Арктика сегодня: для россии и всего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение значимости Арктического трансграничного конфликтного пространства для России и всего мира, с учётом возросшего к нему интереса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……………….3
Глава I Рост международного интереса к Арктике вследствие глобального потепления климата…………………..………………………………………..…………5
Глава II Международно-правовой режим Арктики…………………………………..9
Глава III Национальные интересы России в арктической зоне….………………….14
3.1 Экономические интересы………………………………………………………14
3.2 Российская стратегия в Арктике………………...…..……………………….16
Заключение……………………………………………………………………………...19
Список использованных источников и литературы………………………………...22
Приложения…………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

В мае 2008 года Арктику договорились делить всё же мирно. Дания, Канада, Норвегия, Россия, США как арктические страны на международной конференции в Гренландии договорились о том, что не видят необходимости нового режима для управления Северным Ледовитым океаном и будут сотрудничать на основе международного права. Соглашение, подписанное в Гренландии министрами иностранных дел России, США, Норвегии, Дании и Канады, направлено на прекращение все активнее разгорающейся борьбы за Арктику, точнее, за ее запасы нефти и газа, доступ к которым открывают тающие полярные льды. «Пять стран провозгласили свою готовность следовать правилам. Надеюсь, мы покончили с мифом о борьбе за Арктику раз и навсегда», — заявил тогда глава датского МИДа Пер Стиг Меллер, выступавший в роли принимающей стороны. Однако арктические противоречия всё равно остаются, они не куда не исчезли. По мнению экспертов, проходившая за закрытыми дверями встреча расчистила путь к «полному захвату полюса странами, претендующими на арктический территориальный шельф». Исландия, Финляндия и Швеция, входящие в группу стран Арктического совета, но не предъявляющие территориальных претензий, а также экологические организации и аборигены-эскимосы таким образом исключаются из переговорного процесса. Итоги гренландской конференции 2008 года в России оцениваются весьма неоднозначно. Ю.Евдокимов, бывший губернатор Мурманской области, считает, что Арктический нефтегазовый пирог не поделишь переговорами. Юристы подчеркивают, что не существует никаких правовых документов, которые позволяли бы разделить Арктику исключительно странам, имеющим выход к Северному Ледовитому океану, теоретически любая страна может заявить, что Арктика должна находиться в общем пользовании, например: Китай, Индия, Австралия, Япония и др. Некоторые ученые считают, что вряд ли кому-то удастся доказать принадлежность того или иного подводного хребта к той или иной континентальной платформе. В Мировом океане за пределами собственно шельфа нет участка, который можно считать частью континентов. Есть переходные зоны и океаническая земная кора в глубоководной части. Конечно, каждое государство может заявить о своих претензиях на тот или иной участок, но международное сообщество не пойдет на то, чтобы отдать какой-либо стране то, что может принадлежать другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Национальные интересы России в арктической зоне

3.1Экономические интересы

Экономические интересы России в Арктике связаны с наличием в этом регионе важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики страны в настоящее время и в еще большей степени в ближайшей перспективе (по прогнозам специалистов, к 2015 г. будут практически исчерпаны рентабельные запасы нефти и газа на суше, поэтому исключительно важным для России является арктический шельф[7]). Открытые в Арктике запасы газа промышленных категорий составляют 80% общероссийских. По данным Геологической службы США, потенциальные запасы нефти в Арктике составляют 90 млрд баррелей, газа – 43,7 трлн м3, газового конденсата – 44 млрд баррелей[8]. Арктика является основным источником российского никеля, меди, кобальта, платины и апатитового концентрата. Истощение запасов полезных ископаемых в освоенных районах и утрата Россией в связи с распадом СССР целого ряда источников природных ресурсов объективно предопределяют необходимость расширения в будущем их добычи в арктической зоне. На севере России сосредоточено 90% никеля, 67% леса, 87% рыбы, 80% апатитов, более 95% алмазов, основные запасы золота, серебра, редкоземельных элементов[9]. Велика роль Арктики и в обороноспособности России, в контроле над космическим пространством, в сдерживании военно-политического присутствия западных держав северном геополитическом пространстве. Здесь дислоцирована значительная часть вооруженных сил России, в том числе большая часть Тихоокеанского флота – крупнейшие оперативно-стратегические объекты, являющиеся силовой основой решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях. Важную роль для национальной безопасности играют острова Арктического региона, на которых расположены оборонные объекты, пограничные заставы, полярные гидрографические посты, научные станции и экспедиции. Оборонное значение Арктики обусловлено также тем, что в настоящее время только через арктические моря обеспечивается полностью выход в Мировой океан и открывается широкий оперативный простор для действий военно-морского флота. По Северному Ледовитому океану, дальневосточным морям на протяжении более 20 тыс. км проходит граница Российской Федерации, защита и охрана которой проводится органами пограничной службы России в сложнейших природно-климатических условиях. Уже к 2006 г. Министерство природных ресурсов России разработало Единую государственную стратегию изучения и освоения нефтегазового потенциала континентальных шельфов России, согласно которой развитие нефтегазовых месторождений на шельфах в морях Северного Ледовитого океана становится одним из главных приоритетов на период до 2020 г.[10]. В 2008 г. был разработан документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»[11], который был обнародован лишь в 2009 г. Документ утвержден президентом Д.А. Медведевым и фактически является арктической стратегией России. Согласно данному документу, Россия намерена создать отдельную группировку войск в Арктике, которая призвана обеспечить безопасность российской части Северного Ледовитого океана «в различных условиях военно-политической обстановки». Также стратегия предполагает, что к 2020 г. регион превратится в «ведущую стратегическую ресурсную базу РФ»[12].

 

 

 

 

 

 

3.2 Российская стратегия в Арктике

В связи с изменяющейся ситуацией в рассматриваемом регионе, нужно уделить должное внимание вкладу северных территорий России в освоение Арктики, роли Архангельска и Мурманска развитии инфраструктуры, в подготовке кадров, в разработке арктических месторождений нефти и газа, их сервисном обслуживании, в экологии. Если Россия решила придти в Арктику всерьез и надолго, надо быстрыми темпами создавать специализированную индустрию по обслуживанию шельфовых разработок. Деятельность в Арктике не должна ограничиваться только добычей и транспортировкой энергоносителей на Запад. Ресурсы Арктики, в первую очередь, должны быть поставлены на службу российского государства, на становление и развитие современной нефте- и газоперерабатывающей промышленности, т.е. на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Необходимо заметить, что в ходе заседания Совета Безопасности РФ 17 сентября 2008 года президент РФ Д.Медведев заявил, что Арктика должна стать ресурсной базой России в XXI веке. "По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Использование этих ресурсов – залог энергетической безопасности России в целом", - сказал Д.Медведев[13]. Президент России также отметил, что в ближайшее время необходимо оформить внешнюю границу континентального шельфа РФ в Арктике.

В Арктике также получают развитие Северный морской путь, ледокольный флот, международные трансконтинентальные порты. В Мурманске предполагается создать фундамент современного, достойного XXI века, порта на Севере России со свободным выходом в Мировой океан, привлечь дополнительные объемы экспортно-импортных грузов, идущих сегодня через порты соседних стран. Планируется строительство нового глубоководного района Архангельского морского порта в районе губы Сухое море с учетом современных и перспективных технических и логистических решений. В случае реализации проекта «Белкомур» у Архангельска возможна актуализация двух транспортных функций: 1)межрегиональная - обслуживание грузопотока из Пермского края, Республики Коми и Уральского региона (Приполярного и Полярного Урала); 2)обслуживание глобальных трансконтинентальных перевозок (северная ветвь Евроазиатского транспортного коридора, система Баренцкомур-Белкомур). Важную роль в освоении Арктики играл и играет город Архангельск. В стратегии своего социально-экономического развития Архангельск позиционируется как образовательная, культурная и инжиниринговая столица Русского Севера; как город, в котором хранятся традиции и накапливаются знания для осуществления амбициозных проектов нового освоения Русской Арктики; город, включенный в мировые коммуникационные процессы и коридоры. Стратегические целями Архангельска становятся: включение города в систему опорных городов России – в первую очередь как транспортного, кадрового и инжинирингового центра; удержание, воспроизводство и привлечение населения, в первую очередь разделяющего и принимающего традиции, ценности «полярного духа» и Русского Севера; развертывание в городе производства конкурентоспособных гуманитарных продуктов (образовательных, медицинских, культурных и рекреационных), востребованных в Баренц-регионе и регионах Русского Севера. Город может и должен претендовать не только на глобальную транспортно-логистическую функцию, но и включение в систему опорных северных городов России, становясь также центром воспроизводства человеческого капитала, знаний и технологий. Эта функция – стать центром подготовки кадров и освоения технологий для жизни и работы на Русском Севере – может стать одним из ключевых приоритетов и инициатив Архангельска на перспективу до 2020 года и далее (Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Архангельск» на период до 2020 года). Есть идея создания Арктического регионального (федерального) университета в Архангельске, который должен стать инновационным региональным центром образования и науки, имеющий четкую целевую направленность на удовлетворение потребностей Арктического макрорегиона, объединяющий вузы и весь научный потенциал на региональном уровне в Архангельске, Северодвинске, Нарьян-Маре.

Важнейшее значение для России имеет создание национального парка на территории Земли Франца-Иосифа, о-ва Виктория, северной части Новой земли. Речь о создании такого национального парка идёт около десяти лет. Три года назад было получено финансирование, к настоящему времени выполнен проект национального парка, проведена его экспертиза. На Земле Франца-Иосифа природа сохранилась в естественном состоянии, птицы не боятся человека. Необходимо развивать арктический туризм, транспортную инфраструктуру. Создание российских национальных парков в Арктике должно стать приоритетом национальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, вопросы разграничения в Арктике стали сегодня такими актуальными и острыми, потому что, с одной стороны, многообещающие оценки размеров природных ресурсов Арктики (в том числе крупных нефтегазовых месторождений, возможности  становления активной жизнедеятельности, развития трансконтинентальных маршрутов и др.) сильно возбудили аппетиты как арктических, так и некоторых других государств. Все хотят получить какую-то долю этого арктического «пирога», в связи с чем многих не устраивают существующие линии разграничения. С другой стороны, определенную расплывчатость именно в отношении проблем разграничения в арктическом регионе внесли Конвенция ООН о континентальном шельфе 1958 года и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Эти международно-правовые документы (созданные как универсальные) в ряде позиций игнорируют некоторые положения более ранних международных правовых актов, при этом ущемляя интересы некоторых стран в Арктике.

Кроме того, сложность решения вопросов окончательного разграничения обусловлена сегодня целым рядом факторов. Во-первых, в Арктике сталкиваются интересы, как минимум, пяти арктических государств, и цена этих интересов за последние годы резко выросла. Во-вторых, это недостаточно глубокая изученность арктической части мирового пространства, которая давала бы в руки государств, претендующих на принадлежность им отдельных участков арктического пространства, достаточно доказательств и аргументов. В-третьих, вопросы разграничения в Арктике сегодня зачастую пытаются окончательно решить на основе принятых только во второй половине ХХ столетия международных правовых актов, в которых, как выяснилось, не всегда учитывались история освоения Арктики, реальный вклад различных государств в изучение и освоение арктической зоны, и более ранние договоренности и соглашения между арктическими государствами по вопросам разграничения. В-четвертых, цена ошибок разграничения в Арктике слишком высока ввиду резко возросшего ресурсного потенциала этого региона, а также в связи с происходящими климатическими изменениями в этой зоне, открывающими новые возможности для более активного вовлечения арктических ресурсов в решение крупных национальных проектов.

Каковы же возможные сценарии развития событий за контроль в Арктике? Во избежание конфликтных ситуаций, хотелось бы рассчитывать на вариант определения и закрепления национальных границ континентального шельфа и исключительных экономических зон между пятью арктическими государствами через механизмы международно-правового согласования с учетом уже существующих реалий, т.е. ранее заключенных договоров и соглашений. Что касается новых претендентов на арктический шельф (Гренландия, Шпицберген и др.), то их интересы могут удовлетворяться за счет конкретных арктических государств, частью которых они являются сегодня. Вероятность такого сценария подтверждается фактом подписания в мае 2008 г. министрами иностранных дел пяти арктических государств в гренландском городке Илулиссате совместной декларации об использовании Арктики, в которой стороны обязуются развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды Арктики и спасательной деятельности и не заключать новых международных соглашений. Министры заявили также, что не видят необходимости во введении нового режима для управления Северным Ледовитым океаном и будут в дальнейшем осуществлять сотрудничество исключительно в рамках международного права.

Содержанием второго вероятного сценария может быть достижение общей договоренности о принципах и правилах разграничения с подписанием соответствующего правового документа, в котором будет предусмотрена возможность решения наиболее острых споров сторон по конкретным участкам шельфа посредством заключения двусторонних договоров и компромиссных соглашений.

По третьему вероятному сценарию, спорящие за арктический шельф государства, как представляется, не смогут в ближайшей перспективе получить достаточно данных, подтверждающих правомерность их претензий. В этом случае решение вопросов разграничения в Арктике может быть отложено на время, в течение которого такие данные собраны и проверены независимой международной экспертизой. В рамках этого сценария можно также ожидать неправомерных действий со стороны какого-либо одного или группы арктических государств по удовлетворению своих претензий на участки арктического шельфа и его ресурсы. При подобном развитии споров не исключается возникновение конфликтных ситуаций с элементами силового воздействия. Обострившиеся в последнее время территориальные споры в Арктике между США и Канадой, Канадой и Францией, Канадой и Данией, Исландией и Данией едва ли приведут к серьезным конфликтам, однако борьба за будущее этого района, несомненно, имеет тенденцию к расширению.

О масштабных и конкретных внешних угрозах России в Арктике также говорить пока рано, но вероятность их возникновения на основе отмеченных вызовов существует. И она будет тем выше, чем ближе заинтересованные стороны будут подходить к окончательному разграничению континентального шельфа и определению границ экономических зон.

Информация о работе Арктика сегодня: для россии и всего мира