Понятие и правовая сущность товарного знака

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:15, доклад

Описание работы

В современном мире товарные знаки играют серьезную роль в экономике государства и сознании людей. Учитывая стратегическую важность товарного знака, крупнейшие компании расходуют значительные средства на защиту этого нематериального, но очень ценного блага

Работа содержит 1 файл

DOKLAD.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

     Понятие и  правовая сущность товарного знака 

     В современном мире товарные знаки  играют серьезную роль в экономике  государства и сознании людей. Учитывая стратегическую важность товарного  знака, крупнейшие компании расходуют  значительные средства  на защиту этого  нематериального, но очень ценного  блага.[3]

     Товарный  знак – это индивидуальность компании, ее услуг и товаров. Сам по себе товарный знак мало что значит, но в совокупности с хорошо рекламируемым товаром, обретая юридическую силу после своей регистрации, становится стимулом повышения качества товара. Для многих покупателей товарный знак является своеобразной гарантией качества. Замечено, что наличие товарного знака способно увеличить цену товара на 10–20 %.

     По  состоянию на 2011 год лидирующую позицию в числе самых дорогих товарных знаков занимает бренд Google.  В список самых дорогих товарных знаков вошло семь российских компаний, в числе которых Сбербанк, Газпром, «Роснефть» и другие. По версии Brand Finance, бренд популярного поисковика Google оценивается в 44,3 миллиардов долларов. На второй строчке расположился бренд Microsoft с показателем стоимости 42,8 миллиардов долларов. В первой десятке представлены в основном американские компании. Единственным исключением является расположившийся на пятой строке британский Vodafone — самый дорогой телекоммуникационный бренд в мире, оцениваемый в 30,67 миллиардов долларов.

     Товарный  знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначение,  способствующее  отличию  товаров  или  услуг  (далее - товары)  одних  юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

               В   качестве  товарных  знаков  регистрируются  обозначения, которые могут быть  представлены  в  графической  форме:  словесные, включая  имена собственные,  буквенные,  цифровые,  изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.

              Товарный  знак  может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании[1].

     Следует отметить, что в качестве обозначения могут выступать и другие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. В данном случае может наблюдаться конфликт между правами на товарный знак и правами на иные объекты интеллектуальной собственности, которые принадлежат другим лицам[3].

     Наиболее  распространено столкновение права на товарный знак и авторского права. В ст. 5 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» говорится, что иным основанием для отказа в регистрации товарного знака является использование известных названий произведений и персонажей. Отдельно говорится об использовании произведений искусства или фрагментов из них. Важно, что если в товарном знаке используется произведение искусства, которое охраняется авторским правом, то в данном случае известность значения не имеет; если же используется название произведения или персонаж – то дополнительным критерием должна быть известность в Республике Беларусь. [3].

     ПРАКТИКА. По делу о признании недействительной регистрации товарного знака «ВИННИ» Арбитражный суд Московского округа исходил из того, что имя персонажа является его неотъемлемой частью. И поскольку этот персонаж, придуманный Б.Заходером, является частью произведения, то нарушение ст. 7 Закона о товарных знаках при регистрации этого товарного знака все-таки произошло (от 12 октября 2005 г. № КА-А40/9754-05-П).

     На  практике часто сталкиваются исключительные  права на фирменное наименование и  товарный знак. Возникает вопрос: какое право защищать? Наше законодательство однозначного ответа на него не содержит. В ГК РФ данная проблема урегулирована следующим образом: преимущество имеет лицо, у которого раньше возникло право на то или иное средство индивидуализации[4].

     В РБ же Закон о товарных знаках дает возможность отказывать в регистрации в случае, если заявленное обозначение используется как чужое фирменное наименование, известное в республике как наименование производителя аналогичного товара (услуги).

     Законодательно  также не урегулирована обратная ситуация, т.е. регистрация фирменного наименования с использованием чужого товарного знака. Процедуры, которая  бы обязывала лицо, регистрирующее фирму, изменить ее название, на сегодняшний  день нет[3].

     ПРАКТИКА. ООО «МПК Атлант» обратилось в суд с требованием к ООО «ПКФ «Атлант-Авто» прекратить выполнение однородных услуг и распространение рекламы под товарным знаком «Атлант». Из материалов дела следует, что истец являлся владельцем товарного знака в виде пирамиды с окружностью внутри нее и со словесным обозначением «Атлант» внизу пирамиды, а также товарного знака только со словесным обозначением «Атлант» в отношении услуг по ремонту и техобслуживанию автомобилей и перевозке грузовым транспортом. Ответчик же использовал обозначение «Атлант» в газетной и телевизионной рекламе.

     Суд отметил, что, указывая в рекламе свое фирменное наименование, ответчик пользовался  своим исключительным правом. Суд также  пришел к выводу, что права истца  не нарушаются, поскольку  обозначение в  виде фирменного наименования ответчика отличается от товарного знака  истца, при этом были учтены заключения специалистов: филолога, патентного поверенного и  антимонопольного управления (постановление  Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2000 №  Ф04/1647-354/А70-2000).

     Много споров возникает в случае конфликта  интересов обладателя права на товарный знак и владельца доменного имени. Доменные имена зачастую выполняют во «Всемирной паутине» такую же функцию, что и товарные знаки (знаки обслуживания), в связи с чем нередко возникают коллизии. В этой ситуации наиболее остро стоит вопрос о соотношении прав владельца товарного знака (знака обслуживания) и законных интересах владельца доменного имени.

     Согласно  ст. 51 Конституции РБ интеллектуальная собственность охраняется законом. Использование товарных знаков также урегулировано параграфом 2 главы 67 гражданского кодекса РБ (далее – ГК РБ) и Законом РБ от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон «О товарных знаках»). [1]

     Охрана  права на товарный знак носит национальный характер, т.е. зарегистрированный в РБ товарный знак не охраняется, как правило, в других государствах, хотя в силу международных соглашений такая охрана может предоставляться. Регистрация же доменного имени носит трансграничный характер: доменное имя можно использовать из любой страны, оно доступно всему миру.

     Норма ст. 3 Закона «О товарных знаках» предусматривает  исключительное право владельца  товарного знака использовать свой товарный знак и распоряжаться им, в том числе запрещать его  использование другими лицами. Никто  не может использовать охраняемый на территории РБ товарный знак, на которое  выдано свидетельство, без разрешения его владельца.

     Нарушением  прав владельца товарного знака  признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к  продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака  или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в РБ.

     Таким образом, п. 3 ст. 3 Закона «О товарных знаках»  не содержит исчерпывающего перечня  способов использования товарного  знака для целей установления факта нарушения исключительных прав. Следовательно, использование  товарного знака в доменном имени  можно считать «иным введением  в гражданский оборот товарного  знака», а именно использование доменного имени, содержащего товарный знак или знак обслуживания, в отношении однородных товаров или услуг, а владельца товарного знака (знака обслуживания), признанного общеизвестным в РБ, - и в отношении неоднородных товаров или услуг[5].

     Сходство  доменного имени может быть звуковым, графическим и смысловым. Для рассматриваемой категории споров прежде всего имеет значение графическое сходство между доменным именем и товарным знаком (в случае комбинированного товарного знака – сходство с его словесным элементом). Конечная часть доменного имени – “ru” – в силу ее обязательности для доменной зоны “.RU” является слабым элементом обозначения, не обладающим различительной способностью. Использование строчных букв стандартного латинского шрифта (включая начальный символ доменного имени) не может служить основанием для вывода об отсутствии визуального сходства сравниваемых обозначений, поскольку является обязательным для сети Интернет. Это справедливо и для случая, когда товарный знак зарегистрирован в кириллице, а сходное доменное имя – в латинице, поскольку, как уже говорилось ранее, в настоящее время возможно использование доменных имен только с символами латинского алфавита.

     ПРАКТИКА. Ответчик разместил на сайте “kodak.ru” информацию о товарах и технологии истца “Photo CD Kodak”, посредством автоматической гиперссылки “Где можно заказать услуги по записи Kodak Photo CD?” привлекал потенциальных клиентов на другой свой сайт – “photocd.ru”, содержавший информацию об услугах, которые были однородны товарам и услугам истца и при этом предлагались ответчиком от своего имени. В данном случае налицо нарушение прав владельца товарного знака kodak.

     Коллегия  Верховного суда при разрешении споров, вытекающих их столкновения прав на средства индивидуализации, использует так называемое правило треугольника. При рассмотрении споров судом анализируются три  группы критериев: 1)различительная способность  обозначения правообладателя (истца); 2)сходство обозначений истца и  ответчика до степени смешения; 3) однородность товаров и услуг  истца и ответчика, которые предлагаются под спорными обозначениями. Нарушение  прав владельца знака возможно, когда  присутствуют все три составляющие треугольника. Отсутствие хотя бы одной  из составляющих может повлечь за собой принятие решения об отказе в иске правообладателю[3].

     Товарный  знак и его сущность дают понять то большое значение, которое он имеет для владельца компании. Достаточно представить, что торговую марку отняли конкуренты, и у фирмы больше нет лица. Как быть? Заранее ее защитить. Через регистрацию.

     Регистрация товарного знака необходима не только для борьбы с конкурентами, рекламы товара и ознакомление с ними коммерческих структур и покупателей, но и для возможности продажи лицензий на товарный знак. В силу этого товарный знак имеет большое экономическое значение и становится как бы автономным ценным объектом собственности.

     Товарный знак -  это особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право располагать данным товаром, получать прибыль, но и вместе с тем нести ответственность за поставку некачественного товара. Товарный знак, практически малоощутимый физически, дает его владельцу материальные выгоды, создавая ему высокую репутацию.

     ________________________

     Литература:

     1)Закон Республики Беларусь от  5 февраля 1993 г. в редакции от 15 июля 2009 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания»

     2)Гражданское  право: учеб.-метод. Комплекс для  студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение». В 2 ч. Ч.2/В.А.Богоненко. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 392с.

     3)Фамилия автора. Товарные знаки: охрана, споры, конфликт прав//Торгово-промышленное право. – 2009г. – №3. – с.

     4)Фамилия  автора. Товарный знак: выбираем  стратегию защиты// Торгово- промышленное  право. – 2010г. – №7. – с.

     5)Фамилия  автора. Использование товарного  знака в доменном имени// Торгово-промышленное право. – 2006г. – №4. – с. 

Информация о работе Понятие и правовая сущность товарного знака