Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:27, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время взаимосвязь агрессивного поведения и статуса подростка в группе сверстников является одной из актуальных проблем.
В ходе нашей работы нам предстоит решить следующую проблему: какова взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

Объектом исследования будет агрессивное поведение и статус школьника в коллективе, личностные особенности.

Предметом исследования является взаимосвязь агрессивного поведения и его статуса в группе сверстников.

Цель работы – выявить связь между проявлением агрессии и занимаемым статусом подростка в группе своих сверстников.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристика социометрического статуса в группе детей юношеского возраста………………...……………………..……………………………6
Категории описания групповых процессов………….......7
Статусная позиция «лидеров»………………………….....9

1.1.3 Межличностные отношения школьников………………...11
2. Понятие агрессии и подходы к её изучению…………………….…13
1.2.1 Типология агрессивного поведения современных
подростков………………………………………………………16

1.2.2 Причины и специфика проявления агрессивности детей

на разных стадиях подросткового возраста…………………20

3. Взаимосвязь личностных особенностей и статусного положения ребёнка юношеского возраста в группе сверстников………………………………………………………………...27
Эмоциональное неблагополучие…………………………… 27

1.3.2 Положение ребёнка в группе…………………………….…..28
Факторы влияющие на образ жизни подростков…………...31


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………43

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………….45

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

      Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили  преступления в нетрезвом состоянии [16, с 29] .

      На  всём протяжении подросткового периода  наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

      Таблица 1

      Проявления  различных форм агрессивности у  подростков 10-15 лет [25, с 41] .

 
Возрастные  группы
      Формы агрессивности, %
физичес-кая косвенная вербальная негативизм
10-11 летние  подростки 49 % 32 % 44 % 45 %
12-13 летние  подростки 56 % 48 % 51 % 64 %
14-15 летние подростки 61 % 51 % 72 % 65 %
 

      Анализ  приведённых данных (приложение 1) свидетельствует  о том, что у 10-11- летних детей преобладают  физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом  растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

      Дети  подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов  микросреды в отношениях формирующих  личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма.  Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

      Таблица 2

      Проявления  различных форм агрессивности у  подростков из разных социальных слоёв  населения [25, с 41-43].

Социальные  слои       Формы агрессивности, %
физическая косвенная вербальная негативизм
Из  рабочей среды 70% 45% 50% 30%
Из  среды строителей 65% 55% 60% 40%
Из  среды сельских тружеников 67% 60% 65% 20%
Из  среды малоквалифицированных подсобных работников (прачки, уборщицы) 30% 65% 75% 50%
Из  среды служащих среднего звена 40% 45% 75% 60%
Из  среды руководящих работников 60% 67% 35% 90%
Из  среды торговых работников, коммерсантов 20% 30% 25% 10%
Из  среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) 25% 40% 55% 80%
 

      Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ (приложения 2-10) имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.

 

      

      3. Взаимосвязь агрессивного поведения и положения подростка в группе сверстников 

                          3.1.Эмоциональное неблагополучие

      Результаты  работ многих авторов свидетельствуют о том, что если потребность ребенка в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она вызывает у ребенка тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия, которая может в общение выражаться агрессией.

      Урунтаева отмечает, что, «…эмоциональное неблагополучие ребенка в группе сверстников  вызывается многими причинами, главной  выступает неудовлетворенность  ребенка общением, прежде всего с  родителями и со сверстниками».

      Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети, неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности, зачастую, которая приводит их к агрессивному поведению.

      Вторую  группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Такие  дети характеризуются особенностью избегания общения, им тоже присуща агрессивная форма поведения которая является формой защиты от сверстников.

      Другой  существенной причиной, вызывающей эмоциональное  неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика  его внутреннего мира. Порой агрессия у таких подростков направлена на самих себя, это является результатом признания несоответствия своей личности определённым идеалам, установленным в группе сверстников. 

      По  мнению В.С.Мухиной [18, с. 156], общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

      В месте с тем отмечает автор, что  в общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых  появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

      Блокирование  потребности в общении, как правило, искажает личностное развитие ребенка, с одной стороны способствует появлению нежелательных черт поведения: неуверенности в себе, недоверчивости к сверстникам, обидчивости, грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения, с другой – отрицательно сказывается на деятельности ребенка. При дефиците удовлетворенности ведущей потребности существенно нарушается и развитие самосознания, резко снижается уверенность в себе, в своих возможностях. В результате тормозится процесс саморегуляции ребенка и, таким образом, его личностного творчества, в том смысле, который вкладывает в это понятие Л.И.Анциферова[10,38]. 

                        3.2.Положение ребёнка в группе

      Важным  условием формирования личности ребенка является наличие у них благоприятного положения в группе сверстников. В.С.Мухина [18. с.163] отмечает, что дети с неблагоприятным положением «часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность («Так уж и быть!»). Эти дети испытывают эмоциональный голод, у них постепенно может накапливаться обида на детей из-за того, что их не принимают … с ними не советуются, к их мнению не прислушиваются. Социальное развитие таких детей осуществляется неполноценно. У них развиваются такие отрицательные черты характера, как нелюдность, скрытность, индивидуализм, они эгоцентричны, замкнуты, отчуждены от сверстников.

      Дети  с благоприятным положением («звезды», «предпочитаемые») находятся в «группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. Однако дети с особо высокой популярностью могут и «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством».

      В исследовании Т.В.Сенько изучалась  возможность коррекции положения  ребенка в группе с помощью метода статусной психотерапии (возрастных перемещений). Позволяющего изменять личностное поведение ребенка, его положение в группе сверстников и создавать условия для устранения негативных последствий высокого или низкого статуса.

      Предпосылкой  создания предполагаемого метода явилось исследование А.С.Залужного [8, с.40].. Им разработана классификация социальных взаимодействий и установлена возрастная динамика их изменения и развития; предложено выделять четыре типа социального поведения:

      1)защитно-негативистический;

      2)агрессивный;

      3)первично-социальный;

      4)коллективно-социальный.

      каждый  из этих типов автор характеризует  с точки зрения действенных и  речевых особенностей поведения.

      При всём различии защитно-негативистического и агрессивного поведения у ребят, их личностных характеристик и особенностей поведения, они отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких ребят наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков и юношей встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

      Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" старшеклассники в классе отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер, порой их действия становятся через чур жестокими по отношению к более слабым ученикам класса. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками, могут начать кричать, срываться, доходить до истерики, «огрызаться». Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов и агрессии.

      Современные подростки и юноши живут в  мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Дети подросткового и раннего юношеского возраста больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы. Личность подростка и юноши формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи и группы сверстников.

       

            3.3.Факторы влияющие на образ жизни подростков

      Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических  факторов искажает весь образ жизни  подростков. Характерным для них  становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки и юноши попадают под сильное влияние группы сверстников, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков и юношей, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Информация о работе Взаимосвязь агрессивного поведения подростка и его статуса в группе сверстников