Управление занятостью населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема занятости населения – главная на сегодняшний день во всем мире. От нее зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости является проблемой для всех государств. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами.

Содержание

Введение.

Глава 1. Общие понятия управления и регулирования в сфере труда и занятости населения……………………………………………………………..5
Понятие рынка труда и рабочей силы……………………………………...5
Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии «занятость»………………………………………………………....19
Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости…………………..................................................13

Глава 2. Перспективы и основные пути повышения труда и занятости населения………………………………………………………………………..20

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 47.48 Кб (Скачать)

На рынке  труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу  приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.  

     1.2 Международно-правовые акты и национальное законодательство о понятии «занятость». 

             В системе российского законодательства о занятости населения находятся международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Российской Федераций. Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966г.) предусматривает полную, продуктивную и свободную избранную занятость. В конвенциях и рекомендациях МОТ много внимания уделяется вопросам занятости. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» от 09.07.1964г.[2] в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости, каждый член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы: а) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу; b) такая работа была как можно более продуктивной; c) существовала свобода выбора работы и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения. Эта политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Согласно ст.7 Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» от 21.06.1988г.[3] (не ратифицирована в РФ) в качестве приоритетной цели предусмотрена политика, направленная на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами, включая социальное обеспечение. Такие меры должны включать, среди прочего, службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию. Также указано на необходимость стремления ввести, сообразуясь с национальными законодательством и практикой, специальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости, а также способствующие получению продуктивной и свободно избранной занятости для определенных категорий, находящихся в неблагоприятном положении лиц, которые сталкиваются или могут сталкиваться с трудностями в поисках стабильной занятости, таких как женщины, молодые трудящиеся, инвалиды, пожилые трудящиеся, лица, являющиеся безработными продолжительное время, трудящиеся - мигранты, проживающие в стране на законных основаниях, и трудящиеся, которых затронули структурные изменения. (ст. 8). Международно-правовые акты устанавливают основные принципы трудовых отношений, в том числе в области повышения занятости и трудоустройства. Так, Конвенция МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28.06.1930г.[4] обязывает упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. Ввиду такого полного упразднения принудительный или обязательный труд может применяться в течение переходного периода единственно для общественных целей и в порядке исключения на условиях и при гарантиях, установленных в нижеследующих статьях. Термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2). Однако этот термин в смысле Конвенции № 29 не включает в себя: обязательную военную службу; работу являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан; работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие судебного акта; d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств; e) мелкие работы общинного характера. Компетентные власти не должны ни предписывать, ни разрешать предписывать принудительный или обязательный труд в пользу частных лиц, компаний или обществ (ст. 4). Международно-правовые акты предусматривают основные права граждан в области обеспечения занятости. Так, Конвенция МОТ № 168 устанавливает право: - на содействие занятости и защите от безработицы (право на проведение государственной политики по обеспечению полной и продуктивной занятости, право на выбор места работы, право на трудоустройство); - на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемое в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к получению работы или к созданию занятости (ст. 14). - на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23). - на учитывание периодов, в течение которых выплачиваются пособия по безработице, для получения права на пособия по инвалидности, старости и в связи со смертью кормильца; для получения права на медицинское обслуживание и на пособия по болезни, по беременности и родам и на семейные пособия по истечении периода безработицы, если законодательство заинтересованного государства - члена предусматривает такие пособия и ставит их в прямую или косвенную зависимость от профессиональной деятельности. (ст. 24). Конвенция МОТ № 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» от 23.06.1934г.[5] предусматривает следующие права граждан: - на возмещение (выплата которого связана со взносами, уплачиваемыми ввиду принадлежности получателя в связи со своей работой к обязательной или добровольной системе страхования) или на пособие (вознаграждение за труд на общественных работах) (ст.1). При этом право на получение возмещения или пособия может предоставляться лишь на ограниченный срок, продолжительность которого, как правило, не может быть менее 156 рабочих дней в год и ни в коем случае менее 78 рабочих дней в год (ст. 11). Согласно ст. 13 возмещение выплачивается деньгами, но дополнительная помощь, имеющая целью облегчить трудоустройство застрахованного лица, может предоставляться натурой. Пособия могут назначаться натурой. - на пособие или возмещение лицам, занятость которых сокращена (ст. 3). Конвенция МОТ № 122 предусматривает такие права граждан, как: - право на получение как можно более продуктивной работы, - право на свободу выбора работы, - право на получение подготовки и использование своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден. Согласно Конвенции МОТ № 122 гражданам предоставлены следующие права: - право на ограничение принудительного труда – согласно ст.12 максимальный период, в течение которого какое-либо лицо может быть привлечено к принудительному или обязательному труду различных форм, не должен превышать шестидесяти дней в году, причем время, необходимое на проезд к месту работы и обратно, должно быть включено в эти шестьдесят дней. - право на приравнивание требований к условиям принудительного труда к условиям вольного труда. Согласно ст. 13 продолжительность нормального рабочего дня каждого лица, привлеченного к принудительному или обязательному труду, должна быть такой же, как и продолжительность рабочего дня, практикуемая в условиях труда по вольному найму, а время, проработанное сверх обычной нормы, должно оплачиваться по тем же ставкам, которые практикуются при оплате сверхурочной работы при труде по вольному найму. Один день отдыха в неделю должен быть предоставлен всем лицам, привлеченным к какой-либо форме принудительного или обязательного труда, и этот день должен по мере возможности совпадать с тем днем, который определяется традициями или обычаями данной страны или района. 

1.3 Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости 

В основе государственной системы занятости  лежит сеть служб и фондов занятости  различных уровней. На федеральном  уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  службы занятости, а в городах  и населенных пунктах, а также  в крупных сельских пунктах существую  местные службы занятости. Структурные  подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим  вышестоящим органам и органам  исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы  службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать  на безвозмездной основе у органов  исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы  занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие  служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или  их представителями - строится на принципах  социального партнерства. Служба занятости  наделена широким кругом прав и обязанностей:

  1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
  2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
  4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
  6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
  7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
  8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
  9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
  10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
  11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
  12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости  граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных  с разработкой и реализацией  государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.

Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств  фонда занятости населения с  целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Федеральная и региональные службы занятости  населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых  платежей, должны с учетом сложившихся  и прогнозируемых показателей занятости  и безработицы определять кризисные  территории - республики, края, области  и автономии, а в каждом из них - города и районы. Для этого применяется  специальная методика, в основу которой  положен метод группировок в  отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в  соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в  пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения.

Сегодня становятся актуальными вопросы  эффективности всей системы государственной  службы занятости и необходимости  оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных  органов.

Всесторонняя  оценка эффективности функционирования государственной службы занятости  может быть дана на основе использования  системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

  • охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
  • ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
  • “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
  • единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
  • полная объективность оценочных показателей;
  • использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности  работы органов службы занятости  следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и  работодателей.

В Институте  экономики РАН разработана такая  методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов  службы занятости населения, но и  механизм состязательности между ними на основе принципов материального  стимулирования.

Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные  показатели:

  • удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
  • удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
  • удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
  • уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.

Кроме основных показателей, предлагаются и  дополнительные: полнота сборов страховых  взносов, своевременность представления  в вышестоящий орган отчетов  и других материалов информационного  характера, отсутствие обоснованных жалоб.

Оценка  деятельности региональных служб занятости  по показателю «уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в  трудоустройстве граждан, в том  числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости  и др. ) может создать ложное представление  об эффективности механизмов регулирование  рынка труда.

Наименование  показателей:

  1. Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
  2. Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
  3. Уровень безработицы.
  4. Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.

Правительством  РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы федеральной службы по труду" указано

1. Установить, что Федеральная служба по  труду и занятости является  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим правоприменительные  функции в сфере труда, занятости  и альтернативной гражданской  службы, функции по контролю и  надзору за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, законодательства  о занятости населения, об альтернативной  гражданской службе, функции по  оказанию государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы,  трудовой миграции и урегулирования  коллективных трудовых споров.

2. Федеральная  служба по труду и занятости  находится в ведении Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации. 

3. Федеральная  служба по труду и занятости  осуществляет свою деятельность  непосредственно, а также через  свои территориальные органы. В  ведении Федеральной службы по  труду и занятости находятся  государственные учреждения службы  занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства  РФ от 27.05.2004 N 252).

4. Основными  функциями Федеральной службы  по труду и занятости являются:

Информация о работе Управление занятостью населения