Типы и виды календарей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:41, реферат

Описание работы

Если в течение длительного времени наблюдать звёздное небо в одно и то же время ночи, то можно установить важную закономерность: видимое расположение созвездий над горизонтом будет непрерывно изменяться и примет первоначальный вид только через год. Можно так же установить, что за тот же годичный промежуток времени 12-13 раз лунные ночи сменяются безлунными.

Содержание

Введение 3
1. Типы и виды календарей 4
2. Счёт времени в Древней Руси 12
3. Происхождение современного европейского календаря. Юлианский и григорианский календари 15
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 19

Работа содержит 1 файл

реффф.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Типы и виды календарей

 

План:

 

Введение

Слово «календарь» происходит от латинских слов «calendarium» и «Calendae». Первое из них в буквальном смысле означает долговую книгу, так как в Древнем Риме было принято проценты по долгам платить первого числа каждого месяца, а первый день каждого месяца и назывался «Calendae» («календы»).  

Под термином календарь мы будем понимать всякую систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющихся особенно отчётливо в суточном вращении земного шара, видимом движении Луны вокруг Земли и в годичном движении Солнца. Длительные промежутки времени подразделяют на столетия (века), годы, месяцы, недели и сутки. 

Если в течение длительного  времени наблюдать звёздное небо в одно и то же время ночи, то можно  установить важную закономерность: видимое  расположение созвездий над горизонтом будет непрерывно изменяться и примет первоначальный вид только через год. Можно так же установить, что за тот же годичный промежуток времени 12-13 раз лунные ночи сменяются безлунными.  

Уже на первых этапах открытия закономерностей  в движении небесных светил, т.е. с момента зарождения астрономии как науки, делались попытки выявить возможно точнее числовые соотношения между теми периодами движения Солнца и Луны, из которых образовались первичные единицы календарного счисления. Поэтому почти вся история древней астрономии связана с историей развития различных календарных систем.1

 

1. Типы и виды  календарей

Календарями называют системы  счисления времени, в основе которых  лежит периодичность явлений  природы, зримо представленная движением  небесных светил. В зависимости от того, какая из двух единиц – лунный месяц или солнечный год – бралась за основу времяисчисления, возникали лунные, солнечные или лунно-солнечные календари. При составлении солнечных календарей за естественную единицу принимался средний солнечный год, а месяц являлся условной единицей. В лунных календарях, наоборот, исходной являлась величина лунного месяца, в то время как год был условной единицей. Поэтому в солнечных календарях согласовывались год и сутки, а в лунных – сутки и лунный месяц. В лунно-солнечных календарях согласовывались все три величины.

Лунные календари возникли и  первоначально распространились у  кочевых народов, занимавшихся пастушеством. Потребность в солнечном календаре  была более острой у оседлых, земледельческих  народов, для которых по Солнцу надо было определять время сельскохозяйственных работ. Остановимся подробно на особенностях древних календарей. 

Вавилонский календарь представляет собой разновидность лунно-солнечного календаря. Год в вавилонском календаре образовывался из 12 месяцев состоящих из 29 и 30 дней попеременно. Всего – 354 суток. Начало года приходилось на неомению, ближайшую к весеннему равноденствию. Неомения – первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа. Лунный год опережал тропический на 11 суток. Для земледельцев это было очень неудобно и чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому году, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц. Так, в каждом восьмилетнем периоде второй, пятый и восьмой годы имели не 12, а 13 месяцев. До V в. до н. э. дополнительные месяцы вводились по специальному распоряжению властей. Известен приказ царя Хаммурапи от 1760 г. до н. э. о введении дополнительного месяца Улулу, для того чтобы компенсировать «недостаток года». С IV в. до н. э. для регулировки календаря использовался 19-летний цикл, открытие которого в Вавилоне около 380 г. до н. э. связывается с именем местного астронома Киденаса. В этот период дополнительный месяц называется Аддару II, т. е. вставляется после месяца Аддару. Тринадцатый месяц в 19-летнем цикле вводился 7 раз. Цикл этот был основан на том, что 19 солнечных лет содержат в себе 235 полных лунных месяцев.

Китайский календарь – лунно-солнечный календарь, в котором годовой цикл в 12 лунных месяцев (354 дня) делился на две половины, одна из которых было временем преобладания силы Ян, а другая, соответственно, Инь. Лунные месяцы состояли попеременно из 29 и 30 дней. Месяцы соответствовали двенадцати зодиакальным созвездиям. Месяцы не имели названий и обозначались порядковыми числительными, счёт дням внутри месяца вёлся по декадам. Первоначально в каждый третий и пятый год прибавляли месяц, если обнаруживали, что Солнце находится в том же знаке в конце месяца, что и в начале. Затем начали применять более точный 19-летний цикл. Тринадцатый месяц всегда помещали после зимнего солнцестояния.   

Древнегреческий календарь – лунно-солнечный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней. Всего в году было 354 дня – с вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца. По мере упорядочения календаря, был введен 8-летний цикл (октаэтериды), в котором месяц вставлялся в 3-м, 5-м и 8-м году (в Афинах его введение приписывают Солону в 594 г. до н.э.). В 432 г. до н.э. астроном Метон предложил более точный 19-летний цикл с 7 вставными месяцами, но этот цикл входил в употребление медленно и так до конца и не прижился. В каждом городе был свой календарь, с собственными названиями месяцев, причём названия нередко образовывались от праздников, в этом месяце справлявшихся. Теоретически месяц должен был начинаться в новолуние, но практически это выходило далеко не всегда, так что приходилось различать «гражданское новолуние» и «лунное новолуние». Начало года тоже было различным: по афинскому календарю год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния, по беотийскому, использовавшемуся в Фивах – после зимнего (то есть начало года примерно совпадало с нашим), в Спарте и на Крите новый год совпадал с осенним равноденствием, а на Хиосе – с весенним равноденствием.

Официальный древнегреческий календарь из-за отклонений от солнечного года был неудобен для земледелия. Поэтому греки нередко использовали своеобразный сельскохозяйственный календарь, основанный на видимых перемещениях звёзд и смене сезонов. В соответствии с этим календарём год делится на четыре части: зима – от захода Плеяд до весеннего равноденствия (7 ноября – 21 марта), весна – от весеннего равноденствия до восхода Плеяд (21 марта – 8 мая), лето – от восхода Плеяд до осеннего равноденствия (8 мая – 21 сентября) и осень – от осеннего равноденствия до захода Плеяд (21 сентября – 7 ноября).

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. В итоге изменилось число дней в месяцах: если первоначально год состоял у римлян из 304 дней, то теперь – из 355 (март, май, квинтилис, октябрь сохранили 31 день, апрель, июнь, секстилис, сентябрь, ноябрь, декабрь, январь насчитывали по 29, февраль – 28). Таким образом, год в 355 дней совпадал почти полностью с лунным годом в 354 дня. Начало каждого месяца определялось по первому появлению лунного серпа после новолуния.

От солнечного (тропического) года этот год отличался на 10 дней, что вызвало необходимость вставлять каждые два года добавочный месяц – марцедоний. Он добавлялся между 23 и 24 февраля и содержал попеременно 22 или 23 дня. Счёт дней в римском календаре был обратным: такой-то день до календ, день до ид, такой-то до нон. Ноны – седьмой день в длинных и пятый в коротких месяцах. Иды – пятнадцатый день в длинных (март, май, квинтилис, октябрь) и тринадцатый в коротких месяцах, приходится на полнолуние. Календы – первые дни месяца (близки новолунию). День перед нонами, идами и календами называется кануном. Остальные дни обозначались посредством указания, количества дней оставшихся до ближайшего главного дня. При этом в счёт входили также день, который обозначался, и ближайший главный день (сравнить: по-русски «третьего дня» — позавчера): ante diem nonum Kalendas Septembres – за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа.

Один раз в четыре года (четырёхлетний  цикл) вставлялся добавочный день непосредственно  после 24 февраля, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium – в повторный шестой день перед мартовскими календами. Год с добавочным днём назывался bisextilis – с повторным шестым днём, откуда в русский язык (через греческий) проникло название «високосный». Обзор года назывался kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

Деление месяца на семидневные недели, возникшее на Древнем Востоке, в I веке до н. э. стало употребляться в Риме, откуда позднее распространилось по всей Европе. В заимствованной римлянами семидневной неделе только один день имел особое название – «суббота» (др. евр. – отдых, покой), остальные дни назывались порядковыми номерами в неделе: первый, второй и т. д.

Разделение суток на часы вошло  в употребление со времени появления  в Риме солнечных часов в 291 до н. э. День, как и ночь, был разделён на 12 часов. В разное время года продолжительность  одного часа дня и одного часа ночи менялась. День – это время от восхода до захода солнца, ночь – от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь – с 6 часов вечера до 6 часов утра. Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая: prima vigilia – первая стража, secunda vigilia – вторая стража, tertia vigilia – третья стража и qvarta vigilia – четвёртая стража.

Еврейский календарь – ежегодный календарь, используемый в иудаизме для определения еврейских праздников. В еврейском календаре простой год состоит из 12 лунных месяцев, а в високосном году прибавляется дополнительный месяц. Как простые, так и високосные годы бывают: 1) правильные, когда все 12 месяцев состоят попеременно из 30 и 29 дней; 2) достаточные, когда один из 29-дневных месяцев имеет 30 дней; 3) недостаточные, когда один из 30-дневных месяцев состоит из 29 дней. Для согласования лунного года с солнечным в еврейском календаре принят цикл в 19 лет (малый лунный цикл), в котором 7 лет високосных. Начало месяца определялось непосредственным наблюдением неомении двумя лицами. Как только появлялся серп Луны, население страны оповещалось звуками труб и разжиганием костров о рождении нового месяца. Этот момент назывался “рош-ходеш”.

Месяцы обозначались числительными: второй, третий, четвёртый и т.д. Только первый месяц, символизирующий начало весны, именовался авивом, что означает месяц колосьев. Первым днём недели считалось воскресенье, а сутки начинались с 6 часов вечера. Замена лунного календаря лунно-солнечным завершилась в V в. н.э. Дополнительный месяц стали вставлять в определённые високосные годы 19-летнего цикла. Еврейское летоисчисление ведётся от мифической даты сотворения мира, за которую принимается 7 октября 3761 г. до н.э. Эта так называемая «эра от Адама» официально принята в современном Израиле, хотя параллельно там пользуются григорианским календарём.

Мусульманский  календарь – лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 г. н. э.) – даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры. Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо видимого порядка.

По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после  захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина. Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее.

Древнейший солнечный  календарь возник в Древнем Египте. Год делился на 3 сезона по 4 месяца каждый: 1) время половодья – с середины июля до середины ноября; 2) время Восходов – с середины ноября до середины марта; 3) время Засухи – с середины марта до середины июля. Месяцы обозначались номерами (первый месяц половодья, второй месяц половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Остальные 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Новый год должен был начинаться 19 июля – в день, когда на небе «восходил» (то есть становился видимым) Сириус. Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет (цикл Сотис) опять приходился на день «восхода» звезды Сотис (Сириус). В 25 до н. э. был установлен Александрийский календарь, в котором каждый четвёртый год был високосным – в конце года добавлялся один день. Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени. К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями.

Также солнечным был календарь Древней Индии. Древние индийские астрономы не знали точной продолжительности звездного года и принимали ее равной 365,25876 суток. Эта величина указана в древнем индийском астрономическом трактате «Сурья Сиддханта», автором которого является выдающийся астроном и математик Ариабхата (476-550 гг.). Она применялась в течение почти пятнадцати веков во многих индийских календарях. Выражением связи этого календаря с видимым движением Солнца является деление года на 12 месяцев с числом дней от 29 до 32, а также на 6 сезонов, связанных с временами года. Эти сезоны, каждый из которых продолжался два месяца, следующие: весна, жаркий сезон, сезон дождей, осень, зима, холодный сезон.

Солнечным календарём является и календарь майя, созданный цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Эта система использовалась и другими народами – ацтеками, тольтеками. Любопытно, что календарь майя лучше соотносится с астрономическим годом, чем современный григорианский календарь. Типичная дата календаря майя выглядит примерно так: 12.18.16.2.6, 3 Кими 4 Соц, где 12.18.16.2.6 – это дата длинного счёта от начала эры, 3 Кими – дата по цолькину, 4 Соц – дата по хаабу. Цолькин – ритуальный период в 260 дней. Одновременно с этим велся счет времени по хааб. Хааб – гражданский календарь майя. Это был солнечный календарь, состоящий из 365 дней. Хааб делится на 19 месяцев: в 18 из них было по 20 дней, а в одном – только 5 дополнительных «дней без имён» (он добавлялся для того, чтобы общее число дней равнялось 365). Эти 5 дней назывались Вайеб. Они считались несчастливыми. Дни внутри месяца нумеруются числами от 0 до 19. Этот календарь лежал в основе сельскохозяйственных работ и повседневной жизни майя.

Информация о работе Типы и виды календарей