Ислам в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:45, реферат

Описание работы

В современном понимании ислам — и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.

"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского "муслим") — предавший себя Аллаху.

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах , и то, что основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Содержание

Глава I. История возникновения ислама

Глава II.Общая характеристика мусульманского права

Глава III. Формирование и развитие мусульманской

правовой мысли

Глава IV. Проблемы государства и политики

Глава V. Политические учения

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

рефератИслам.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

      Вопрос о том,  какие социально-  экономические отношения господствовали  в Аравии в период становления  ислама, до сих пор остаётся  спорным (как в советском, так  и в зарубежном востоковедении). В нашей исторической литературе  относительно происхождения ислама существует несколько теорий. Первая из них - торгово-капиталистическая. Представители этой концепции- М.Н. Покровский, М.А. Рейснер и др. – в раннем исламе видят преимущественно идеологию торгово-купеческой элиты. Возникновению этой теории способствовало то обстоятельство, что ислам зародился в Мексике, где была сильно развита торговля. Сам Мухаммед в мекканский период своей жизни занимался торговыми делами, сопровождая торговый караван своей будущей жены- богатой купчихи Хадиджы.

      Советские историки Е.А. Беляев, Л.И. Надирадзе и другие придерживаются концепции становления в Аравии в VII в. Рабовладельческого строя. Н.В. Пигулевская, Л.Р. Полонская, Н.А. Смирнов, Л.И. Климович рассматривают первоначальный ислам как идеологию раннефеодального общества. А.Ю. Якубовский, И.П. Петрушевский не разделяют взглядов сторонников «феодальной теории», но в то же время и их нельзя считать строгими защитниками теории  «рабовладельчества».

      Существуют также концепции «кочевническая»  и «земледельческая». Согласно первой- начальный ислам отражал идеологию кочевников- бедуинов, согласно второй- начальный ислам отражал интересы оседлых земледельцев (о дискуссиях по проблеме характера начального ислама).

      Мы придерживаемся той точки  зрения, что в период возникновения ислама общинный строй в Аравии переживал свой распад, а рабовладельческая формация ещё не стала господствующей, тогда как в Египте, Сирии, Месопотамии, Иране в период завоевания их арабами и распространения здесь ислама уже существовал развитый феодальный строй. Формирование ислама в качестве законченной системы, регулирующей социально - экономические, общественно – политические, правовые и морально – этические нормы, происходило в условиях господства феодальных отношений и непосредственно отразило это господство, что не исключало, однако, длительного сохранения в рамках феодального строя рабовладельческого уклада и пережитков общинно – племенных отношений. Всё это нашло своё отражение в шариате.

      Немаловажную роль в закреплении  за шариатом функции единственного законодательства сыграл тот факт, что длительный период мечеть служило место решения как религиозных, так и светских дел, в том числе и судебных. В средневековом мусульманском мире законоведами признавались только известные богословы. Как справедливо отмечают советские исламоведы, «ислам ни где не имеет чёткого разделения светских и духовных функций» и по всюду способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства.

      В соответствии с нормами ислама власть, не санкционированная шариатом, приравнивается акту отрицания таухида (единобожия) и объявляется вне закона. Небезынтересно в этой связи отметить тот факт, что Саудовская Аравия- духовный центр мусульманства, страна, где шариат до сих пор лежит в основе законодательного законодательства,- не подписала Декларацию прав человека, поскольку эта декларация носит светский характер.

      Единственным источником законодательства  исламская догматика признаёт  божественную волю. Один из крупнейших  современных идеологов ислама, лидер реакционной партии Пакистана Джамаат-и-ислами  А. Маудиди писал по этому поводу: «признавать за народом права законодательства значит совершать ширк (худший из грехов признавания человека богу), так как это право принадлежит одному Аллаху».

      Говоря о причинах устойчивости  шариата, нельзя не упомянуть  об его отношении к адату-  обычному праву народов, принявших  ислам. Шариат и связанное с  ним мусульманское право были  своеобразной формой систематизации  законов и норм обычного права и традиций населения Аравии, нашедших своё отражение прежде всего в Коране и сунне. Во время арабского завоевания шариат как бы вобрал в себя нормы обычного права покорённых народов Египта, Сирии, Месопотамии, Ирана, Средней Азии, Кавказа. Адат действует в рамках шариата, хотя часто лишь внешне и формально согласуется с основами мусульманского права и шариата. В определённом смысле адат способствует сохранению шариата, а шариат- адата.

      Роль местного обычного права  обычно усиливалась в тех случаях,  когда отношения между официальной администрацией и местным населением, особенно в зонах расселения племён, становилась напряжёнными. Например, в конце XIX- начале XX в. таковым было отношение между турецкой администрацией и бедуинскими районами арабских стран. Поскольку официальные судебные органы находились под контролем турецких властей, местное население избегало официальных шариатских судей. «Племена жили своей жизнью, руководствовались своими обычаями, правилами и положениями обычного права (такалид, аль – урф, адат)». В конце XIX в., в период подъёма национально – освободительного движения арабских народов против османской Турции, в арабских странах усилился отказ от обращения в официальные шариатские суды, поскольку они находились под непосредственным контролем османских властей.

      В отличие от ортодоксального  шариата вершителями обычного  народного права выступали не  правоведы – богословы, а влиятельные  феодалы, главы племён- шейхи,  аксакалы.

      Одной из характерных отличительных  черт шариата, обусловливающих его широкое распространение и устойчивость, является то, что мусульманские правоведы, как уже говорилось, не ограничивались в своей деятельности решением чисто юридических вопросов. Основатели юридических школ суннитского ислама Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш – Шафии и Ибн Ханбал включили в законодательные кодексы кроме вопросов юридических также вопросы религиозного культа, торговли и налоговых операций, этическо – нравственные проблемы. Мусульманские правоведы решали  все правовые и религиозные вопросы, поскольку, кроме шариатских судов, других судебных органов не существовало.

      Длительное сохранение шариата  в качестве основы законодательства  в странах мусульманского региона  объясняется и ещё одним немаловажным  обстоятельством- тем, что более  тысячи лет светская и религиозная власть сосредоточивались здесь в одних руках: глава государства (халиф, султан или эмир) имел одновременно и титул амир аль – мумина (эмира правоверных).

      Говоря о длительном сохранении  шариата в качестве основного  регулятора жизни мусульманской общины, следует учесть и то, что в исламе имеется ряд положений и запретов, на которые в Коране либо вообще нет указаний, либо о них говорится очень туманно. Все подобные вопросы уточнены и конкретизированы в шариате.

      Отмеченные обстоятельства способствовали господству шариата в странах мусульманского мира в качестве единственной законодательной системы и сохранению его серьёзного влияния на право и общественную жизнь мусульман и после того, как здесь началось становление капиталистического уклада и буржуазных общественных институтов. Развитие буржуазных отношений подорвало монополию шариата и положило начало процессу секуляризации.

  Используемая  литература:

  Атеистический словарь, М, изд-во полит. литер., 1986

  П.Н. Галазны, История государства зарубежных стран., М., Юрид. лит-ра, 1980

  Г.Ф. Ким, Ислам. Идеология, право, политика и  экономика., М., Наука, 1985

  Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока., М., 1982

  В.Соловьев, Магомет, его жизнь и религиозное  учение., Спб., 1902

  Ислам, краткий справочник, Из- во "Наука", М. 1983

  Ислам и проблемы национализма в странах  Ближнего и Среднего Востока          (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986;

Информация о работе Ислам в современном мире