Арктика сегодня: для россии и всего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение значимости Арктического трансграничного конфликтного пространства для России и всего мира, с учётом возросшего к нему интереса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……………….3
Глава I Рост международного интереса к Арктике вследствие глобального потепления климата…………………..………………………………………..…………5
Глава II Международно-правовой режим Арктики…………………………………..9
Глава III Национальные интересы России в арктической зоне….………………….14
3.1 Экономические интересы………………………………………………………14
3.2 Российская стратегия в Арктике………………...…..……………………….16
Заключение……………………………………………………………………………...19
Список использованных источников и литературы………………………………...22
Приложения…………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать)


Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……………….3

Глава I Рост международного интереса к Арктике вследствие глобального потепления климата…………………..………………………………………..…………5

Глава II Международно-правовой режим Арктики…………………………………..9

Глава III Национальные интересы России в арктической зоне….………………….14

      3.1 Экономические интересы………………………………………………………14

      3.2 Российская стратегия в Арктике………………...…..……………………….16

Заключение……………………………………………………………………………...19

Список использованных источников и литературы………………………………...22

Приложения…………………………………………………………………………….24
Введение

Актуальность. Сегодня Арктика становится важнейшим стратегическим регионом, за доминирование в котором разворачивается самая настоящая борьба, затрагивающая интересы восьми арктических государств: России, США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Финляндии. Наибольшую активность в данном вопросе проявляют, помимо Российской Федерации, Соединенные Штаты, Канада, Норвегия и Дания. Возрастающий интерес к Арктике в современном мире, связан с тем, что она имеет выгодное геостратегическое положение. В Арктике сосредоточены богатые запасы газа и нефти, которые в результате прогнозируемого глобального потепления климата могут стать более доступными. Кроме того, появляется возможность использования кратчайшего транспортного пути – Северный морской путь, Северо-Восточный проход. Эти факторы в ХХ веке, и особенно в начале ХХI столетия, резко обострились территориальные претензии разных стран по поводу прав на Северный полюс, на использование минеральных и биологических ресурсов арктического пространства, на исключительные экономические зоны.

Что касается РФ, то в Арктической зоне производится продукция, обеспечивающая получение более 10% национального дохода России (при доле населения, равной 1%) и составляющая более 20% объема общероссийского экспорта. Здесь сконцентрирована добыча природного газа, апатитового концентрата, многих стратегически важных цветных и драгоценных металлов (никель, медь, кобальт и другие). В экономике, регионологии употребляется применительно к России также концепт «Арктический макрорегион», который объединяет районы Арктики и Крайнего Севера России. Основными зонами специализации этого региона станет добыча сырья (в том числе в полярных широтах и на шельфе арктических морей), интенсификация развития лесопромышленного комплекса и выполнение функций глобальной транспортно-транзитной зоны. Арктический макрорегион должен является одним из опорных регионов международного сотрудничества России через проекты совершенствования схемы управления единой транспортной системой Севера России, включая Северный морской путь, связь с БАМ, речные артерии Сибири и воздушный транспорт, формирования опорной сети автомобильных дорог, а также создания новых и развитие существующих магистральных трубопроводов, специализированных морских терминалов для обеспечения транспортировки сырья в районы переработки и сбыта. При этом важнейшую роль будут играть проекты развития транспортно-логистической инфраструктуры. Но к настоящему времени внешние границы арктической зоны РФ чётко не определены, поскольку существовавшие прежде морские границы в этом регионе сегодня не признаны многими государствами и международными организациями. Для того чтобы стратегические интересы России в Арктике и состояние общей ситуации в данной зоне были поняты правильно, необходимо рассмотреть те вызовы и угрозы, с которыми сталкивается российская сторона при выстраивании и реализации своей арктической политики.

Цель исследования. Таким образом, целью курсовой работы является изучение значимости Арктического трансграничного конфликтного пространства для России и всего мира, с учётом возросшего к нему интереса.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является

арктическое трансграничное пространство в настоящее время и перспективы его развития; права различных стран в этом регионе, а также национальные интересы России и вызовы со стороны других держав.

Предмет исследования – роль и значение Арктики в XXI веке для России и всего мира.

Структура работы. Для того чтобы разобраться в этой проблеме, нужно сначала узнать, что представляет собой арктическая зона, кто на неё претендует и чем объясняется рост международного интереса к Арктике в последние годы? Эту информацию отражает первая глава курсовой работы. Также здесь отражены возможные варианты раздела Арктики. Вторая глава курсовой работы посвящена изучению международно-правового режима Арктики. Особое внимание уделяется Гренландской декларации 29 мая 2008 года. И, наконец, в третьей главе рассмотрено значение арктической зоны для Российской Федерации, а также  интересы и проекты нашей страны в этом регионе.
Глава I. Рост международного интереса к Арктике вследствие глобального потепления климата

Арктика - это многомерное физико-географическое, водно-территориальное, социально-экономическое, этническое, культурное, геополитическое пространство, примыкающее к Северному полюсу и включающее окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, пять приарктических государств (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), десятки этносов, разнообразие культур».[1] Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры, площадь около 27 млн. км2. Иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. км2. Все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены суверенитету того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном – России, Дании, Канады и США. К странам, имеющим исторические интересы в данном регионе и граничащим с ним, относят Финляндию, Швецию и Исландию. Причем Финляндия с передачей Советскому Союзу района Печенги (Петсамо) лишилась выхода в Северный Ледовитый океан. Исландия определяет всю территорию страны как входящую в арктическую зону, но претензий на собственный арктический сектор не предъявляет. Арктический регион с сушей и водными пространствами по своим климатическим и, в первую очередь, ледовым условиям значительно отличается от других частей Мирового океана. Приполярные государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых во многих аспектах связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении десятилетий прилагали усилия по изучению, хозяйственному, культурному и иному освоению региона, его обороне, сохранению экологической сферы и находящихся там природных ресурсов. Этот регион издавна считался сосредоточением политических, правовых, экономических, военно-стратегических, экологических и социальных интересов. Именно эти интересы влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и заключаемых ими международных договоров.

В начале нынешнего столетия Арктика оказалась в центре внимания ученых-океанологов, экологов, политиков. Дело в том, что в связи с глобальным потеплением происходит быстрое таяние арктических ледников. В сентябре 2005 года был зафиксирован самый низкий показатель площади арктической ледяной шапки начиная с 1978 года, когда ученые смогли пользоваться искусственными спутниками Земли: 5,35 млн.км2. В сентябре 2006 года печальный рекорд был превзойден: по данным Всемирного Фонда дикой природы, площадь льдов составляла уже 4,3 млн.км2. При сохранении тенденции уже летом 2060 года льда в Арктике может совсем не остаться. Тем самым будет нанесен непоправимый ущерб хрупкой арктической экосистеме, сохранившейся практически в первозданном виде. Спасти природу Арктики может только резкое снижение выбросов парниковых газов – более, чем вдвое, к середине XXI века.

Тем временем, создавая масштабную экологическую опасность, таяние льдов открывает большие возможности для экономического использования Арктики. По данным геологической службы США, на дне Северного Ледовитого океана располагается около 25% мировых запасов нефти и газа, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца, не менее 90 миллиардов баррелей неразведанной нефти. Кроме того, через Арктику проходит Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. С учётом потепления он становится и самым удобным для перевозки углеводородов с арктических месторождений. Поэтому очень важно, кто именно контролирует арктический шельф.

А.А.Чураков, известный архангельский журналист, который дважды побывал на Северном полюсе, а в 2008 году на Земле Франца-Иосифа, в своём выступлении отметил, что появляются новые возможности для освоения и сохранения Арктического пространства, организации национальных парков. Интенсивное таяние льда становится необратимым процессом. Можно рассматривать Арктику как место, где имеются запасы пресной воды (лед).

Осваивая Арктику, любая арктическая страна может претендовать на

исключительную экономическую зону протяжённостью свыше 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния. В 2000 году комиссия по шельфу при ООН дала определенное время для представления научно обоснованных заявок на расширение шельфа. У России этот срок истек в 2009 году, у Канады - в 2013-м, у Дании - в 2014-м, у Норвегии - в 2016 году. США конвенцию ООН не подписали, поскольку решили не связывать себя какими-либо обязательствами и намерены действовать по обстановке. Нежелание США играть «по правилам» дополнительно обостряет ситуацию в грядущем разделе Арктики, которая и так балансирует на грани силового захвата территории. Россия старается расширить собственные границы мирным путем, на основе международного права, доказывая, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, находящиеся на дне океана, являются продолжением сибирской материковой плиты и частью российского шельфа. В 2001 году Россия уже подавала заявку в комиссию ООН по континентальному шельфу, но ей было предложено собрать больше доказательств. В 2008 году в Министерстве природных ресурсов РФ заявили, что сбор доказательств уже почти завершен, все собранные материалы обработаны и они доказывают континентальную природу хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Тема освоения арктического шельфа получила широкий резонанс в мире после российской полярной экспедиции 2007 года А.Чилингарова, увенчавшуюся установлением российского флага на дне Северного Ледовитого океана. Официальным организатором экспедиции выступил Институт океанологии РАН, который заключил договор с некоммерческой организацией «Фонд полярных исследований». Батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили погружение в районе Северного полюса на глубину более 4 тысяч метров и установили на дне российский флаг, выполненный по спецзаказу из титана.

В прессе сразу же начали писать о том, что в противостоянии России и Запада, похоже, открыт новый, арктический фронт. США крайне негативно оценили установку российского флага на дне океана на Северном полюсе. Еще большее раздражение выразил накануне глава МИД Канады Питер Маккей: «На дворе не XV век. Нельзя проехать по миру, установить какие-то флаги, а потом заявлять: „Это наша территория”».[2] Другие страны начали после этого события наперебой заявлять о различного рода претензиях на арктическое пространство.

В связи с этим, стали активнее обсуждаться варианты раздела Арктического пространства. 1) Канадский вариант - на секторы по границам. 2) Вариант Евросоюза в лице Дании: по линии - на равных расстояниях от берегов. Это вариант не устраивает США – у них получается меньше других. 3)Вашингтон предлагает оставить в центре зону, свободную для всех (см приложение 1). Если раздел произойдет на основе секторного деления, то выиграют Россия и Канада, а выход к Северному полюсу получат все страны. В случае раздела по срединной линии (когда граница проходит на равном удалении от береговых линий прибрежных государств) Северный полюс достанется Дании. США в любом случае получат небольшой участок шельфа, поэтому для них наиболее выгодным вариантом является кондоминиум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Международно-правовой режим Арктики

Успех в деле юридической защиты различных интересов России в Арктике во многом зависит от четкого уяснения международного режима Арктического морского региона и применения его положений в практической деятельности государства и российских организаций в этом регионе. Прежде всего, всем заинтересованным приарктическим государствам необходимо учитывать, что официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой российского правительства от 20 сентября 1918 г., в которой сообщалось о том, что частью России являются острова Генриетты, Уединения, Новосибирские, Врангеля, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и др., которые составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий»[3]. Правовым актом, подтвердившим принадлежность Советскому Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, было Постановление Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» от 15 апреля 1926 г.[4]. Согласно этому постановлению географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялось территорией Советского Союза. Общая площадь полярных владений СССР, таким образом, составила 5,8 млн км2. Права Советского Союза в арктических регионах, прилежащих к его территории, обеспечивались также рядом других законодательных актов, в частности, законом СССР о государственной границе 1982 г. и Указом Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе СССР» 1968 г. Положения этих нормативно-правовых актов перешли в российское законодательство о государственной границе и континентальном шельфе.

Первопроходцем в юридическом закреплении за собой соответствующей части арктического сектора выступила Канада. Так, еще в 1909 г. правительство Канады официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. В 1926 г. эти требования были подтверждены специальным королевским указом. В настоящее время Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60° с.ш. и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады составляет 1430 млн км2.

В современную арктическую область США входят территории США к северу от Полярного круга и территории к северу и западу от границы, формируемой реками Поркупайн, Юкон и Кусковим, цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря. Площадь полярных владений США – 126 млн км2.

Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Но при подписании 13 июня 1997 г. министрами по окружающей среде арктических государств «Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике» Норвегия определила, что для целей этого Руководства ее арктическую территорию образуют районы Норвежского моря севернее 65° с.ш. Площадь полярных владений Норвегии – 746 тыс. км2.

Дания включила в свою арктическую область Гренландию и Фарерские острова. Распространение суверенитета Дании на Гренландию было закреплено решением Постоянной палаты международного правосудия в 1933 г. Площадь полярных владений Дании составляет 372 тыс. км2. В связи с этим можно отметить, что Гренландия успешно добилась права распоряжаться недрами своего шельфа, который скрывает энергоресурсов на десятки миллионов евро[5].

США, Норвегия и Дания, в отличие от Канады и России, не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территориям. Однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на арктические районы[6]. Сложность решения проблемы правового режима Северного Ледовитого океана и прибрежных арктических морей обусловлена разными подходами к определению этого участка земного шара. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность и потому может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих к нему стран мира, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также покрытые льдом поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории. Это и объясняет разность подходов приарктических государств в применении международно-правовых и внутригосударственных актов при решении все увеличивающихся межгосударственных споров по использованию пространств и ресурсов Арктики. В основе российской позиции, выступающей за применение секторального принципа при решении этих споров, стоит утверждение, что еще в 1920-е гг. сложилась обычная норма международного права, предусматривающая распределение арктических территорий на секторы по принципу тяготения их к побережьям приполярных государств. Этой обычной нормой устанавливается, что сектор находится под юрисдикцией приарктического государства и на острова и земли, находящиеся в этом секторе, распространяется суверенитет этих государств. Однако эта обычная норма не нашла подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эта Конвенция установила территориальное море шириной до 12 миль, на которое, равно как и на воздушное пространство над ним, на его дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные органы заявку на разработку глубоководных ресурсов морского дна. Решение о разработке таких ресурсов принимается Международным органом по морскому дну.

Информация о работе Арктика сегодня: для россии и всего мира