытые (плохо осознаются людьми)

б) открытые (осознаются)

6. времени протекания:

а) ситуативные

б) пролонгированные (длительные) [6 ].

    В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом: 

9

1. Групповые конфликты.

    Групповой конфликт - противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

    В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов "личность-группа" и "группа-группа".

    Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

    Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

    Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

Позиция - официальное, определяемое должностью положение

Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Внутренняя  установка - субъективное восприятие личностью  своего статуса 

Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:  

10

1) с  нарушением ролевых ожиданий;

2) с  неадекватностью внутренней установки  статусу личности (особенно конфликтность  личности с группой наблюдается  при завышении у нее внутренней  установки; в) с нарушением  групповых норм.

Третья  особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

Классификация конфликтов "личность-группа" выглядит так:

1. Руководитель-коллектив   

а) Новый  руководитель, назначенный со стороны 

б) Стиль  управления

в) Низкая компетентность руководителя

г) Сильное  влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров 

2. Рядовой член коллектива - коллектив 

а) Конфликтная  личность

б) Нарушение  групповых норм

в) Неадекватность внутренней установки статусу 

3. Лидер - группа 

а) Низкая профессиональная подготовка

б) Применение компромата против лидера

в) Превышение полномочий лидерства 

Информация о работе Виды межличностных отношений