Взаимоотношение поколений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:30, реферат

Описание работы

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений.

Работа содержит 1 файл

Взаимоотношение поколений в семье.docx

— 72.88 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 

Современная семья  и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты  изучают динамику эмоциональных  отношений в браке, причины одиночества  в семье и ее распада, особенности  семейного воспитания. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье. В учебном пособии дается систематизированное представление о психологии семейных отношений как разделе науки, имеющем свои теоретико-методологические позиции, закономерности, понятийный аппарат, характеризуются типичные проблемы супружеских и родительско-детских взаимоотношений. В книге реализован целостный подход к исследованию современной семьи, обобщен большой массив информации о ее жизнедеятельности. Рассматриваются тенденции развития семьи, связанные с поляризацией общества, девиантные и нетрадиционные формы семейной организации, отраженные в международной классификации новых типов семей, и другие вопросы. Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье. В учебном пособии представлены психолого-педагогические методы, а также схемы анализа отношений между родителями и детьми. Изучение различных аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Психолого-педагогические модели родительско-детских отношений.

В современном  мире семья часто оказывается  на перекрестье социальных и экономических  проблем общества; она – главный  защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи  «родитель–ребенок» имеют важнейшее  значение для понимания сложившейся  структуры семьи, ее актуального  состояния и направлений будущего развития. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.                                                                                                                                                     Представим их в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью  понимают более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо». Выделяют, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые называют: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели. При изложении подходов следует придерживаться следующей схемы:  

• теоретические  истоки, психологические теории, лежащие  в основе данного взгляда на сущность родительско-детских взаимоотношений;

• представители  направления, авторы программ по «воспитанию» родителей, книг, тренингов и т.п.;

• ключевые понятия;

• основные задачи, главные цели, которые должны иметь в виду родители как ведущие  лица семейного воспитания;

• методы воспитания и конкретные методические приемы воздействия на поведение и личность ребенка, предлагаемые авторами данного направления;

• особые моменты, на которые считают нужным обратить пристальное внимание разработчики направления; характерные особенности  поведения детей, которые необходимо учитывать родителям, или принципиально  важные трудности, и т.д.

 «Психоаналитическая» модель семейного воспитания.

В классическом психоанализе З.Фрейда влиянию родителей  на психическое развитие ребенка  отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители (и особенно мать) – это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания.                                                                                                                        

         Способ и полнота удовлетворения биологических потребностей младенца на стадии грудного вскармливания, предоставление ему возможности получения удовольствия от сосания закладывают основы доверия, привязанности, активности в отношении других людей на всю последующую жизнь. Гибкость, терпимость, разумная требовательность родителей в процессе приучения ребенка к туалету, к опрятности, поддержка стараний ребенка контролировать себя способствуют появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже творческого мышления.                                                                   

         Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии (например, надолго фиксируются формы инфантильного, «остаточного» поведения, складывается «орально-пассивный» или «анально-удерживающий» тип личности).                                                                                                                                

          Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в трех–шестилетнем возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт этой стадии «Эдипов комплекс» (у девочек – «комплекс Электры») состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. К преодолению комплекса, к складыванию более зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование его норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях.                                                                                                                                  

Именно  первые три стадии развития личности имеют ключевое значение. Общение  с родителями в ранние годы, их влияние  на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи  адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки  к затруднениям в реализации собственной  родительской роли, к неприятию собственного ребенка.                                                                                                                    

Американский  психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, а позже – со стороны более широкого социального окружения: соседей, одноклассников, школы и других социальных институтов, культурных и исторических условий. Важно отметить, что в зрелом возрасте выполнение родительской функции (в узком смысле – по отношению к собственным детям и в широком – заботы о младших поколениях общества, об их будущем) составляет одно из главнейших направлений личностного развития. Продуктивность, генеративность взрослого человека, понимаемая как помощь детям в их становлении, противостоят инертности, застою, личностной деградации в зрелости. Достижения потомков, детей, внуков, учеников вносят важный вклад в чувство личностной самореализации человека в старости. Ключевые понятия программы воспитания с психоаналитической точки зрения: привязанность, безопасность, установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания взаимодействия ребенка и родителей в первые часы после рождения.                                           

В работах  педагога-психоаналитика Д. В. Винникота  главное внимание отводится профилактической работе с родителями, выработке у  них правильных базисных установок. Речь не идет о какой-то строгой системе, скорее, напротив, – это советы родителям, обескураженным книжной мудростью  и многочисленностью новейших педагогических рекомендаций. Родителям предлагается больше доверять «интуитивной мудрости», быть естественными, но последовательными  и предсказуемыми. Важно не игнорировать находки других родителей в сходной  ситуации, делиться с кем-то своими переживаниями, что позволит взглянуть  на них более реалистично, как  на то, с чем встречаются многие. Винникот обсуждает такие препятствия  во взаимоотношениях с детьми, как  периодическое раздражение на ребенка  и последующее чувство вины из-за этого. Он убежден, что это нормальное явление, из-за которого не стоит корить себя; просто «достаточно хорошие родители», искренние люди важнее механического совершенства. Автор останавливается на трансформации взаимоотношений с ребенком по мере его взросления. По его мнению, развивающееся родительство предполагает прохождение этапов от полной потери личностной независимости родителя (матери) при появлении маленького ребенка до ее восстановления в борьбе с притязаниями подростка. В результате рядом с личностью родителя формируется независимая полноценная личность ребенка. В качестве конкретных методов психолог обращает внимание на соотношение воспитания в базисе «да» (нахождение возможностей разрешения ситуаций) и в базисе «нет» (введение понятия «нельзя»), между которыми должен быть найден оптимальный баланс. Отец не должен подменять мать, у него своя роль и в воспитании мальчика, и в воспитании девочки. Принципиальными автор считает следующие вопросы:

• безопасность ребенка (внешняя со стороны мира и внутренняя, личностная);

• ревность к братьям и сестрам;

• моменты  переходов ребенка из одной ситуации развития в другую (из семьи в  детский сад, в школу);

• инфантильные привычки, которые предлагается рассматривать  как подпорки в сложных ситуациях  и не искоренять их, а выяснять причины  задержки развития;

• подростковые провокации (кражи, поведенческие нарушения) как проверка надежности родительского  контроля и надзора, который еще  востребован. 

  «Бихевиористская» модель семейного воспитания

Корни данного направления уходят в  бихевиористскую психологию (Дж. Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.

Экспериментальное изучение появления новых форм поведения  у «живого кусочка мяса, способного давать небольшое число простых  реакций», позволило Дж. Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов. Ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Среда рассматривалась как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из наборов различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка. Уотсон подчеркивает необходимость научного подхода к воспитанию: «Человечество несомненно значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рождение детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершенными методами».

А. Бандура  – необихевиорист, представитель  социально-когнитивного направления  в изучении личности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научению посредством  наблюдения, подражания, имитации, идентификации  и путем моделирования. Для него родительское поведение – преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.                                                                                                                Главные идеи организации воспитания как бихевиоральной (поведенческой) терапии состоят в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

Методы  и приемы воспитательного воздействия

1. Метод  модификации, переучивания. Искусство  и наука при данном подходе  заключаются в том, чтобы вычленить  из поведения его небольшие  элементы, выделить положительные  моменты и стараться максимально  одобрить их.

Информация о работе Взаимоотношение поколений в семье