Фамилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Интересна история самого слова фамилия. По происхождению своему оно латинское и в русский язык попало в составе большого числа заимствований из языков Западной Европы. Но в России слово фамилия поначалу употребляли в значении «семья»; английское family, французское famille, испанское familia тоже переводятся как «семья». В XVII - XVIII веках еще бытовало слово прозвище: оно-то в те времена и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело свое второе значение, ставшее затем основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».

Содержание

Содержание:

Ведение 3
1. Появление русских фамилий 3
2. Происхождение фамилий, образованные от крестильных имен: 4
2. Происхождение фамилий, образованные от мирских имен 8
4. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ 12
5. Происхождение фамилий, образованные от географических названий 15
6. Фамилии потомков православного духовенства 16
Заключение 21
Список источников 22

Работа содержит 1 файл

История русских фамилий+++ версия для печ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Слово "черный" в старину означало, кроме современного значения, также "темный", а "мырда" - диалектное курско-воронежское произношение слова "морда, лицо". Таким образом, сегодня  древнерусское прозвище "черномырдый" или "черная мырда" прозвучало бы как "смуглолицый". Различие древнего и современного прозвища, указывающего на смуглого человека, не связано с отсутствием хороших манер у наших предков. Деление русского языка на литературный и "народный" произошло лишь в XVIII веке, когда в среде петербургской аристократии стал популярен "высокий штиль", требовавший употребления лишь возвышенных эпитетов. Но древнейшие русские фамилии возникли во времена, когда не существовало подобных проблем, поэтому в их основе сохранились употребительные в XV-XVII вв. имена и прозвища донских удальцов, искавших пусть опасной и полной лишений, но свободной жизни. Таким памятником древнерусского языка и народного фольклора и является древняя донская фамилия Черномырдин.

     ОДИНЦОВ

     Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Одинцов происходит из центральных областей древнерусского государства и известна с XVII века . Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.

     Фамилия Одинцов относится к интереснейшей  группе русских фамилий, образованных от внутрисемейных имен.

     Такое имя ребенок получал только от родителей и это единственный признак, по которому внутрисемейные имена отличаются от прозвищ, дававшихся обычно друзьями или соседями. Конечно, не у всех детей было внутрисемейное имя в дополнение к официальному, но если ребенок получал такое имя, то, как правило, оно употреблялось чаще крестильного, закрепляясь за человеком на всю жизнь в качестве дополнительного, мирского имени.

     Самую многочисленную группу среди фамилий, образованных от внутрисемейных имен, данных ребенку в связи с обстоятельствами рождения, составляют фамилии, основами которых является имя, означающее, каким по счету в семье родился ребенок. Среди фамилий этого типа общеизвестные: Одинцов, Третьяков, Шестаков и редкие: Третилов, Пятаков, Шестунов, Семяхин, Осмехин, Осьмаков.

     Фамилия Одинцов образована от имени Одинец, данного сыну, родившемуся первым по счету в этой семье. Имя Одинец было очень популярно во всех сословиях на всей территории расселения восточных славян. Так, например, в древнейших архивах упомянуты: Акинф Семенович Одинец Москотиньев, боярин, 1470 г.; князь Иван Федорович Одинец Гагарин, начало XVI в.; Андрей Иванович Одинец, боярин, вторая половина XVI в.

     Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека. Более того, древнерусские "домашние" имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных именований. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца: в 1601 г. в Новгороде записан Федор Афанасьевич Одинцов; в "Актах Московского государства" (т.11) в 1643 г. - Иван Одинцов, Костромской посадский. От Акинфа Семеновича Одинца Москотиньева ведет свою родословную и древнейший боярский (дворянский) род Одинцовых.

     Популярность  мирских имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших русских обычаев, традиций является фамилия Одинцов.

     С началом процесса образования фамилий, именно эти необычные мирские  имена в первую очередь стали  выполнять функции фамильных  прозвищ, а, передаваясь из поколения в поколение, превратились в фамилии. Возможно, некоторые из записей XVI-XVII веков отражают еще дедичества, но учитывая тот факт, что уже в начале XVIII века мирские имена полностью вышли из употребления, можно утверждать, что история каждой фамилии Рюминых имеет протяженность не менее трех столетий, а это немало если учесть, что первые русские фамилии стали появляться лишь в XVI веке, а само название "Русь" стало известно человечеству менее двенадцати столетий назад.

4. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ

     СИДЕЛЬНИКОВ

       Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Сидельников происходит из центральных областей древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.

     Фамилия Сидельников имеет очень интересную историю происхождения и относится  к распространенному типу древнейших русских фамилий, образованных от прозвищ, связанных с профессиональной деятельностью одного из предков.

     Такие "профессиональные" прозвища существовали на Руси с незапамятных времен, а  после принятия христианства, то есть с появлением обязательных крестильных  имен, выполняли роль дополнительных прозваний, и в официальных документах помогали выделить конкретного человека в массе людей, носивших такое же крестильное имя, а в обиходе нередко полностью заменяя крестильные имена, которые были менее многочисленны и поэтому часто повторялись. Эти прозвища дополняли крестильные имена и, в некотором смысле, выполняли роль фамилий до середины XVIII века.

     Сидельником или седельником (до XVIII века не было выработано единых общих правил правописания в русском языке, и, при оформлении документов, безударная -е обычно записывалась как -и; поэтому такое написание фамилии, как правило, говорит о древнем происхождении фамилии) на Руси звали мастера, изготавливающего конную упряжь, седла и т.д. Так, например, в 1504 году упоминается "Филимон, искусный сидельник при дворе Великого Князя".

     Принятая  форма именования в Древней Руси выглядела так: например, Иван Петров сын Сидельников - здесь "Петров сын" - указание на имя отца, а "Сидельников" - отчество отца, образованное от прозвища деда, так называемое "дедичество", то есть при записи "полного имени" Ивана мало кто знал, как звался его дед в крещении, но все помнили, что он был мастером-сидельником. Неудивительно, что отчество сына нередко записывалось не от крестильного имени, а от профессионального прозвища отца или деда. Так, например, в "Архивах московских приказов" в 1623 году записан Иван Федоров сын Сидельников; в картотеке известного историка Чулкова Н.П. в первой половине XIX века в Сызранском уезде упоминается подпоручик Сидельников.

     Древнерусское слово "сидельник", да и другие профессиональные прозвища, ныне воспринимаемые нами как анахронизмы, в древние времена произносились не менее уважительно, чем сегодня - хирург или летчик.

     В условиях, когда основная часть хозяйств на Руси имела "натуральный" характер, а понятие "образованный" для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники сильно выделялись из общей массы крестьян и пользовались в народе большим уважением, а потому и прозвище это быстро приживалось в применении к их потомкам. И, даже если их дети не имели такой профессии, тем не менее оставались Сидельниковыми и очень этим гордились.

     МИРОШНИЧЕНКО

     Представители этой фамилии могут гордиться  своими предками, сведения о которых  содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории Украины и России. История фамилии Мирошниченко начинается в XIV веке в юго-западных областях древнерусского государства. Разумеется, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.

     Фамилия Мирошниченко принадлежит к древнейшему  типу славянских фамилий, образованных от названия профессии. Профессиональные прозвища существовали на Руси с незапамятных времен, а после принятия христианства, то есть с появлением обязательных крестильных имен, выполняли роль дополнительных прозваний, в официальных документах помогая выделить конкретного человека в массе людей, носивших одинаковое с ним крестильное имя.

     Естественно, фамилии такого типа возникали прежде всего в средних слоях общества - в среде купцов, ремесленников и мастеровых. Но иногда, причем уже в XVI веке "профессиональные" фамилии получали и представители дворянства.

     Помимо  общей для всех "профессиональных" фамилий, фамилия Мирошниченко имеет  и свою собственную очень интересную историю. В южнорусских областях (Курск, Воронеж и Ростов-на-Дону) и на востоке Украины (т.е. в донском и слободском казачестве) "мирошником" называли мельника. Именно здесь и возникло фамильное прозвище Мирошниченко. Об этом напоминают и сохранившиеся до настоящего времени в Харьковской и Вологодской областях села с названиями Мирошники и Мирошниковка.

     Во  времена Киевской Руси патронимический  суффикс -енко, ныне ошибочно называемый украинским, у южных славян означал "маленький" или "сын такого-то", то есть Мирошниченко буквально понималось как "сын Мирошника". В XIII-XV вв. немалая часть фамильных прозвищ, записанных на Украине, в южных землях Белой Руси и на юго-западе Московской Руси была образована при участии этого суффикса. Лишь позднее, в XVI-XVIII вв. в этих землях возобладала, ставшая официальной, поздняя великорусская форма фамильных прозвищ на -ов/ев и -ин. С этим и связана распространенность фамилий с суффиксом -енко на Украине, а также юге Белоруссии и России. Позднее древний суффикс -енко перестал пониматься буквально и сохранился лишь в качестве фамильного.

     В среде казачества ремесла были не в особой чести. Исключение составляли уважаемые среди казачества профессии: мельник (мирошник), кузнец и кожемяка. По этой причине дети мирошников очень  часто оставляли профессиональное прозвище отца в качестве фамильного прозвища всей семьи; это подчеркивало их происхождение и повышало социальный статус. Древнее южно-славянское слово "мирошник", да и другие профессиональные прозвища, ныне воспринимаемые нами как анахронизмы, в старину произносились не менее уважительно, чем сегодня - хирург или летчик. В условиях, когда основная часть хозяйств имела "натуральный" характер, а понятие "образованный" для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники и любые специалисты сильно выделялись из общей массы крестьян и пользовались в народе большим уважением, а потому и "фамильное" прозвище быстро приживалось и в применении к их потомкам. И, даже если их дети не имели к этой профессии никакого отношения, тем не менее сохраняли за собой фамилию Мирошниченко и очень этим гордились.

5. Происхождение фамилий, образованные от географических названий

     КОСТРОМИТИН

     Представители этой фамилии могут гордиться  своими предками, сведения о которых  содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Костромитин происходит из центральных и северо-восточных земель древнерусского государства и известна с XVI века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.

     Фамилия Костромитин происходит от древнейшей формы славянских фамильных прозвищ, образованных от географического названия местности, выходцем из которой являлся  один из предков.

     Во  времена, когда фамилий не существовало, такой тип прозвищ наиболее четко обозначал нового человека, появившегося в среде местных жителей, поэтому именно такие прозвища раньше всего начали выполнять роль фамильных, то есть семейных имен.

     Фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних русских фамилий; некоторые из них прослеживаются вплоть до XV века. Доля дворянских и знатных фамилий в этой группе гораздо больше, чем в любой другой. Такие прозвища, как и нецерковные имена, выполняли долгое время роль второго, мирского имени.

     Фамилии на -итин характерны для Московского  государства XV-XVI вв., они образованы от названий городов: Костромитин, Болховитин, Москвитин, Боровитин, Веневитин, Вереитин, Костромитин и др. Первоначально, такие прозвища указывали на наименование города, где прежде жил или служил человек. Такие фамилии полностью повторяют перечень городов, входивших в состав Московского государства в этот период, тем самым указывая и на время возникновения самих фамилий. Сын обычно получал отчество с -ов (Костромитинов), но так как окончание -ин совпадало с окончанием многих отчеств (становившихся и фамилиями), то его нередко принимали за уже оформленное фамильное прозвище и обходились без -ов.

     Именования  Костромитин(ов), Пермитин(ов) и т. п., в большинстве случаев, обозначали дворянина, зачисленного на военную службу по такому-то уезду, в котором он и получал землю, становясь помещиком. Для следующих поколений эти именования становились фамилиями. Дети, родившиеся уже на новом месте, тем не менее, получали по наследству прозвище предка именно потому, что такое прозвище однозначно определяло о какой семье идет речь.

Информация о работе Фамилии