Основные функции делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.

Содержание

Введение 3
1. Понятие делового общения 4
2. Структура и функции делового общения 7
Заключение 13
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

деловое общение.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

  В условиях человеческой коммуникации могут  возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

  Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

  1. регуляционно-коммуникативная  функция

  Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция признана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности (например, сработавшиеся бригады на производстве, сплоченные воинские подразделения и т.п.). Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. [8, с.10]

  1. аффективно-коммуникативная функция

  Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция – это функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное     усиление   или     ослабление.   Происходит    передача эмоционального отношения. [14, с.16] В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться в себе, учатся понимать свои достоинства и недостатки. Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее, может осуществляться с помощью разнообразных средств передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются между собой по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

      Можно привести другую классификационную  схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений.  Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную. При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения. [11, с. 105.]

  Во-первых, общение невозможно без  определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии.  
 

 

Заключение 

  Значение  общения для жизни и деятельности людей определяет неослабевающий интерес к этому предмету со стороны психологов. Категория «общение» наряду с понятиями «личность», «сознание», «деятельность» является в психологии основополагающей. Подобно личности, сознанию и деятельности, общение является предметом исследования не только психологов, но и социологов, специалистов в области коммуникации и т.д. Это обусловливает неоднозначность понимания общения разными учеными и трудности формулирования единого определения.

  Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.  Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

      Умение успешно вести деловые  переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

      Низкая речевая культура напрямую  связана с низкой эффективностью  совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.

      Культура речи является экономической  категорией. Высокая речевая культура  и развитая экономика в передовых  странах неотделимы друг от  друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

Деловое общение помимо основных целей имеет  и психологические функции:

  1. Связывающая - Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью.
  2. Формирующая - Я как ТЫ.  Например, я  учусь  у Вас писать научную статью.
  3. Подтверждающая - Я такой.  Например, я понял, что я  могу писать научную   статью.
  4. Эмоционально организующая - Мы. Например, как приятно работать вместе.

      Таким образом, деловое общение - один из видов  коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется  внешними целями. Деловое общение - общение ради чего-то, лежащего а пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение - общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.

      В деловом общении возможности  выбора и изменения  своей роли, форм общения и партнера значительно уже по сравнению с межличностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве - времени. Деловое общение реализуется  в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения.

 

   Список использованных источников 

  1. Бабаева А.В., Мамина Р.И., Маркова О.Ю. Философия  общения (законы, правила и нормы деловых коммуникаций): Учеб. Пособие/ Под ред. О.Ю.Марковой.- СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. -106 с.
  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие.-М.: Новое знание, 2001.-328 с.
  3. Гарнер А., Пиз А. Язык разговора. – М.: Эксмо-Пресс, 2007, - 224 с.
  4. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с.
  5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М: ИНФРА-М. 2002. - 368 с. - (Серия «Высшее образование»)
  6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 528 с.
  7. Кузин Ф. Культура делового общения: Практическое пособие.-М.: Ось-89, 2011.-320 с.
  8. Лачугина, Ю. Н. Этика деловых отношений : учебное пособие.-Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 96 с.
  9. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.-С.83-86.
  10. Маркова О.Ю. Психология делового общения.-[Электронный ресурс].-Способ доступа: URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat8/subj73/file351/view797.html
  11. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Культура и спорт, ЮНИТИД997. - 279 с.
  12. Психология: Учебник/Под ред.Дружинина В.Н.- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
  13. Самохвалова А.Г. Деловое общение: путь к успеху.Учебное пособие - Кострома: КГУ, 2007.- 332 с.
  14. Узерина М.С. Этика делового общения: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 72 с
  15. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров: Правила хорошего тона с комментариями психолога. – М.: Изд-во Книжкин дом, Изд-во Эксмо, 2005. – 384 с.

Информация о работе Основные функции делового общения