Ислам в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:45, реферат

Описание работы

В современном понимании ислам — и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.

"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского "муслим") — предавший себя Аллаху.

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах , и то, что основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Содержание

Глава I. История возникновения ислама

Глава II.Общая характеристика мусульманского права

Глава III. Формирование и развитие мусульманской

правовой мысли

Глава IV. Проблемы государства и политики

Глава V. Политические учения

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

рефератИслам.doc

— 241.50 Кб (Скачать)
 

  СОДЕРЖАНИЕ

  Глава I. История возникновения ислама

  Глава II.Общая характеристика мусульманского права

  Глава III. Формирование и развитие мусульманской

  правовой  мысли

  Глава IV. Проблемы государства и политики

  Глава V. Политические учения

  ЛИТЕРАТУРА

  Глава I. История возникновения ислама 

  Сейчас  в мире насчитывается более 700 миллионов  человек, которые на вопрос: "Кто  ты по вере?" — отвечают арабским словом муслим: " Человек, исповедующий ислам", мусульманин.

  Ислам — одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

  Связь веры с традиционным образом жизни  была характерна для ислама во все  времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

  В современном  понимании ислам — и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.

  "Ислам"  в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского "муслим") — предавший себя Аллаху.

        Знание основ мусульманской  религии весьма различно у различных  слоев населения и в разных странах традиционного распространения  ислама. Всякий мусульманин знает  арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах , и то, что основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.

  Значение  Мухаммеда на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо. 

  Мухаммед

  Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать — через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.

  Магомет любил одиночество и благочестивые  размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман — Коран.

  Первоначально Магомет испугался начавшихся "откровений", но затем уверился, что избран божеством  в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово  божье. Первые "откровения", которые  Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.

  Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью — из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета — мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы — Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета — явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

  В какой-то момент (около 618-620 гг.)возникла возможность  компромисса с мекканцами. Магомет  якобы согласился признать особое положение  при Аллахе почитаемых в Мекке  богинь — ал-Лат, ал-‘уззы и Манат, а мекканцы — пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.

  Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к  людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в Та’иф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба — крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившие там изыческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

  Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби’ I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого  месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при ‘Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби ("город Пророка") или просто ал-Мадина (Медина).

  Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета — мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем "лицемеров" (мунафикун).

  Внутреннее  размежевание помогло развитию представления  об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет  все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем  пророке — "печати пророков", иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

  В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироваться правила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры.

  Начинает  особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В "откровениях" появляются требования особого почтения к Магомету, ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

  Таким образом, в Медине Магомет сформировал  основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в "откровениях" и частично — в высказываниях, решениях и поступках самого Магомета.

  Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода  стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах — на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

  Тесные  связи внутренней мединской оппозиции  с мекканцами, ее попытки покушения  на жизнь Магомета и упорный отказ  от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука’ и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.

  В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось  в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой  границе священной территории Мекки.

  Переговоры  между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество.

  Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Ка’бе, очистил ее от языческих идолов.

  Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность  Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом.

  В последние  годы жизни Магомет определяет цель этого объединения — распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Мединны (Мечети Пророка).

  Со  смертью Магомета прекратился прямой "контакт" общины с Аллахом, ею стали управлять халифы — заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета — Абу Бакр.

Информация о работе Ислам в современном мире