Анализ торговых отношений России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Задачи написания данной работы является:
Описание исторического развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем;
Анализ масштабов торговых отношений РФ и КНР;
Анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на торговые отношения;
Определение перспектив роста двустороннего товарооборота с Китаем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие развития мировой торговли
1.2 Закономерности развития мировой торговли.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ
2.1 Развитие торговых отношений между Россией и Китаем
2.2 Китай и Россия: сравнительный анализ торговых отношений
2.3 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на торговые отношения России и Китая
2.4 Перспективы роста двустороннего товарооборота с Китаем к 2010 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.15 Кб (Скачать)

Насыщение российского рынка китайскими товарами

     В последнее время наблюдается  значительный рост экономики Китая, растет ее значение и влияние на экономики других стран. На сегодняшний  день, в расчете на увеличение грузопотоков из Китая, разрабатываются новые  транспортные маршруты – морем и  по суше, через Монголию, Казахстан, Россию, создается дорожная инфраструктура, модернизируются порты Дальнего Востока и Калининграда.

     На  экспорт из Китая уходит 35% ВВП, низкий платежеспособный внутренний спрос  приводит к тому, что сейчас зависимость  Китая от внешней торговли превышает 60%.

     Продолжился процесс расширения китайского присутствия  на российском рынке. На фоне высоких  темпов прироста поставок практически  по всем значимым товарным позициям наметилась тенденция к постепенной их диверсификации, опережающими темпами увеличивается  ввоз товаров машинно-технической  группы.

     

Рис. 2 Стоимостная структура  импорта товаров  из Китая в Россию в 2006 г., %

     Российский  рынок заполонен китайскими товарами. Согласно официальной таможенной статистике, в стоимости продукции, которая  ввозится из Китая, растет доля наземных транспортных средств, электрических машин и оборудования – в 2006 году она достигла 37%. На импорт изделий легкой промышленности приходится 45% стоимости ввезенных в Россию товаров, это, в том числе, игрушки и спортивный инвентарь – 9,2%, трикотажные и текстильные изделия – 5,8% и 4,3% соответственно. Импорт одежды из текстиля возрос на 54,8%; на 91,7% увеличился ввоз прочих готовых текстильных изделий (в основном, постельное белье, покрывала, шторы), в полтора раза увеличился ввоз игрушек и спортинвентаря.

     Импорт  труб в 2006 году увеличился в восемь раз по сравнению с 2005 годом, а  бытовой техники и электроники  – более чем в полтора раза.

     Велика  доля изделий легкой промышленности на российском рынке, произведенных  в Китае, и это не только китайская  контрафактная продукция, но и легальная. Почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается в Китае.

     Развивать контрактное производство в Китае  отечественные производители стали  из-за отсутствия необходимой производственной инфраструктуры в России. Чтобы работать на таких конкурентных рынках как  обувной или одежный, российским компаниям нужно было или самим  создавать производство, или же размещать  заказы по аутсорсингу и сосредоточиться  только на брендах, дизайне и сбыте. Собственное производство стали  развивать лишь немногие компании, в основном бывшие советские фабрики: «Первомайская заря», «Большевичка», Смоленская чулочно-носочная фабрика  и др. Из новых же компаний лишь единицы  отважились построить фабрики с  нуля (к ним относятся, например, компании «Глория Джинс» и Vassa) –  на это требуются крупные инвестиции. Большинство российских брендированных компаний стали развиваться по второму  пути: отдавая производство на аутсорсинг в другие страны, прежде всего, в  Китай. К тому времени, благодаря  заказам ведущих мировых компаний (Mexx, Nuf-Nuf, Mango, Reеbok, Adidas и т. д.) там  начала складываться мощная индустрия  производства одежды и обуви.

     Большинство компаний: O`Stin, «Твое», «Парижская коммуна», «Панинтер», Tervolina – постепенно стали  включать Китай в свои производственные планы. Некоторые отечественные розничные бренды: Savage, Sela, YAX, Concent Club, Mackler – специально создавались под китайскую производственную базу. В последние годы компании, которые шьют в Китае, а продают в России, – самые динамичные в отечественном легпроме, ежегодно они растут на 20–30%.

     На  российском рынке существует большой  ассортимент керамических изделий, но в основном это товар из Китая, Польши, Чехии и других стран. В  течение последних лет наблюдается  рост объемов импорта керамической посуды в Россию: ежегодные темпы  роста, как в стоимостном, так  и в натуральном выражении, составляют около 20%. Китайская керамическая посуда активно реализуется на российском рынке, она выполнена на достаточно высоком качественном уровне, отличается современным дизайном и имеет  умеренную цену – это наборы чайных и кофейных сервизов, пиал и тарелок  различного размера.

     Однако  на российском рынке популярна не только «пищевая» керамика, но и  строительная – плитка, сантехника и др. Благодаря оптимальному соотношению  цена-качество (в т. ч. дизайн), китайские  строительные материалы пользуются большим спросом среди россиян. Стройкерамика отечественного производства не имеет торговых наименований, зачастую она реализуется под буквенно-цифровым названием. На территории Китая действует  свыше 2,5 тыс. предприятий, выпускающих  керамическую плитку, однако известность  на российском рынке обрело небольшое  количество марок – те, которые  оформлены по европеизированному образцу. Дистрибутируют китайский «no name»  керамогранит торговые компании «Рускомплект», «Роялстоун», «Согран», «Такота», «Цезарьстрой»  и др.; вьетнамскую керамическую плитку – компания «Триумф». Юго-Восточная  анонимность, как и отечественная, связана с ценовым форматом продукции. Объемы импорта стройкерамики из Китая в Россию имеют тенденцию  стабильного ежегодного увеличения.

     Популярность  китайских товаров наблюдается  не только в керамических строительных материалах. Статистика показывает, что  более 60% от общего объема спроса на стройматериалы на российском рынке, включая каменные материалы, покрытие пола, цемент, окна, двери, сантехнику и др., обеспечивается за счет импорта из-за рубежа. Стройматериалы китайского производства, отличающиеся приемлемым качеством и невысокой ценой, пользуются растущим спросом на российском рынке.

     Импорт  продукции из Китая в Россию может  нанести серьезный ущерб некоторым отраслям российской промышленности. Неконкурентоспособными могут оказаться автопром, производство промышленного оборудования, а также черная металлургия.

     По  итогам первого полугодия 2007 года Россия стала лидером по объемам импорта  автомобилей из Китая. За этот период на российский рынок было отправлено 38 600 машин.

     Марка «Chery» за шесть месяцев продала  в нашей стране 18 558 автомобилей, второе место занимает «Great Wall» с  показателем 2 580 автомобилей, а третье – «FAW», который по итогам полугодия реализовал 1164 машины.

       «Неорганизованная торговля», которая не учитывается официальной статистикой, является одной из проблем в торговых отношениях России и Китая. Систематизированной информации об экономической деятельности Китая в России очень мало. Поэтому появление китайской продукции на рынке опережает изменение стереотипного представления о китайских товарах у российских потребителей.

     В целом отношение к китайским  товарам декларируется как отрицательное. Однако на самом деле получается, что  россияне ругают, но покупают в достаточно большом количестве продукцию китайского производства. Наиболее распространенными  характеристиками китайских товаров  являются: «дешевая», «низкокачественная», «одноразовая». Российские потребители  считают, что китайским производителям необходимо повысить качество, долговечность  и надежность, выпускаемой ими  продукции.

     Основная  тенденция, набирающая силу в последние  годы, – общий рост доверия к  товарам китайского производства. Сегодня  в России можно купить качественную китайскую мебель, сантехнику, бытовую  технику, одежду и текстиль, электронику, компьютеры, светотехнику, спортивное оборудование и снаряжение и т. д. Отчасти это происходит благодаря  развитию собственных китайских марок, отчасти – тому, что многие европейские предприятия размещают производство своих товаров в Китае. Отношение к товарам известных мировых брендов (одежда, спортинвентарь, электроника и т. д.), произведенным в Китае, положительно, так как на крупных фабриках Поднебесной подразумевается контроль качества выпускаемой продукции. Уровень доверия к качеству товаров легкой промышленности, выпущенных в Китае, выше, чем к более сложным – электронным машинам и оборудованию.

   Действительно, Китай, развернув широкомасштабный и многосекторный экспорт продукции  с высокой долей добавленной  стоимости и сумев на этой основе извлечь существенные выгоды из присоединения  к ВТО, функционирует ныне в качестве «мировой фабрики» и является уже  вторым после США потребителем энергоресурсов (так, в китайской экономике используется четверть производимой в мире нефти10, а на ближайшее десятилетие прогнозируется увеличение спроса этой экономики на «черное золото» более чем на 10%; к 2020 г. соответствующая потребность может достичь 450 млн. т.). В таких условиях, позиционируя Россию в качестве «энергетической сверхдержавы» и «гаранта международной энергобезопасности», ее власти взяли курс на «диверсификацию географических векторов» экспортных потоков углеводородного сырья, имея в виду прежде всего возрастание роли Китая как его потребителей. Большие надежды возлагаются на сооружение мощных магистральных трубопроводов для транспортировки этого сырья на китайский нефтегазовый рынок.11

     Можно сделать вывод о том, что Китай  – это страна с огромным потенциалом, которым она готова делиться на взаимовыгодных условиях с любым честным, авторитетным и грамотным партнером. Товары, производимые в Китае, обладают как низкими, так  и высокими качественными характеристиками, от чего зависит цена на те, или иные товары.12

2. 3  Влияние мирового финансово-экономического кризиса на торговые отношения России и Китая

 

     Объемы  поставок китайской продукции в  Россию начали падать. Как отметил  торговый представитель России в  Китае Сергей Цыплаков, теперь не исключено ограничение спроса и рост цен на продукцию КНР в России. Правда, в Федеральной таможенной службе констатируют: структура импорта в связи с кризисом в целом не изменилась. По данным торгового представительства России в Китае, товарные потоки на китайском направлении изменились очень серьезно. Как отметил Сергей Цыплаков, в первом квартале 2008 г. темпы роста товарооборота между странами составили 40,4%, во втором произошло существенное снижение темпов - до 23,8%.

     Российский  экспорт рос только из-за роста  цен на сырье в начале года. Физические же объемы поставок российской нефти  в КНР в январе - августе упали  на 21%, леса - на 25,4%.  

     

 

     Ситуация  с импортом в Россию китайской  продукции выглядит сейчас наиболее сложно. В третьем квартале поставки в РФ продукции КНР снизились на 5,1%. При этом сильно сократились поставки таких товаров, как текстиль и одежда. Есть опасения, что до конца года мы можем не удержать темпы роста товарооборота в 23%, которые зафиксированы по итогам трех кварталов. Не исключено ограничение спроса и рост цен на продукцию КНР в России13.

     Спад импорта потребительской продукции из Китая объясняется проблемами российских оптовиков и торговых сетей при привлечении кредитов. Ситуация с китайским экспортом в Россию зависит от макроэкономической ситуации и влияния глобального кризиса. По мнению ФТС, в связи с мировым финансовым кризисом видимого сокращения товаропотока не наблюдается. Для убедительности служба даже представила некоторые цифры. Так, объем экспорта по итогам восьми месяцев составил $327,4 млрд., что на 52,3% выше, чем в 2007 г., импорт в Россию вырос на 46,9% и составил свыше $176,7 млрд. В ФТС отметили, что бюджетное задание на год составляет 4,6 трлн. руб., при этом на сегодняшний день таможенники перечислили в казну 3,8 трлн. руб., выполнив текущее плановое задание более чем на 102%. Поэтому причин для снижения бюджетного задания для ФТС нет14.

     Можно сделать вывод, что финансово-экономический  кризис особо не отразился на экспорте России в Китай, т. к. кризис особо не отразился на китайской экономике. По мнению многих китайских экспертов, закрытость финансового рынка КНР, а также его громадные золотовалютные запасы могут обеспечить китайской экономике дополнительную прочность и безопасность от негативных воздействий глобального финансового кризиса. Так что поддержание крепких дружеских отношений с Китаем является важным стратегическим планом.

2. 4  Перспективы роста двустороннего товарооборота с Китаем к 2010 г.

 

     На 9 регулярной встрече глав правительств Российской Федерации и Китайской  Народной республики (КНР) в сент. 2004 г. руководители правительств двух стран  поставили взаимную цель о принятии мер к достижению в 2010 г. объема торговли между КНР и Российской Федерацией 60-80 млрд. долл., объема инвестиций в Россию в 2020 г. – 12 млрд. долл. Указанная цель была подтверждена в октябре 2004 г. на встрече глав государств двух стран.

     Комиссия  по подготовке регулярных встреч глав правительств Китая и России обязала  Подкомиссию по торгово-экономическому сотрудничеству разработать Программу  реализации указанной цели, для чего Министерство коммерции КНР и  Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  дали совместное поручение ведущим  национальным исследовательским организациям в короткие сроки подготовить  данный документ к обсуждению на уровне правительств уже к осени нынешнего  года. С российской стороны эту  работу координирует Фонд «Центр стратегических разработок», который готовит предложения  в тесном сотрудничестве со всеми  основными научными и практическими школами России.

     Развитие  международной ситуации на современном  этапе объективно способствует дальнейшему  укреплению стратегического партнерства  России и Китая. Высокий уровень  торгово-экономического взаимодействия должен стать важной составляющей нового качества отношений между нашими странами.

     Благодаря проводимым кардинальным экономическим  реформам в последние 18 лет Китай  демонстрирует необычайно высокие  для такой крупной страны темпы  экономического роста – ежегодное  увеличение ВВП составляет 10-14%. Это  быстро выдвигает Китай в число  важнейших экономических держав не только Азии, но и всего мира. Широкомасштабному  развитию торгово-экономических связей с Китаем благоприятствуют многочисленные факторы: – географическая близость двух стран; – общее для двух стран  главное направление экономических  реформ (движение в направлении создания основ рыночной экономики, повышение  роли внешних экономических связей как фактора хозяйственного развития, стремление интегрироваться в мировую  экономическую систему); – заинтересованность обоих государств в ускорении  социально-экономического развития, в  том числе и региональном разрезе. Достигнутый уровень развития двусторонних торгово-экономических связей намного  ниже возможностей, определяемых политико-экономическими потенциалами России и КНР.

Информация о работе Анализ торговых отношений России и Китая