Взгляды на сновидения в психоанализе на примере работ З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – подходы к пониманию сновидения в психоанализе.
Цель курсовой работы – изучение теорий сновидения представленных в психоанализе.

Содержание

Введение.
Глава 1. Что такое «бессознательное»?
1.1 Понятие сновидения
1.2 История исследования сновидений
Глава 2. История психоанализа
2.1 Идеи Фрейда
2.2 Теории Юнга
2.3 Теория Адлера
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Академия МНЭПУ»

 

 

Институт обучения по выходным дням

 

Факультет Психология

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Общая психология

 

 

 

Тема: Взгляды на сновидения в психоанализе

на примере работ З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера.

 

 

 

Студентки Шангиной П.В.

Курса ___2________________

Специальность: Психология

 

 

Научный руководитель

_Чихвадзе Т.В.

                                                                                                                                             (Ф.И.О., ученое звание)

 

 

 

Работа допущена к защите

_____________________________

(подпись руководителя, дата)

 

Оценка ______________________

 

                                                       

 

                        

Москва, 2012 г.

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Академия МНЭПУ»

 

Институт обучения по выходным дням

Психология

Тема: Взгляды на сновидения в психоанализе

на примере работ З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера.

 

 

Оглавление

 

Введение.

 

Глава 1. Что такое «бессознательное»?

              1.1 Понятие сновидения

              1.2 История исследования сновидений

 

Глава 2. История психоанализа

2.1 Идеи Фрейда

2.2 Теории Юнга

2.3 Теория Адлера

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        На сны смотрели как на врата в мир иной, как на источник творческого вдохновения. Сны считались вестями от тех, с кем человек был разлучен. Некоторые исследователи рассматривают сны как способ мозга очистить себя от ненужной информации, чтобы иметь возможность принимать новую. То, как мы трактуем сны, и то, верим ли мы в них или нет, определяет и то, как мы можем использовать (или не использовать) наши личные знания, касающиеся сновидений. Трудно точно сказать, что такое сны. Поиски определения, пронизывающие долгие века, возможно, приведут нас к вопросу «Кто я такой?», который останется вечным вопросом для философов и богословов, психологов и для всех нас. Можем ли мы просто утверждать, что сны выполняют важную функцию в нашей жизни? Вероятней всего, что да.
   От Сократа до Декарта, от Юнга и до современных мыслителей, человечество было занято исследованием природы и значения сновидений и сна. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель — продолжением деятельности. Мы же остановимся на теории Фрейда и его последователей – психоаналитиков.

Объект исследования – сновидения как проявления бессознательного.

Предмет исследования –  подходы к пониманию сновидения в психоанализе.

Цель курсовой работы – изучение теорий сновидения представленных в психоанализе. Данная цель реализуется при рассмотрении и сравнении следующих работ зарубежных психоаналитиков:

o                   Фрейд «Толкование сновидений»

o                   Юнг «Значение, функция и анализ снов»

o                   Адлер «Сны и их толкование»

 

 

1.      Что такое «бессознательное»?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала выяснить что такое «сознание».

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, другим людям.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах, оно возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящей из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может быть осознанным.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достичь контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. 
В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью. 

Сновидения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное «бессознательное» способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания.

 


1.1 Понятие сновидения

 

Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить посреди быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон. Если его разбудить через 5 минут после окончания периода быстрого сна, у него останется лишь смутное воспоминание о сновидении, а если его разбудить через 10 минут, он ничего не вспомнит.

Интересен тот обычный для сновидений факт, что богатые содержанием сновидения, кажущиеся спящему человеку весьма продолжительными, на самом деле протекают очень быстро – всего несколько секунд. Представления о времени и пространстве во сне резко нарушены.

Большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидения едва ли заслуживают названия психического проявления. По их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему человеку извне, либо случайно возникающие в нём самом. Содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидения, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих – болезненный процесс» (Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или отдельных групп клеток погружённого в сон мозга.

Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по – видимому, твёрдо верит в то, что сон всё-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования.

Передовые учёные давно уже высказывали мысли о том, что в сновидениях нет ничего загадочного, что они представляют собой результат оживления во сне реально пережитого. Целью сновидения является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии желаний. Сновидение имеет явную форму выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание (скрытое содержание сновидения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История исследования сновидений

 

На протяжении всей истории человечества в разных культурах имелись различные способы объяснения природы сновидений. Так, выдвинул теорию, считающую источниками сновидения внешние чувственные воздействия: звуки, свет, прикосновения. Отчасти это справедливо: под влиянием света полной луны, яркого уличного фонаря или ласк любимого нам могут сниться причудливые сны. Однако снятся они нам и без всего этого: даже в совершенно темной и тихой комнате, спящий человек может видеть сновидения.

Другая теория считала источниками снов внутренние раздражения: неудобная поза, затекшие руки или ноги, удушье. Особенно часто этими причинами объясняли ночные кошмары. В принципе, это так, однако же, даже спокойно лежащий в свободной позе человек также от них не гарантирован.  Кроме того, в неудобной позе совсем не обязательно снится именно кошмар – бывает, что снится нечто нейтральное, или вообще – ничего.

Существовала также теория, объясняющая сны как повторение впечатлений, полученных человеком в течение дня, предшествующего ли сну или более отдаленного во времени – не суть, главное – сны понимались как повторение впечатлений, полученных во время бодрствования. Тем не менее, зачастую сюжетами наших снов является нечто такое, что никогда прежде нами не было видено наяву и даже более того – о чем мы не читали и не слышали.

Последняя версия объясняла сон как отдых организма. Доля истины в этом есть, однако эксперименты ученых ХХ столетия доказали, что в определенные (так называемые «быстрые», или «парадоксальные») периоды сна – до 4-5 раз за ночь – электрическая активность нашего мозга такая же, как и во время бодрствования, а глазные яблоки движутся, как и днем.

Таким образом, все эти теории являлись не то чтобы несостоятельными, но – неполными, и до появления концепции Фрейда не существовало внятных объяснений происхождения и природы наших снов. Более того, толковать сами сновидения такие теории также не пытались, занимаясь нахождением объяснений только для источников их появления.

З. Фрейд раскрыл адаптивный смысл биологической функции сна для человека как способа восстановления психического равновесия через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно заряженных желаний, заменяющих действие. Для З. Фрейда сновидение – это «царская» дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Он рассматривал сновидение в качестве невротического симптома, свойственного не только больным, но и всем здоровым людям.

Данная теория основателя психоанализа стала отправной точкой на множество последующих работ ученых – психоаналитиков.

На первом плане стоит вопрос о значении сновидений - вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых, дело идет о выяснении психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно, ли толковать сновидения и имеет ли каждый элемент его содержания какой-нибудь “смысл”, как мы привыкли это находить в других психических актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      История психоанализа

         Основателем классического психоанализа является 3. Фрейд, выступивший в начале XX в. с новым нетрадиционным видением человека и культуры.

Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе XX столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

Первоначально данное понятие, введенное Фрейдом в 1896 г. в опубликованной на французском языке статье об этиологии неврозов, означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. И наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

             Неопределенность в трактовке понятия психоанализа отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей идей и концепций, в свое время выдвинутых Фрейдом.

Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психический акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание - не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными.

                Фрейд сравнивает сферу бессознательного с большой передней, а сознание - с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит страж, который не только пристально разглядывает каждый психический акт, но и решает вопрос о том, пропустить ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какой-либо психический акт допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что он тем самым становится сознательным. Он становится сознательным только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона.

Информация о работе Взгляды на сновидения в психоанализе на примере работ З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера