Порядок рассмотрения челобитий в Боярской Думе 16-17 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

Содержание

Введение 1Боярская Дума как сословный орган
1.1 Сущность Боярской Думы
1.2 Состав Боярской Думы 8
2 Формирование приказной бюрократии и законодательных норм
о порядке обращений (челобитий) в XI–XVII вв. 11
2.1 Царские указы по челобитьям 11
2.2 Документирование в приказном делопроизводстве 13

Работа содержит 1 файл

ОГ.docx

— 105.06 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение           3 

  1. Боярская Дума как сословный орган      4
    1. Сущность Боярской Думы        6         
    2. Состав Боярской Думы        8 
  2. Формирование приказной бюрократии и законодательных норм

о порядке  обращений (челобитий) в XI–XVII вв.    11        

    1. Царские указы по челобитьям       11
    2. Документирование в приказном делопроизводстве   13 

Заключение          19 

Список  использованных источников      20

Приложение  А Органы власти, рассматривавшие челобитья

в Московском царстве во второй половине XVI-XVII вв.    21

Приложение  В Порядок делопроизводства по челобитной

в приказе (в XVII в. согласно Соборному Уложению 1649 г.)  22 
 

 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

     Теперь, когда в стране появилась новая  Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю  царской Думы, сопоставляют ее современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.

     Исторические  традиции проявляются не только в  сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская  или парламентская республика). Иными  словами, конкретные условия организации  и деятельности законодательных  органов страны формируются под  воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических  традиций, восприятие их населением и  др. 
 
 
 

1 Боярская Дума как сословный орган

     Первоначально Боярская Дума была консультативным  боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья). Сам факт наличия  Боярской Думы позволяет некоторым  исследователям говорит об ограниченности власти монарха в России в это  время. В действительности бояре  особо не мешали великокняжеской  политике. Даже в начале каждого  закона писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили.»  Т.е. указывал все равно именно великий  князь (царь), а бояре лишь соглашались. Со временем, в Боярской Думе, кроме  бояр, появился дополнительный думский  чин - окольничий. В Боярской Думе также  начали работать профессиональные чиновники  и клерки - дьяки и подьячие. У  каждого боярина, как правило, был  свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком. Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.1

     Русское государство середины XVI - середины XVII вв. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии.2 В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Опорой великокняжеской власти было дворянство. Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. В середине XVI в. в России была следующая классовая структура. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.

     На  первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и  недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим  по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники  и др. С середины XVI в. усиливается  значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского  чина. Верхушку дворянства составляли «думные дворяне». Делилось дворянство на несколько групп: дворян московских, выборных, городовых и дворовых.3 Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства. Крупнейшим феодалом была церковь. В середине XVI в. наносится удар по церковно- монашескому землевладению. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. Холопство в XVI в. делилось на старинное, полное, докладное и кабальное.4

     Новой особенностью общественного строя  стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми  людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая  часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность  бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после  опричного террора в 1572 г. из них  осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.5  

1.1 Сущность Боярской Думы

     Боярской  Думой назывался постоянный совет  лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские  вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейших были и в  пригородах, они пользовалась не политическою, но лишь судебною и административною властью.

     Совокупность  лиц, составлявших совет, называется нередко  в летописях дружиною (по отношению к князю). При киевском князе в конце Х в. встречаем правительственный класс или круг людей, которые служат ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди назывались то боярами, то дружиной князя и составляют его обычный совет, с которым он думает о разных делах, об устроении земли.

     Дума  составляет необходимый составной  элемент власти в каждой земле. Боярская дума была не личным советом князя, который мог обратиться к нему или нет по произволу, - напротив, факты указывают на обязательность для князя совещаний с боярами, - обязательность, утвердившуюся обычаем (который тогда заменял закон). Тесная связь боярской думы с князем сохранилась лишь до тех пор, пока дума состояла главным образом из дружинников (дворян) князя, переезжавших с ним из одной земли в другую.

     С усилением в думе земского элемента, совет бояр получает все большую  самостоятельность и становится ближе к вечу, чем к князю. Права  думы уясняются фактами участия  думы в решении государственных  дел. А именно: дума участвует в  решении религиозных. Она участвует  в решении законодательных вопросов; Владимир рассуждал с дружиною о  «строе и уставе земленем»; восстановление вир и отмена казни при Владимире  совершены по совету бояр.

     Дума  участвует в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении  вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежит (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним. Дума по преимуществу участвует в решении  вопросов внешней политики, войны  и мира: договоры заключаются от имени князя и его светлых  бояр. Думе (иногда вместе с вечем) предоставляется  высший суд над князьями и членами  их семейств.6 Под влиянием перемен, испытанных обоими господствующими классами в XI и XII вв. (старейшинами и княжими мужами-боярами) отношения между ними облеклись в своеобразные политические формы, которые существенно изменили состав правительственной думы при князе и самое ее значение.7  

1.2 Состав Боярской Думы

     В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр , 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде  этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С  присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне. В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.8

     Судьи из бояр и дворян впервые появились  в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и  Нижегородской).

     В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно  стояли бояре. Фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее  большинство общегосударственных  приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского. Во главе важнейших приказов - Посольского, Разрядного и Поместного - традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными секретарями Боярской думы.9

     Во  время крупных военных походов  родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных  постов в армии. Во главе полков в  крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские, Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине. В крупных походах большой полк обычно возглавлял первый думный боярин конце XVI начале XVII в., это были князья Мстиславские. Формально он вы как главнокомандующий армией. Но военная власть первого боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его двор (царская гвардия), во главе которого стояли дворовые воеводы, обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов.10 Уже в 1680-х гг. звание дворового воеводы прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка ) обязан был держать совет и промышлять ратным делом вместе с дворовым воеводой, т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.

     Боярская  дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное значение. Это был действительный, в полном смысле слова высший правительственный  орган государства. Если Годуновы и  их советники и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы  придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное  значение Боярской думы в конце XVI начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Порядок рассмотрения челобитий в Боярской Думе 16-17 вв