Организация работы с кадровым резервом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Одним из элементов управления карьерой является отбор специалистов в кадровый резерв руководства. В настоящее время способность выявлять и успешно готовить на руководящие должности потенциальных руководителей является сегодня важнейшим фактором успеха а конкурентной борьбе. Но далеко не все современные организации эффективно управляют данным процессом, многие до сих пор решают проблему преемственности в оперативном порядке в момент высвобождения определенной ключевой должности.

Содержание

1. Сущность кадрового резерва. 2
1.2 Цели формирования кадрового резерва 4
2. Этапы работ по формированию кадрового резерва 7
3. Организация работы с кадровым резервом 10
Сравнительная характеристика источников найма персонала в организации 12
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Стратегический  резерв, таким образом, выступал своеобразным мотивирующим фактором для работников, помогая им наглядно представить  возможность своего карьерного роста и количество требуемых для этого усилий.

     Чтобы список резерва носил не формальный, а действенный характер, при его составлении был учтен ряд требований:

     - замещаемые должности определялись  в точном соответствии с принятой  в организации номенклатурой должностей и штатным расписанием и были позиционированы в зависимости от иерархии уровней управления; были отражены основные требования к замещаемой должности, определенные ее профессиограммой, и предельные ограничения критериев для кандидатов (образование, возраст, стаж работы и т. п.);

     - указывались сведения о кандидате: его фамилия, имя и отчество; должность, занимаемая работником по состоянию на день составления списка, в точном соответствии с записями в трудовом договоре работника и трудовой книжке, дата и номер приказа о назначении; сведения об образовании: его вид, какое учебное заведение и когда окончил, специальность в соответствии с записью в дипломе, наличие ученого звания или степени; дата рождения;

     - указывалось время пребывания  в резерве (дата зачисления  в кадровый резерв);

     - были приведены выводы и рекомендации последней аттестации, содержащие оценку профессиональных, деловых и личных качеств кандидата и предложения по его служебному продвижению;

     - отражены результаты оценки потенциала  кандидата, полученные в процессе  его изучения и отбора (соответствие  формальным требованиям, возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками);

     - предусмотрена возможность контроля  за вероятными изменениями в  положении кандидата: назначение  на должность; исключение из списка резерва с указанием причины (увольнение, переезд в другую местность, снижение результативности и требовательности к себе и т. п.); награждение государственными, ведомственными и корпоративными наградами; присвоение почетных званий и т. д.

     Список  резерва составляется работниками  службы управления персоналом по согласованию с руководителями структурных подразделений, с учетом результатов аттестации.

     Решение о включении в состав резерва, выраженное в форме утвержденного  списка резерва и закрепленное приказом по предприятию, принимается первым лицом организации. Исключение из списка осуществляет он же с учетом возраста, состояния здоровья, неудовлетворительных результатов, показанных в период пребывания в резерве.

     Оптимальный срок, на который составляется список резерва компании, два года. Предусматривалось периодическое его уточнение через каждые шесть месяцев, что соответствовало принятой программе подготовки резерва.

     По  истечении двухгодичного срока  список кадрового резерва подвергается полному пересмотру с выполнением вышеуказанных процедур и соблюдением принципа преемственности его состава. Таким образом, состав резерва регулярно пересматривается и обновляется. 

 

      3. Организация работы с кадровым резервом

     Как показывает практика, для формирования эффективных руководящих кадров организации недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников – важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение. В связи с этим в рамках принятой на предприятии системы обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала была разработана программа подготовки кадрового резерва, состоящая из следующих разделов.

     Теоретическая подготовка, предусматривающая как  внутрифирменные формы обучения, так и связанные с направлением в учебные заведения, и включающая:

     - обновление и пополнение знаний  по отдельным вопросам науки  и практики управления предприятием;

     - повышение образования, связанного  с прежней (базовой) подготовкой  кандидатов;

     - обучение специальным дисциплинам,  необходимым для повышения эффективности управления.

     Основной  формой контроля выступала сдача  зачетов, проводимая один раз в полгода.

     Специальная программа, предполагающая разделение всего резерва по специальностям и подготовку, сочетающую теорию с практикой, в том числе:

     - деловые и ролевые игры по  общетехническим и специальным  проблемам; 

     - тренинги;

     - решение конкретных производственных (коммерческих, технологических и  т. д.) задач по специальностям.

     Форма контроля – разработка и последующая защита конкретных рекомендаций по улучшению организации и осуществлению деятельности предприятия.

     Индивидуальная  подготовка, которая включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого  конкретного специалиста, зачисленного в кадровый резерв, и в той или иной степени основывается на первых двух разделах программы.

     Индивидуальные  планы подготовки разрабатываются  резервистами совместно с их непосредственными  начальниками, согласуются со службой  управления персоналом и утверждаются вышестоящим руководителем. Например, индивидуальный план сотрудника, занимающего должность ведущего инженера-конструктора, разрабатывается им и начальником конструкторско-технологического отдела и утверждается техническим директором.

     Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работником службы персонала, ответственным за подготовку резерва. Результаты контроля отражаются в индивидуальном плане подготовки и упомянутом выше листе оценки деятельности.

     Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность происходит конфиденциально на основе соотнесения их индивидуальных характеристик с идеальным вариантом, результатов работы в настоящей и прежней должностях, степени готовности, возраста, потенциала, оценки усилий по подготовке к занятию должности. В качестве вспомогательных инструментов отбора использовались результаты аттестации, данные о повышении квалификации, результаты тестирования.

     При принятии решений о реализации резерва  жестко соблюдалась зависимость  выдвижения от преодоления недостатков и успешного обучения.

     Служба  персонала совместно с первыми  лицами предприятия один раз в  полгода проводила оценку результатов, достигнутых кандидатами, зачисленными в кадровый резерв. С той же периодичностью оценивалась реалистичность мероприятий по работе с резервом в контексте развития бизнеса предприятия и вносились изменения в соответствующие планы (для сравнения: плановая аттестация руководителей и специалистов компании проводится один раз в полтора-два года).

     Для анализа эффективности работы с кадровым резервом использовался ряд количественных показателей (эффективность подготовки руководящих кадров внутри предприятия, текучесть резерва, средний срок пребывания в резерве, готовности резерва), учет которых позволил своевременно корректировать подготовку резервистов и их перестановку.

     При этом учитывалось, что, пребывая в резерве, работники проходят основательную подготовку к руководящей работе, значительно повышают свой профессиональный и личностный потенциал. Невозможность реализовать его внутри предприятия может подвигнуть специалиста к смене места работы, в результате чего окажутся напрасными усилия (организационные, финансовые, временные и т. п.), затраченные на подготовку работника.

     Вывод:

     1. Первые позитивные результаты были получены по истечении года:

     - текучесть руководителей и специалистов  сократилась с 27 до 12%, причем текучесть резерва составила менее 5%;

     - эффективность подготовки руководителей  внутри организации составила  0,92 — в государственной структуре, 0,78 — в холдинговой компании;

     - процесс вхождения в должность  менеджеров, прошедших подготовку  в резерве, хорошо знающих структуру  и особенности функционирования  организации, стал занимать минимальное количество времени;

     - затраты на подбор и найм  управленческого персонала сократились почти в 3 раза.

     2. В зависимости от организационно-правовой  формы организации, количества  управленческих должностей, развития  систем оценки и обучения персонала,  внедрение данной технологии  может занять от 1,5 до б месяцев.

     3. Процедура формирования кадрового  резерва и работа с ним должны  быть регламентированы, согласованы с другими кадровыми процессами. Представляется целесообразным иметь в организации Положение о кадровом резерве либо соответствующий раздел в корпоративных документах (Положение о кадровой политике, Правила внутреннего трудового распорядка и т. п.).

     4. В крупных холдинговых компаниях  с численностью персонала более  1500 человек лучше всего составлять и вести списки кадрового резерва в каждой дочерней компании и иметь список резерва топ-менеджеров холдинга. При этом процедуры отбора, изучения и работы с кандидатами, зачисленными в резерв на руководящие должности, должны быть максимально унифицированы в рамках холдинга.

     5. Мотивирующее значение кадрового резерва возрастает, когда работа с ним в организации носит открытый характер.

     Таким образом, подход к работе с кадровым резервом, изложенный в статье, позволяет, по мнению автора, оптимизировать как подготовку менеджеров на резервные позиции, так и в целом HR-менеджмент в компании. 

 

      Вариант 16.

     Составить сравнительную характеристику источников найма персонала в организации (в форме таблицы).

     Таблица

     Сравнительная характеристика источников найма персонала  в организации

Содержание 

(краткая  характеристика)

Преимущества Недостатки
Внутренние источники — это люди, работающие в организации. При появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что использование внутренних источников улучшает заинтересованность персонала, моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию, усиливает привязанность работников к ней. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. При работе с резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности (готов занять немедленно через год, через два года, но для этого необходимо повышение квалификации в определенных областях и т. д.).

Объявления о вакансиях во внутренних средствах   информации, выпуск специальных бюллетеней, обращение к руководителям подразделений, анализ личных дел сотрудников.

1) В данном случае функционирующее предприятие представляет своим работникам возможность карьерного роста;

2) Есть возможность сохранить определенный климат в коллективе;

3) Снижение затрат на привлечение кадров;

4) Претендент на должность хорошо знает структуру предприятия;

5) Можно сохранить оплату труда на том же уровне (но тут возникает ряд неудобств, так как предприятия – конкуренты могут переманить ваших лучших работников);

6) Горизонтальный уровень управления;

7) Скорость заполнения вакансий;

8) Не нужен длительный период адаптации (всего существуют 2 вида адаптации – психологическая и служащаяся);

10) Высокая степень управляемости.

1) Возможность соперничества – продвижение по вертикали может вызвать резкие внутрифирменные конфликты (в отличие от горизонтального). Для избежания данного негативного эффекта лучше не заводить панибратских отношений с коллегами, придерживаться деловитости и этичности в бизнесе.

2) Появляется панибратство в принятие важных экономических решений. Почему моему другу не рассмотреть мой вопрос первым?

3) Ограничение возможности для выбора претендента. Но при повышении статуса отбор должен быть гораздо более тщательным.

4) Человеку выросшему в коллективе тяжело отказать своим учителям.

5) Снижается активность работников, которые также претендовали на эту должность.

и т.д.

  К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания, или резерва), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.

Пассивные (подбор персонала с помощью сотрудников, использование банка данных ищущих работу, объявления в средствах массовой информации)

Активные (выезд в СУЗы и ВУЗы, участие в ярмарках вакансий, обращение в службу занятости, использование кадровых агентств.

1) Более широкие возможности выбора работника;

2) Появление новых работников – новый импульс к действию. Именно молодые и инициативные менеджеры не боятся таких людей;

3) Новому человеку в коллективе легче добиться признания в коллективе. Некоторые ученые предполагают менять работу 1 раз в 5 лет. Так как за этот период человек вырабатывается, трудности перестают существовать – человек становится более ленным;

4) Большая широкая возможность в покрытии кадров;

5) Уход от деловой этики в сверх личные отношения - возможность возникновения интриг и наоборот.

1) Более высокие затраты;

2) Большая текучесть кадров – велика возможность ошибки

3) Угроза ухудшения социально - экономического климата

4) Высокая степень риска при прохождении испытательного срока (при отсутствии  профсоюза испытательный срок – 3 месяца);

4) Длительный период ориентации;

5) Блокирование возможностей служебного роста работников предприятия со стажем. 
 

Информация о работе Организация работы с кадровым резервом на предприятии