Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:13, контрольная работа
Как психологи собирают информацию? 
Каким образом мы узнаем о работе головного мозга?
Можно ли управлять памятью?
 Какие недостатки имеет детектор лжи в обнаружении обмана? 
В чём заключается волевая  регуляция поведения? 
Что такое характер?
Что такое общение?
Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?
Вопрос 
60: Что такое общение? 
ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
   Реализуемое  
знаковыми средствами взаимодействие 
двух или более субъектов, вызванное 
потребностями деятельности совместной 
и направленное на значимое изменение 
в состоянии, поведении и личностно-
Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности .
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
   Подлинно 
человеческое общение невозможно без 
участия сознания и разума. Наряду 
с содержанием общения 
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное) .
   Общение 
полифункционально, что отражается 
во множестве существующих классификаций 
его функций. Чаще всего в них 
описываются коммуникативные 
В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная.
Близкая к этой классификация выделяет стороны:
   1) информационно-коммуникативную,
   2) регуляционно-коммуникативную, 
связанную со взаимной 
   3) аффективно-коммуникативную, 
относящуюся к сфере 
Другая классификация выделяет:
   1) как 
основную рабочую - инструментальную 
функцию общения, надобную для 
обмена информацией в процессе 
управления и совместного 
   2) синдикативную 
функцию, выражаемую в 
   3) трансляционную 
функцию, надобную для 
   4) функцию 
самовыражения, 
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
1) контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
   2) информационная, 
цель которой - обмен сообщениями 
(прием-передача сведений в 
   3) побудительная, 
цель - стимуляция активности 
   4) координационная, 
цель которой - взаимное ориентирование 
и согласование действий при 
организации деятельности 
5) функция понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
6) амотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
   7) функция 
установления отношений, цель 
которой - осознание и фиксация 
своего места в системе 
   8) функция 
оказания влияния, цель 
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:
1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);
   4) система 
организации пространства и 
5) наконец, система "контакта глазами".
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, не давности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).
   Рассмотрение 
трех сторон общения в единстве - 
важное условие оптимизации 
   Общение 
межличностное значительно 
Вопрос 
68: Какие методы обучения и воспитания 
наиболее известны? 
Методы обучения.
   Методы 
обучения являются одним из 
важнейших компонентов 
определенного содержания учебного материала.
Методы обучения 
- это способы организации 
педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений,
профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для
успешного выполнения производственных задач.
Педагогическая наука, точнее часть ее - дидактика, выделяет три группы
методов обучения:
-         
организации учебно-
-         
стимулирования учебно-
-         
контроля за эффективностью 
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы
обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного
материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую
группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.
Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:
- опосредованное общение /в основном через письменную речь;
- общение в паре;
- групповое общение;
-         
общение в парах сменного 
Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы
организации процесса обучения:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная.
Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения становится достоянием сознания и
деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм.