Научно-технические и организационно-экономические проблемы внедрения энергосберегающих технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:49, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется особой ролью электроэнергетики страны в реформировании экономики Беларуси. В связи с принципиальным изменением условий функционирования предприятий электроэнергетической отрасли, развитием процессов реструктуризации энергетических объектов, повышением значимости обеспечения надёжности и качества энергоснабжения потребителей и изменением динамики взаимосвязей энергетической системы с отраслями народного хозяйства на предприятиях энергетического комплекса, целесообразно развивать с учетом общенаучной системной методологии.

Содержание

Введение ________________________________________________________ 2
1.Проблема в энергообеспечении экономики РБ________________________4
2.Сущность, актуальность и направления энергосбережения _____________6
3. Способы и средства энергосбережения на предприятиях
и в организациях_________________________________________________10
4. Основные этапы разработки программы энергосбережения ___________12
Заключение _____________________________________________________17
Список литературы_______________________________________________19

Работа содержит 1 файл

эс.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 

3. Способы и средства энергосбережения на предприятиях и в организациях

Качество и эффективность технологических процессов, конкурентоспособность готовой продукции или услуг предприятия в значительной степени определяются их энергетической эффективностью. Обеспечение последней означает эффективное энергоиспользование – уровень и структуру потребления энергоресурсов, исключающие их нерациональный расход и ненормативные потери. Этим определяется цель управления энергоиспользования (энергоменеджмента) на предприятии или фирме.

Следует различать контуры  внешнего и внутреннего управления энергоиспользованием предприятия. 
Принципы и задачи внутреннего управления энергоиспользованием: 
• принятие энергосберегающих решений и их реализация на стадиях проектирования, строительства и монтажа: выбор строительной площадки, размещение зданий, сооружений, объектов на территории предприятия, их ориентация, выбор типа зданий, строительных и конструкционных материалов, технологий, производственного и вспомогательного оборудования, систем и инфраструктур инженерного обеспечения, управления и т.д.; 
• организационная согласованность финансовой, технологической и энергетической политики и дисциплины на предприятии; 
• экономическое стимулирование и мотивация всех подразделений, служб, персонала предприятия на энергосбережение; экономические выгоды от энергосберегающих мероприятий и средств должны покрывать затраты на них и распределяться с целью их скорейшего внедрения; 
• учет и контроль потоков всех энергоресурсов и энергоносителей; 
• создание автоматизированной системы управления энергоиспользованием на предприятии и подсистем ее обеспечения; 
• энергетические обследования и аудиты предприятия в целом и его подразделений с целью оценки потенциала энергосбережения, определения плана и приоритетов мероприятий по снижению энергозатрат (в их числе изменение условий эксплуатации оборудования, рационализация режимов энергопотребления, модернизация технологических процессов и т.д.).

Внешнее управление энергоиспользованием отдельных предприятий осуществляется посредством правовых, экономических, финансовых, административных механизмов, определенных государственной политикой энергосбережения и осуществляемых через государственные органы энергосбережения.

Действенными механизмами  внешнего контура управления энергоиспользованием в условиях поворота к рыночной экономике являются обоснованная тарифная политика на энергоносители, выполняющая коммуникативную функцию и обеспечивающая ценовые стимулы энергосбережения, обязательные, периодически выполняемые на независимой основе энергоаудиты предприятий, создание конкурентной среды в производстве и снабжении энергоресурсами.

Государственная программа  «Энергосбережение» определила приоритетные технические направления энергосбережения в Республике Беларусь, на выполнение которых в первую очередь должны концентрироваться усилия: 
• учет и регулирование ТЭР; 
• малые и мини-ТЭЦ; 
• использование ВЭР (вторичных энергоресурсов); 
• котельные и тепловые сети; 
• парогазовые установки в энергетике; 
• регулируемый электропривод; 
• системы освещения; 
• холодильная техника и компрессорное оборудование; 
• строительные конструкции и теплоизоляционные материалы; 
• теплонасосные установки; 
• автоматизированные системы управления технологическими процессами; 
• нетрадиционные и возобновляемые источники энергии; 
• внедрение новых технологий и оборудования. 
 

4. Основные этапы разработки программы энергосбережения

 

Энергоаудит. Энергетическое обследование (энергоаудит) проводится в целях определения путей  быстрого и эффективного снижения издержек на энергоресурсы, сокращения и исключения непроизводительных расходов (потерь), оптимизации или замены технологии производства. Он может стать основательной базой, трамплином для качественного рывка в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг.

- Существуют  три способа снижения потребления  энергии:

- Исключение  нерационального использования  энергоресурсов;

- Устранение  потерь энергоресурсов;

- Повышение  эффективности использования энергоресурсов.

Энергоаудит условно  можно разделить на четыре основных этапа:

1. Ознакомление с предприятием, сбор и анализ необходимой информации, составление программы обследования. На этом этапе производится уточнение объемов и сроков проведения работы.

2. Обследование предприятия. В том числе: разработка подробных балансов по всем энергоресурсам, выявление основных потребителей и "очагов" нерациональных потерь энергоресурсов; проведение необходимых испытаний и инструментальных замеров.

3. Разработка энергосберегающих проектов и мероприятий. Определение технического и экономического эффекта от их внедрения. Формирование программы энергосбережения предприятия;

4. Оформление отчета по энергетическому обследованию и энергетического паспорта предприятия. Презентация результатов работы.

Структурно  программа энергосбережения состоит  из следующих разделов: общей части, нормативно-правовой базы, перечня основных направлений энергосбережения, программного блока, информационно - образовательного блока и приложений.

В первом разделе  сформулированы цели и задачи программы, ожидаемые результаты, основные принципы построения и управления, а также приведена схема управления энергосбережением предприятия.

Особое внимание уделено принципу возвратности средств  финансирования мероприятий по энергосбережению, стимулированию производителей, потребителей и поставщиков энергии, а также компаний, занимающихся решением практических вопросов энергосбережения.

Нормативно-правовая база содержит перечень первоочередных нормативно-правовых актов, которые  должны быть учтены при разработке программы.

Основная часть  программы энергосбережения – программный блок, включающий организационно-технические мероприятия, перечень проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области энергосбережения, а также перечисление первоочередных объектов создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.

Главный особенностью построения программного блока является возможность разработки на его основе детальных годовых программ энергосбережения и оптимизации направлений энергосбережения предприятия.

Информационно-образовательный  блок содержит два основных вида этой деятельности: подготовку и переподготовку специалистов всех уровней по энергосбережению, пропаганду идей энергосбережения.

Основными принципами программы энергосбережения являются:

- приоритет  повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением объемов добычи и производства;

- сочетание  интересов потребителей, поставщиков  и производителей топлива и  энергии; 

- первоочередность  обеспечения выполнения экологических  требований к добыче, производству, переработке, транспортировке и использованию топлива и энергии;

- обязательность  учета юридическими лицами производимых  или расходуемых ими энергетических  ресурсов, а также учета физическими  лицами получаемых энергетических  ресурсов;

- сертификация  топливно-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;

- заинтересованность  производителей и поставщиков  энергетических ресурсов в применении  эффективных технологий;

- осуществление  мероприятий программы за счет  собственных средств либо на  возвратной основе.

Основными целями программы энергосбережения предлприятия являются:

- повышение  эффективности использования энергетических  ресурсов на единицу продукта предприятия;

- снижение финансовой  нагрузки за счет сокращения  платежей за топливо, тепловую  и электрическую энергию; 

- улучшение  финансового состояния предприятия  за счет снижения платежей  за энергоресурсы и, соответственно, дополнительное пополнение бюджета области за счет налоговых поступлений.

Цели программы  достигаются путем внедрения  эффективных технологий и разработки эффективных финансово-экономических  механизмов производства, транспортирования  и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета.

Основные направления  энергосбережения:

- Энергоаудит.  Проведение энергетических обследований  организаций; 

- Энергоучет. Внедрение  централизованных систем учета  энергоресурсов на промышленных  предприятиях.

- Регулирование  энергопотребления. Внедрение систем  регулирования потребления энергоресурсов  от источника их производства  до конечного потребления; 

- Реконструкция  промышленных вентиляционных установок; 

- Модернизация  топливных и электрических печей;

- Модернизация  энергетического оборудования.

Для успешного  выполнения и дальнейшего развития программы наиболее подходящим инструментом является система управления проектами, широко применяемая в мировой  практике.

Программа должна создавать условия, позволяющие сочетать интересы ее участников в направлении намеченных приоритетов. Она является многопроектной средой с различным статусом проблем и проектов: важнейшие проблемы, требующие срочных действий; проблемы, нуждающиеся в дополнительной проработке; проблемы, решаемые в ходе регулярного планирования; региональные, районные, городские, отраслевые проекты, проекты отдельных предприятий и т. д. Поэтому для достижения поставленных целей необходима система управления, структура которой будет разрабатываться и оптимизироваться при формировании нормативно-правовой базы энергосбережения предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Это  создает особые условия функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от внешних поставщиков. 
Именно поэтому проблема ресурсо- и энергосбережения является актуальной на сегодняшний день. В этих условиях правительство Республики Беларусь проводи энергетическую политику, которая направлена на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве ресурсо- и энергосберегающих технологий. 
Энергосбережение – процесс многогранный и охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Развитие экономики Республики Беларусь как суверенного государства невозможно без выработки национальной идеи, психологии бережного и экономного использования имеющихся энергетических и сырьевых ресурсов, использования наработанного опыта в этой области другими странами. И это – важнейшая на сегодня сфера деятельности, ресурс повышения конкурентоспособности промышленного производства, способ интеграции экономики в международный рынок. 
 
В последнее десятилетие все большее признание получало существование взаимного влияния здоровой окружающей среды и устойчивого экономического развития. В это же время в мире происходили крупные политические, социальные и экономические изменения, по мере того, как многие страны начинали осуществление программ радикальной структурной перестройки своей экономики. Таким образом, изучение влияния на окружающую среду общеэкономических мероприятий стало проблемой, имеющей серьезное значение и требующей скорейшего решения.

Следует также сказать, что общеэкономические реформы  иногда приводят к непредвиденному  ущербу для окружающей среды. Существование отжившей политики, несовершенство рынка и организационных структур где-либо в экономике могут непредусмотренным образом взаимодействовать с более общими экономическими реформами и создавать стимулы для чрезмерного использования природных ресурсов и деградации окружающей среды. Исправление такого положения обычно не требует отказа от первоначальной экономической политики. Вместо этого требуются определенные дополнительные меры, устраняющие несовершенство рынка, организационных структур или отжившую политику. Такие меры обычно не только благоприятно сказываются на окружающей среде, но и являются решающим компонентом успеха общеэкономических реформ.

Хотя общеэкономические  мероприятия не направлены на то, чтобы  целенаправленно влиять на состояние  природы и окружающей среды, но они могут повлиять на нее, как в лучшую, так и в худшую сторону. К числу таких мероприятий относятся: изменение обменных курсов или ставок процента, сокращение дефицита государственного бюджета, освобождение рынков, либерализация торговли, усиление роли частного сектора и укрепление организационной базы.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Республиканская программа  энергосбережения на 2006 – 2010 годы: постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 2 февраля  2006г. №137 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. - №17/13086. 
2. Инструкция о мерах по обеспечению функционирования республиканского фонда «Энергосбережение»: постановление Совета Министров Республики Беларусь №711 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2008г. №288) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - №3/672.

3. Арсюткин, Н.В. Материалоемкость и ресурсосбережение в национальной экономике (Республика Беларусь) / Н.В. Арсюткин. – Минск: Право и экономика, 2006. – 104с. 
4. Энергосбережение: электронный словарь // Свободная энциклопедия «Википедия». [Электронный ресурс]. 

5. Вербицкая, Н. Дешевое  энергосбережение закончилось / Н. Вербицкая // Экономическая  газета. 
6. Вешторт, В. Можем сэкономить – потенциал есть / В. Вешторт // Экономическая газета.

7. http://expresser.ru/toplivno-energeticheskii-kompleks-respubliki-belaru/neobkhodimost-i-rezervy-energosberezheniia-v-belarusi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Научно-технические и организационно-экономические проблемы внедрения энергосберегающих технологий