Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
На основе теоретического анализа психологической литературы рассмотреть подходы в изучении смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
Исследовать особенности смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности у студентов 2 курса Естественно-географического факультета (группы химиков, биологов, географов).
Выполнить сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 287.50 Кб (Скачать)
 

Введение

    Проблема  смысла является актуальной в настоящее время. Изучение и проработка смысложизненной проблематики – это один из ключевых вопросов философии, психологии, педагогики, социологии, этики и медицины.

    Изучение  смысловой сферы личности в отечественной и зарубежной психологии выявило вполне определенный перечень вопросов и проблем, на которые не даны достаточно обоснованные ответы. В частности, нет ясного понимания вопроса психологической природы данного феномена, по-прежнему остается нерешенной проблема комплексного подхода к исследованию смысловой сферы личности, существует терминологическая неопределенность самого понятия «смысл», пока еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру личностных смыслов, еще не в полной мере выявлены действенные механизмы и факторы, обеспечивающие продуктивное формирование, развитие и функционирование системы личностных смыслов.

С другой стороны, на наш взгляд существует необходимость раскрытия связей смысложизненных ориентаций человека и его адаптивных возможностей.

    Сегодняшний темп жизни предъявляет молодым людям повышенный уровень требований. От особенностей смысловой сферы личности и адаптивных способностей может зависеть их успех в будущем. Особенно это актуально в юношеском возрасте, так как это возраст перехода к настоящей взрослой жизни, возраст профессионального и личностного самоопределения. Необходимо учитывать тот факт, что период начала обучения является для личности переходом из одной среды в другую, со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособлением к новым социально - психологическим условиям.  

     Следует заметить, что процесс адаптации  у каждого конкретного человека протекает по-разному и зависит  от многих факторов. Поэтому, мы считаем весьма важным, исследовать взаимосвязь достигнутого уровня социально-психологической адаптивности у студентов 2 курса от особенностей смысловой сферы личности.

     Недостаточная теоретическая изученность проблемы в юношеском возрасте обуславливает актуальность темы исследования.

      Данная  работа имеет и определенное практическое значение. Так как изучение адаптивности в ходе обучения необходимо для формирования правильного эмоционально положительного отношения к обучению и будущей трудовой деятельности, а так же для осуществления учебно-воспитательной работы со студентами с различными особенностями смысловой сферы личности.

      Цель  исследования заключается в определении особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

    1. На основе теоретического анализа психологической литературы рассмотреть подходы в изучении смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
    2. Исследовать особенности смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности у студентов 2 курса Естественно-географического факультета (группы химиков, биологов, географов).
    3. Выполнить сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования.
 

      Объект  исследования: смысловая сфера личности.

      Предмет исследования: взаимосвязь особенностей смысловой сферы личности и социально-психологической адаптивности в юношеском возрасте.

      Гипотеза: существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.

      База. Для исследования были привлечены студенты естественно-географического факультета ИГПУ, 2 курса. Всего в обследовании приняли участие 62 человека.

      Методы  исследования. Исходя из целей и задач исследования, были использованы следующие методы:

    1. Методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева;
    2. «Шкала социально-психологической адаптивности» К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированная Т.В. Снегиревой.
 

    Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, может быть рассмотрена в качестве обоснования необходимости ее изучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Смысложизненные ориентации личности

   Смысл - чрезвычайно объёмное понятие, которое  занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках: философии, языкознании, социологии, культурологии, психологии. Многие исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время, данное понятие не только не имеет строгого общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое.

      В общих определениях понятию «смысл» может придаваться несколько значений как бытийных, так и научных в зависимости от рассматриваемого аспекта. Это может быть идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни и т.д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения, в ряде случаев (логика и языкознание) тоже, что и значение [3; 767 с.]. Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет смысл как содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом; цель, разумное основание чего-нибудь; разум, разумность [20; 917 с.]. В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля приводятся два основных определения понятия «смысл»: это способность понимания, постижения; разум и способность правильно судить и делать заключения [5; 240 с.].

      В психологии понятие «смысл» неразрывно связано, прежде всего, с представлениями о человеке, его личности, жизнедеятельности. Различные психологические школы в зависимости от объекта изучения вкладывают в него свое понимание. Соответственно при рассмотрении понятия «смысл» мы опираемся на теоретические и методологические представления, определяющие психологические подходы к пониманию личности.

      В «советской психологии», основанной на марксистской методологии, представления о смысловых образованиях начинают формироваться в исследованиях школы Л.С. Выготского, А.H. Леонтьева, А.P. Лурия. Еще в классической работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» предпринимается попытка найти единицу, выражающую единство аффективных и интеллектуальных процессов. «Анализ, расчленяющий сложное целое на единицы, — пишет он, — ... показывает, что существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Он показывает, что во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее. Он позволяет раскрыть прямое движение от потребности и побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности» [13; 254 с.].

     Позднее в теории деятельности А.H. Леонтьева  выделяется понятие личностного смысла — отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является конституирующей характеристикой личности. В ник действительность открывается со стороны жизненного значения знаний, предметных и социальных норм для самого действующего ради достижения тех или иных мотивов человека, а не только со стороны объективного значения этих знаний [7; 378 с.].

    Таким образом, смысл – это выражение  отношения субъекта к явлениям объективной  действительности, изменениям окружающего мира, собственной объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремления человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способность взять на себя ответственность, верой в собственную способность, осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание личностью значимости своей жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.

    До  второй мировой войны основные достижения в разработке понятия смысла были связанны с именем А.Адлера. В его последних работах эта тематика вышла на первый план. Адлер понимал человека как неделимое целое, которое в каждом своем действии выражает свою цель и стремится достичь ее. Цели человеческой деятельности являются продуктом целостности личности, осознанности прошлого, настоящего и стремления к будущему. В концепции фиктивного финализма А.Адлер говорит о том, что человека направляет фиктивная цель, которая определяет его стиль жизни. Полноценным и здоровым будет тот, чья фиктивная цель направлена на сотрудничество, кто проявляет социальный интерес. Цель складывается в раннем детстве и определяет направление всей жизни человека. Наиболее естественной тенденцией развития человека является развитие «социального интереса». Социальный интерес развивается в трех основных сферах жизни: в деятельности, в любви, в отношениях Я-Ты. Именно в этом типе отношений человек обнаруживает смысл в обосновании собственного бытия.

    В теории личности В.Франкла смысл  представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, что бы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки». Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциальную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное В.Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно   экзистенциальный вакуум является причиной  «ноогенных неврозов». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить[21; 368с.].

    Смысл, по мнению В.Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несет  в себе свой смысл, различный для  различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как цель, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

    Таким образом, жизнь человека никогда  не может оказаться бессмысленной. Обретение смысла делает человека ответственным  за свою жизнь. В тоже время нельзя найти смысл внутри себя – в своем теле или в душе, но только обращаясь к окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности: жизнь человека – это творчество, в широком смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело. Во-вторых, человек находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем больше он становится человеком, самим собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки четких позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.

    С позициями В.Франкла перекликаются  позиции А.Н. Леонтьева.  Предметная направленность человека, творящего  самого себя в процессе свободной  деятельности, является связующей нитью  между самим человеком и окружающим его миром. Личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего самостоятельного, своего «не психического» существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания. То есть, личностные смыслы носят субъективный характер [7; 378 с.].

    По  мнению А.Н. Леонтьева, личностный опыт – это всегда смысл чего-то. Воплощение смысла в значениях – это отнюдь не автоматически и одноместно происходящий процесс, а психологически содержательный процесс. И когда отдельных жизненных обстоятельствах индивид вынужден выбирать, то этот выбор не между значениями, а сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются [7; 378 с.].

    Анализируя  структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения  между ее компонентами, А.Н. Леонтьев (15, 198) показал, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат. 

Информация о работе Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности