Ядро и периферия личности в теории К. Г. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:55, доклад

Описание работы

Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Хьелл, с. 199
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем всю целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

Работа содержит 1 файл

зарубежные теории личности.doc

— 56.00 Кб (Скачать)
  1. Ядро  и периферия личности в теории К. Г. Юнга.

     Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Хьелл, с. 199

     Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем всю целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

     Личное  бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда – то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Юнговская концепция личного бессознательного в чем – то похожа на таковую у З. Фрейда. Однако Юнг пошел дальше З. Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность прямо или символически связанной с темой власти. То же самое может быть верным в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или денег, секса или какой – нибудь другой разновидности комплексов. Однажды, сформировавшийся комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознавания.

     И наконец, Юнг высказал мысль о  существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Хьелл, с. 200

     Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных модулей»). Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ, на какой – либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью. Хьелл, с. 200 – 201.

     В ряду множества архетипов, описанных  Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (таблица 1).

Архетип      Определение      Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная  роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид  настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хуссейн
Самость Воплощение  целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация  жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной  на внешний мир Солнечное окно
 

     Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Далее Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительно сходство, потому что они восходят к общим для всего изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Хьелл, с. 201 

     
  1. Локус контроля личности. Типы личности, выделенные Дж. Роттером

     Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией  Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля [Хьелл, с. 419].

     Хотя  веру в экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер  ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом - «интернальность», убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами. [Хьелл, с. 419 – 420].

     Исследования, основанные на роттеровской шкале, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов - это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.

     Интерналы также в большей степени, чем  экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить  свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу. Объяснение таким последовательным фактам можно найти в раннем семейном опыте людей, когда они были детьми. Именно, Ло, сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу и терапевту. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии [Хьелл, с. 421].

     Исследования  также показывают, что у людей  с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интервальным локусом контроля. Например, Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность появления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов. Было даже показано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения [Хьелл, с. 421]. Почему экстернальность связывается с плохой адаптацией? Мы можем только рассуждать о том, что люди способны большего добиться в жизни, если они верят, что их судьба находится в их собственных руках. Это, в свою очередь, ведет к лучшей адаптации у интерналов, что было отмечено во многих исследованиях.

     И наконец, многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного  сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Действительно, Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других. [Хьелл, с. 421]. 

  1. Понятие «Я - концепции» и  ее структура, по К. Роджерсу.

     Согласно  К. Роджерсу, каждый наделен стремлением  заботиться о своей жизни, чтобы  сохранить ее и улучшать. На основе разработанного опыта общения с  другими людьми и их поведения, у  человека формируется система представлений  о себе – реальное Я. То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образуется идеальное Я. К нему и стремиться приблизиться реальное Я. Столяренко, с. 296

     Восприятие  и интерпретация человеком самого себя, или его Я – концепция (самость), отражает те характеристики, которые он воспринимает как свою часть, а также то, каким он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я – концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть (Я реальное), но и какими, по нашему мнению, мы должны и хотели бы быть – идеальное Я.

     Я – концепция представляет собой  организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия Я. Оно символизирует главную  часть сознательного опыта человека. В значительной степени содержания Я – концепции является продуктом социализации, формируется постепенно под влиянием оценок других людей. Роджерс выделяет условия, важные для его развития:

  1. Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании развивается как осознание возникновения Я.
  2. Людям необходимо позитивно рассматривать себя. Эта потребность в позитивном внимании к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках, т.е. человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я – концепцией, так как это не будет удовлетворять эту потребность. Обычно поведение человека согласуется с его Я – концепцией.
  3. Люди, особенно дети, сильно подержаны влиянию значимых для них лиц. Таковы (родители, учителя, друзья), как правило, позитивно относятся только к желаемому поведению человека, только тогда проявляя внимание, любовь, уважение (принцип: «Я буду уважать, любить и принимать тебя только в том случае, если ты»). Это означает, что ребенок старается соответствовать стандартам, ожиданиям и требованиям других, ведет себя так, как нужно

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Маклакова А. Г. общая психология: Учебник для  вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

     Столяренко  Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.: ил.

Информация о работе Ядро и периферия личности в теории К. Г. Юнга