Взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе БГУ: попытка анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 13:56, статья

Описание работы

Авторы статьи являются сторонниками рассмотрения образовательного процесса как ряда (не всегда последовательного) образовательных взаимодействий преподавателя и студента, интеракций, протекающих в определенных условиях, которые в последующем будут называться рамочными. Каждое образовательное взаимодействие имеет некоторые цели - согласованные или несогласованные между преподавателем и студентом, содержание и способы реализации.

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БГУ.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

      Такой опыт мог бы приобретаться в условиях университета. Для этого студент  должен с самого начала учебы сталкиваться с необходимостью выбора предлагаемых курсов, мест практики, тем и руководителей  своих научных работ. Такая организация  предполагает определенную ответственность  и ставит студента перед необходимостью выстраивания собственной образовательной  программы.

      И если существующая образовательная  ситуация в БГУ не может на данном этапе создать для этого необходимые  условия, то конкретную педагогическую работу в этом направлении можно  начинать делать уже сейчас. Примером тому являются два описанных семинара, в которых кроме анализа образовательной ситуации БГУ рассматривалась задача построения индивидуальной образовательной программы – как одной из возможных стратегий поведения студента в условиях университетского образования. Обращалось внимание на что в существующих условиях студент может повлиять, а что изменить он не в силах. Как оказалось, на обязательность посещения занятий, выбор предметов и преподавателей, на работу библиотеки или других служб университета студент повлиять не может, но он вполне может управлять своей учебной деятельностью в существующих рамочных условиях, опираясь на свою образовательную стратегию.

      Итоги обсуждений на семинарах показали, что студент вполне может в существующих условиях выстраивать индивидуальную образовательную стратегию, которая предполагает самостоятельное осознание студентом цели своего образования, своих приоритетов, своего стиля учения. И исходя из этого - планирование и выстраивание своей образовательной деятельности. Однако, эта деятельность должна быть организована педагогом.

      Определенный  шаг в этом направлении удалось  предпринять в семинарах, участники  которых получили опыт в планировании, упорядочивании и ограничении конкретных задач своей учёбы в соответствии с имеющимися возможностями и  ресурсами. Для этого, в ходе семинара участники представляли образ желаемого  результата какой-то реальной деятельности, которую студент осуществляет в  рамках учебного процесса (например, курсовая работа выполненная на “отлично”). При этом анализировались условия, при которых этот результат может быть получен. Анализ осуществлялся по схеме: что я могу делать сам для реализации своей цели , что я могу делать с помощью других, а что я пока делать не могу. Участниками был получен, а затем отрефлексирован конкретный опыт, который может быть перенесен в реальную учебную деятельность.

      Такого  рода задачи решаемы не только в  образовательных семинарах, которые  проходят не часто и охватывают ограниченное число студентов. Помощь студенту в адаптации к условиям университетского образования может осуществляться в БГУ на постоянной основе.

      Такая практика реально существует в университетах  Германии и США в виде вводных  курсов, где начинающим студентам  предлагают сориентироваться в том, что их ждет на протяжении учебы. "Например, если студенты приходят на занятия  в колледж неподготовленными, в  обязанности преподавателей не входит научить их готовиться к занятиям. В самом деле, структура одно-семестрового курса делает такую задачу непосильной. Единственное решение – подготовить студентов к существующим курсам" (2). Подготовку студента-первокурсника к учёбе в университете также имеет смысл осуществлять с помощью специально разработанных курсов, основанных на идеях, апробированных нами в интерактивных семинарах по самоопределению. Равно как эту работу необходимо проводить и на старших курсах – перед выбором специализации.

      В данном случае это лишь небольшой  шаг на пути к изменению позиции  студента в ситуации университетского образования. Таких шагов предстоит  ещё немало, но начинать делать их нужно  уже сегодня.    
 

      Рамочные  условия. Представьте себе, что у Вас появилась уникальная возможность определить какие необходимо произвести изменения в университете и для осуществления ваших планов есть все возможности. Что бы Вы сделали?

      Построили бы компактный студенческий городок  с рядом привлекательных зданий, в которых были бы не только учебные  аудитории, приспособленные к разнообразным  видам деятельности, но и лаборатории  с техническим оборудованием, доступным  и пригодным для выполнения исследований как преподавателями, так и студентами?

      А может быть создали бы компьютерную библиотеку, в залах которой огромные шкафы-каталоги и длинные очереди  за литературой были бы заменены на компьютеры и обеспечен свободный  доступ к многочисленным источникам информации?

      Или приобрели мебель, которая способствовала бы учебной деятельности студентов  в различных формах и имела  бы привлекательный вид?

      Есть  и другие варианты: например, создать  сеть сервисных служб, которая позволяла  бы преподавателям и студентам сэкономить время, решая профессиональные и  бытовые проблемы.

      В любом случае, вы попытались бы создать  такую атмосферу университета, которая  способствовала бы активной самостоятельной  учебной деятельности студентов, когда  главным действующим лицом в  учебной аудитории является не преподаватель, а студент, реализующий индивидуальную образовательную программу. Вполне возможно, что Вам удалось бы создать  образовательную среду, предоставляющую  некоторые (безусловно не все) возможности для открытия и конструирования знания самими студентами, где преподаватель не является лектором, а становится создателем образовательной среды.

      Но  это лишь фантазии на тему образования. А что в реальности? Зафиксированный  рядом исследователей кризис традиционной лекционно-семинарской формы проведения учебных занятий, неудовлетворенность  преподавателей и студентов его  качеством и результатами, требуют  пересмотра цели и способов организации  учебного процесса. И прежде всего, создания таких условий, такой образовательной  среды, в которых студент является субъектом образовательной деятельности, а преподаватель выступает в  роли "дизайнера образовательной  среды" (2), создателя условий для  эффективной деятельности студента.

      Американские  исследователи Роберт Б. Бар и  Джон Таг считают, что "цель процесса обучения состоит не в трансляции знаний, а в создании среды и формировании опыта, которые помогут студентам открыть и добыть знания для самих себя, сделать студентов членами сообщества ученых, совместно с преподавателями совершающих открытия и предлагающих решения проблем." (2)

      Создание  и развитие эффективной образовательной  среды требует не таких больших  материальных затрат, как это кажется  на первый взгляд. Мы остановимся на анализе материально-технического аспекта образовательной среды  университета и попытаемся предложить определенные шаги по ее созданию.

      По  данным пилотажного социологического опроса "О приоритетах для изменений  в деятельности преподавателя БГУ" 52% опрошенных преподавателей университета считают, что качество образования  снижается из-за ухудшения материального  обеспечения учебного процесса, а 17% отметили это утверждение как  самое актуальное.

      Недостатки  в материально-техническом обеспечении  учебного процесса фиксировали и  студенты – участники семинаров "Мое образование и университет", "Мое образование: путь к успеху".

      Отвечая на вопрос "Что мне мешает в  получении образования?", участники  отмечали следующие условия, которые  препятствуют хорошей учебе:

      · отсутствие необходимой литературыв библиотеке, недоступность многих источников информации;

      · отсутствие необходимого оборудования для проведения опытов и экспериментов;

      · недоступность студентам сети INTERNET;

      · неприглядный интерьер многих аудиторий и низкая температура в них зимой;

      · неудобная мебель, старые доски, на которых невозможно что-либо увидеть.

      На  первый взгляд, эти проблемы кажутся  неразрешимыми в существующей социально-экономической  ситуации. Однако опыт семинаров, проведенных  Центром проблем развития образования  БГУ для студентов и преподавателей университета, убеждает, что уже  сейчас возможны определенные шаги по созданию эффективной образовательной  среды университета.

      Конечно, нас могут не устраивать те здания, в которых сейчас живет университет, но изменить эту ситуацию вряд ли в  наших силах. Однако и для преподавательской  деятельности, и для успешной учебы  студентов необходимы соответствующие  учебные аудитории. Вопрос лишь за малым: "Какие аудитории нужны сегодня  университету, какие возможности  должны быть заложены в них изначально, чтобы учебный процесс мог  совершаться более эффективно?"

      Лекционно-семинарская  форма организации учебного процесса в университете способствует тому, что студенты всех факультетов распределены по группам, потокам, курсам, а основное количество аудиторий приспособлены  для чтения лекций "потоку" или  для семинарского занятия одной  студенческой группы. Невозможно сделать  из простой учебной комнаты кинозал  или компьютерную лабораторию. И  если преподаватель решит использовать в учебном процессе не только лекционно-семинарскую  форму работы, или захочет ее немного  видоизменить, то он столкнется с проблемой  поиска необходимой комнаты, соответствующей  по размерам, интерьеру, а также обладающей мебелью, которая способствует организации, например, групповой работы. В сегодняшних  аудиториях, к примеру, весьма затруднен  перенос необходимых технических  средств для использования в учебной деятельности.

      Приспособление  учебных аудиторий к многофункциональной  нагрузке, оснащение минимально необходимым  техническим оборудованием, соответствующей  мебелью безусловно дает возможность преподавателям и студентам более эффективно осуществлять образовательную деятельность.

      Однако  на сегодняшний день нам известна только одна аудитория, возможности  которой могут способствовать оптимальной  организации различных видов  образовательной деятельности. Это  аудитория №120 Информационно-аналитического центра университета. В этой аудитории  сотрудниками Центра проблем развития образования БГУ проводились  семинары для преподавателей и студентов, в которых активно применялись  различные технические средства: видеокамера и телевизор, кодоскоп и компьютер. Данную аудиторию легко превратить в лекционный зал, кинозал, учебную лабораторию с компьютерной техникой.

      Так выглядит идеальный, с нашей точки  зрения, вариант учебной аудитории. Можно сказать, что это "город  будущего". А что в реальности?

      Зайдя в обыкновенную учебную комнату  университета, мы привычно можем отметить наличие стола для преподавателя  и длинных рядов столов-парт для  студентов. Вся мебель и ее расстановка, планировка учебных аудиторий рассчитана только на лекционно-семинарскую форму  занятий, когда активность проявляет  только преподаватель. И если при  чтении лекции студентам нет надобности видеть своих коллег, то семинарские занятия зачастую превращаются в типичный урок в средней школе, когда один ученик отвечает перед всем классом, либо же ему приходится стоять, повернувшись спиной к аудитории. Такая форма расположения мебели не способствует ведению дискуссии, обмену мнениями, групповой работе, т.к. отсутствует зрительный контакт между участниками беседы. Зачастую мебель вообще нельзя передвинуть: она «намертво» прикреплена к полу.

      Использование интерактивных методов обучения предполагает налаживание различных  типов коммуникации, а следовательно, и определенный порядок расположения мебели в аудитории. Так, в статье Дэвида Жака, независимого консультанта по вопросам высшего образования в Оксфорд Брукс Университете (Великобритания), предлагаются различные варианты разрешения "мебельной проблемы":

      ·       "В каждой аудитории должно быть несколько альтернативных схем расположения мебели. Схемы должны быть изображены на слайдах, каждый из которых преподаватель может показать студентам и сказать: "Я хочу, чтобы сегодня мебель была расставлена вот так.

Информация о работе Взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе БГУ: попытка анализа