Актуальность разработки и применения нормативного документа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

С практической точки зрения наличие профессиональных стандартов в авиастроительной отрасли позволяет минимизировать существующие расхождения между требованиями работодателей и уровнем подготовки выпускников в системе профессионального образования, создать условия для пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов на основе требований работодателей, повысить конкурентоспособность наших кадров в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию.

Работа содержит 1 файл

курсяк ТРС.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Введение

     Процессы, происходящие в стремительно развивающемся  постиндустриальном обществе, характеризующиеся  возрастающей неопределенностью и  ускорением темпов технологического развития, глобализацией, совершенствованием организации  труда и организационной культуры, приводят к необходимости пересмотра требований в сфере трудовых отношений, их формализации на новом качественном уровне.

     На  замену устаревающим квалификационным справочникам, не отвечающим потребностям рынка труда, должны прийти профессиональные  стандарты , основанные на анализе требований к трудовой деятельности и ее результатам.

     В основе структуры и содержания Профессиональных стандартов авиастроительного профиля  заложен компетентностный подход, характеризующийся  тем, какими знаниями, умениями, навыками, а также личностными качествами обладает выпускник и тем, как он сможет применить их на практике. Именно этот набор качеств и характеризует человека как высококвалифицированного специалиста, способного реализовать свои компетенции на должном уровне и в определенной ситуации. Таким образом, профессиональный стандарт предполагает своим содержанием осуществлять оценку качества специалиста, прошедшего подготовку или переподготовку по той или иной авиастроительной специальности, соответствующей данной профессии.

    Наличие в распоряжении предприятий и  организаций авиастроительной отрасли  профессиональных стандартов позволяет:

  • точно определить потребность предприятия и организации в обучении – дополнительной профессиональной подготовке – для действующих и перспективных кадров;
  • выработать критерии подбора и найма дополнительного персонала для расширения и качественных изменений в структуре кадрового состава предприятия или организации;
  • видоизменить и переориентировать систему кадрового резерва, а также создать условия для профессионального роста для наиболее активных и достойных сотрудников;
  • установить объективную систему текущей оценки уровня компетенции персонала и создать условия для стремления работников повышать свой квалификационный уровень;
  • провести сертификацию персонала на основе критериев, изложенных в квалификационных уровнях профессий;
  • создать должностные инструкции, соответствующие профессиональному уровню, необходимому для выполнения трудовых функций в нужном объеме и требуемого качества.

    Наличие профессиональных стандартов позволяет также интегрально оценить кадровую потребность предприятий и организаций отрасли в разрезе профессий и территорий, что, с одной стороны, позволит оценить масштабы проблемы на региональном уровне, а с другой, предложить пути ее решения, привлекая для этой цели доступные ресурсы.

    С практической точки зрения наличие  профессиональных стандартов в авиастроительной отрасли позволяет минимизировать существующие расхождения между  требованиями работодателей и уровнем  подготовки выпускников в системе профессионального образования, создать условия для пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов на основе требований работодателей, повысить конкурентоспособность наших кадров в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию.  
 

1. Характеристика нормативного  документа

1.1 Описание и характеристика  объекта стандартизации

        В качестве объекта настоящего исследования был выбран рынок послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства, структурно объединяющий совокупность поставщиков и заказчиков послепродажного обслуживания, объектов обслуживания и поставки, а также взаимосвязи между ними.

     Профессиональный стандарт «Послепродажное обслуживание авиационной техники»  разработан с той целью ,что результативная форма его достижения будет определяться, прежде всего: повышением конкурентоспособности отечественных поставщиков авиационной техники,улучшением финансово-экономическихпоказателей их деятельности, созданием дополнительных рабочих мест, увеличением наукоемкой составляющей экспорта страны, укреплением политических и экономических отношений России с другими странами в рамках военно-технического сотрудничества.

       Современное состояние рынка авиационной  характеризуемое в первую очередь несоответствием структуры авиационной промышленности объему рыночного спроса на продукцию отрасли, является закономерным результатом трансформации российского ОПК на протяжения последних тридцати лет, происходившей под влиянием политических, экономических, научно-технических и других факторов. Комплексный подход к описанию данных факторов обусловливает необходимость изучения рынка российской авиационной техники (АТ) как подсистемы международного рынка вооружения и военной техники (ВВТ), предполагает анализ основных тенденций развития международно-экономических связей в рамках военно-

технического  сотрудничества (ВТС) России с другими  странами.

       Последовательное расширение географии поставок, рост конкуренции, и,

как следствие, усложнение системы рыночных отношений России с иностранными государствами в рамках ВТС, предопределили качественные изменения в структуре спроса и предложения, многообразие форм осуществления сделок, а также повышение требований к качеству продукции, соответствие которым является сегодня обязательным условием стабильного функционирования и дальнейшего развития отечественного ОПК. Интенсивная коммерциализация проявляется, прежде всего, в расширении номенклатуры выпускаемой продукции, усилении специализации производителей и сужении сегментов рынка ВВТ, который сегодня включает в себя первичный рынок (поставки новой техники), вторичный рынок (поставки самолетов, находившихся в эксплуатации), рынок модернизации, рынок послепродажного обслуживания, рынок лизинга и лицензионного производства, а также некоторые другие сегменты.

       На фоне достаточно устойчивых тенденций на первичном рынке АТ, весьма динамичной выглядит сфера послепродажного обслуживания (ППО), которая по оценкам специалистов обладает емкостью 8-10% мирового рынка ВВТ. Динамичность проявляется, прежде всего, в экстенсивном и интенсивном расширении рынка послепродажных услуг, которые образуют гибкую структуру товарного портфеля поставщиков, обеспечивают возможность дифференциации их предложения в рамках достигнутого технологического уровня создания АТ.  Среди основных причин такого роста следует выделить:

· постоянное повышение качества обслуживания и, как следствие, снижение затрат заказчиков на эксплуатацию техники;

· возможность  установления долгосрочных партнерских отношений с

заказчиками авиационной техники, обеспечивающих стабильный

спрос на продукцию  и услуги поставщика;

· увеличение спроса ряда стран на послепродажное обслуживание при

одновременном сокращении спроса на новую авиационную технику,

что обусловлено снижением платежеспособности данных стран вследствие мирового финансового кризиса;

· относительно высокую рентабельность реализации услуг и комплектующих изделий в виде запасных частей, цены на которые, как правило, выше цен на те же комплектующие, используемые для сборки новой техники.

Так, по оценкам  специалистов общий пул обеспечения  жизненного цикла экспортируемых боевых самолетов отечественного производства, которые в настоящее время состоят на вооружении более чем в 50 странах, составляет не менее 7,5 млрд. дол. с учетом текущего периода жизненного цикла каждого самолета и расходов на его обеспечение. 

1.2 Структура нормативного  документа

      Профессиональные стандарты — продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности, отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям.

      Стандарт формулирует основные требования рынка труда, работодателей к профессии и закладывает основу для прикладной составляющей образовательного стандарта по соответствующей специальности. Описывая профессию по различным квалификационным уровням, ПС также становится основой для формирования программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, проведения аттестации и сертификации персонала, планирования его профессионального роста. Также ПС формирует основу для прикладной составляющей образовательных стандартов.

       В процессе развития структуры квалификаций представляется возможным наполнять содержанием каждый квалификационный уровень в зависимости от приращения новых компетенций, учитывать эти процессы в образовательных программах. Непрерывное обновление профессионального стандарта позволяет оценивать приращение компетенций работника, освоенных как в процессе обучения, так и в ходе приобретения трудового опыта.

       Профессиональный стандарт является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда, он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках определенного вида профессиональной деятельности требования к:

 ▪ содержанию и качеству труда;

 ▪  условиям осуществления трудовой деятельности;

 ▪  уровню квалификации работника;

▪  уровню профессионального образования и обучения, необходимых для соответствия данной квалификации.

Оформление  ПС осуществляется в строгом соответствии с утвержденным

макетом.

      Изложение текста и оформление ПС выполняют  шрифтом Times New Roman на белой бумаге форматом А4 через 1 межстрочный интервал. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - 1,8 мм (кегль 14)

      Изложение таблиц выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 11.

      Наименования  структурных элементов ПС: «Содержание», «Общие положения», «Паспорт профессионального  стандарта»», «Карточки видов трудовой деятельности», «Описание единиц профессионального стандарта», «Виды сертификатов, выдаваемых дна основе настоящего профессионального стандарта», «Разработчики профессионального стандарта», «Лист согласования», «Экспертиза и регистрация профессионального стандарта» служат заголовками разделов ПС.

      Разделы ПС делятся на подразделы и пункты.

      Разделы ПС (за исключением «Содержания»), их подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и  записывать с абзацного отступа. Номер подраздела включает номер раздела ПС и собственный порядковый номер, разделенные точкой. Номер пункта включает номер подраздела и собственный порядковый номер, разделенные точкой.

      Название  разделов ПС выполняется заглавными буквами шрифтом Times New Roman, 14. кегль, жирное выделение.

      Название  подразделов и пунктов выполняется  шрифтом Times New Roman, 14 кегль, жирное выделение.

      Каждый  раздел ПС начинается с нового листа, а подразделы и пункты внутри раздела  отделяются 2-мя межстрочными интервалами.

      Нумерация страниц ПС осуществляется внизу по центру страницы. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

      Текст ПС следует печатать в «книжной»  ориентации листа, соблюдая следующие  размеры полей: правое - 10 мм, левое, верхнее и нижнее - 20 мм.

      Отправная точка формирования профессионального  стандарта – анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций  и требований к качеству их выполнения.

Информация о работе Актуальность разработки и применения нормативного документа