Целостность и противоречия современного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Особое значение в предании целостности современному миру имеет развитие международных коммуникативно-информационных сетей. Символическим актом «рождения» информационной эры считается запуск первого искусственного спутника земли ставшего технологическим катализатором формирования подлинно глобальной связи. Более совершенным по сравнению со спутниковой связью средством коммуникации стали компьютерные сети Интернет,

Работа содержит 1 файл

Целостность и противоречия современного мира.doc

— 30.00 Кб (Скачать)


Целостность и противоречия современного мира

Человечество встретило 21-й век процессом глобализации, заключающимся в формировании общепланетарного экономического, научного, информационного пространства.

Особое значение в предании целостности современному миру имеет развитие международных коммуникативно-информационных сетей. Символическим актом «рождения» информационной эры считается запуск первого искусственного спутника земли ставшего технологическим катализатором формирования подлинно глобальной связи. Более совершенным по сравнению со спутниковой связью средством коммуникации стали компьютерные сети Интернет, в которых скорость и объем передаваемой информации значительно возрастают. В компьютерных сетях можно проводить международные научные конференции, совершать экономические сделки, непосредственно общаться людям разных континентов. Несмотря на тенденцию к целостности и единству, в современном мире сохраняются противоречия в сфере экономики, культуры и социальных отношений. Эти противоречия имеют глобальный характер и рассматриваются в масштабе международной деятельности.

В сфере экономики важнейшим является противоречия между развитыми и развивающимися странами.  Его еще называют противоречием между Севером и Югом.

Развитые страны Севера – это индустриальные и постиндустриальные общества с передовыми технологиями в производстве и устойчивыми системами общественного обеспечения. Они потребляют большую часть энергии, производимой на планете, эксплуатируют большую часть ее ресурсов. Экономические успехи развитых стран сопровождаются появлением проблем культурно-психологического характера. Что могут предложить миру развивающие страны? Их вклад – сырье для промышленности, сельско-хозяйственная продукция, дешевый труд людей, рынок для сбыта продукции не самого лучшего качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции. Проблемы одних и других становятся общими.

В сфере культуры существуют противоречия между традиционными и техногенными культурами и между культурами с различной религиозной ориентацией. Традиционная культура свойственна развивающимся странам. Для нее характерно устойчивая система моральных и других духовных ценностей. Поведение человека в такой культурной среде определяется традициями прошлого и ценностями настоящего времени, к которым относятся постоянство среды обитания( что обеспечивает успешную социальную адаптацию), самоконтроль, самовоспитание. Для техногенной культуры характерно прерывание традиций, относительно быстрая смена системы духовных ценностей. Наиболее общими из них являются гибкость социальных связей, изменение взглядов на мир, безболезненный переход от одних видов деятельности к другим, быстрая адаптация к новой среде обитания.

В мире так сложилось, что традиционные культуры ориентируются на исламскую религию, а техногенные главным образом на христианство. Это двойное разделение создает дополнительные сложности для устранения противоречий в сфере культуры.

В социальной сфере существует противоречие между ростом населения и ограниченном количеством средств существования. Его можно определить как противоречие развития мирового сообщества, или «противоречие роста». Суть его в том, что мировое сообщество, с одной стороны, стремится к неограниченному росту по всем параметрам, с другой стороны, имеются естественные ограничения для роста. Рост приводит к кризису, а затем к падению численности населения, производства продуктов питания, другой необходимой продукции.

В 1968 году была создана общественная международная ассоциация ученых и промышленников для обсуждения проблем и противоречий роста человечества – так называемой «Римский клуб». Его исследования по проекту «Сложное положение человечества» выделили 5 основных факторов, которые определяют и, в итоге, ограничивают рост мирового сообщества на нашей планете: численность населения, сельскохозяйственное производство, природные ресурсы, промышленное производство, загрязнение окружающей среды.

Социально экономическим противоречиям является противоречие между человеческим и машинным фактором современного производства. Хотя повсеместно в мире имеется тенденция к автоматизации производства, человеческий фактор приобретает все большее значение. Человек по прежнему остается рядом с машиной: он составляет программы для компьютеров, он обслуживает механизмы и управляет ими. Уровень интеллектуальной и гуманитарной подготовки человека определяет безопасность современного мира.

Указанные противоречия могут оказаться и тормозом и двигателем развития мирового сообщества. Необходимы научный подход к их выявлению и сотрудничества всех стран в их разрешении.

 

С1

В чем сущность процесса глобализации общества в 21-ом веке?

Что придает особую целостность современному миру? Приведите 4 примера использования глобальной сети Интернет.

С2

Перечислите основные противоречия современного мира. Согласны ли вы с автором, утверждающим, что «указанные противоречия могут оказаться и тормозом, и двигателем развития мирового сообщества»? Свой ответ обоснуйте двумя аргументами.

С3

В чем заключается основное противоречие в экономической сфере? Почему автор утверждает, что проблемы стран с очень низким уровнем развития экономики становятся одновременно и проблемами высокоразвитых мировых держав? Приведите 2 аргумента в подтверждении данной мысли.

С4

О каком противоречии в сфере культуры говорит автор? Как вы понимаете выражение «Диалог культур»? С опорой на жизненный опыт и знания обществоведческого курса приведите 2 примера такого процесса.

 



Информация о работе Целостность и противоречия современного мира