Демографическая проблема Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Китай, в течение всего периода своего существования, испытывал огромное воздействие демографического фактора на социально – экономическое развитие страны.
Анализ демографических процессов показывает, что в динамике и структуре населения произошли значительные сдвиги. Проблемы народонаселения начинают играть все большую роль во внутренней и внешней политике различных государств земного шара.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………
Глава 1.Теоретические аспекты: воспроизводство населения КНР…….
1.1Понятие, сущность и типы воспроизводства населения…………………
1.2История народонаселения Китая……………………………………….
Глава 2. Анализ демографической политики Китая……………………..
2.1 Демографическая политика Китая……………………………………
2.2 Анализ демографической ситуации в Китае…………………………
Глава 3.Проблемы демографической политики Китая………………
3.1 Тенденции развития демографии КНР………………………………..
3.2 Политика контроля над демографической ситуацией………………..
Заключение………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая Демографическая проблема Китая.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы демографической  политики Китая.

3.1 Тенденции развития  демографии КНР.

 

Огромное население  – главная из проблем и для  Китая. Без учета демографического фактора нельзя уяснить ни размах перемен в этом азиатском исполине, ни его политику. Прежде всего, неясно, какова на самом деле численность  населения КНР. (это 22% жителей планеты)., что в 2010 году этот показатель составит примерно 1,4 млрд., а в 2030 – 1,6 млрд. человек. Однако большинство западных аналитических  центров уже сейчас оценивает  численность китайского населения  гораздо выше – вплоть до 2,2 млрд. человек. Хотя чаще всего фигурирует цифра, приближающаяся к 1,6 млрд. Западные аналитики полагают, что китайское  правительство не желает пугать мир  реальным количеством своих подданных  и афишировать свои неудачи в  политике сдерживания естественного  прироста. Но даже согласно официальным  цифрам, китайцев в КНР больше, чем  представителей негроидной расы во всем мире; больше, чем европейцев в Европе, России и США, вместе взятых.

Столь многочисленная людская масса оказывает весьма ощутимое давление на окружающую среду, природные ресурсы и другие аспекты  жизни китайского общества: ведь каждый нуждается, как минимум, в еде, одежде и обуви, обучении и трудоустройстве. Уступая по размерам экономики только США, Китай с объемом ВНП порядка  триллиона долларов (1999 год) в пересчете  на среднедушевой доход в год (600 долларов – у горожан и 200 долларов – у крестьян) остается, несмотря на впечатляющие экономические успехи, в разряде развивающихся стран.

Численность населения  КНР слишком велика, чтобы мир  мог позволить себе относиться к  этой стране, как к любой другой. Все более острым становится вопрос об обеспечении Китая продовольствием  и производственным сырьем. Численность  населения сегодня – это орудие давления Пекина на развитые страны с  целью получения все больших  инвестиций ради предотвращения роста внутриполитической напряженности. Этот же аргумент – и средство защиты Пекина от возможных подрывных действий Запада: чем больше китайцев, тем меньше желающих «взорвать» Китай.

О необходимости  корректировки демографического курса  КНР стали всерьез задумываться еще в первой половине 70-х годов, когда пропагандировавшаяся прежде концепция “людских волн” авторства  Мао Цзэдуна привела там к  резкому росту числа жителей. Только за 10 лет (с 1964 по 1974) население  Китая увеличилось с 700 до 900 миллионов  человек. Однако контроль над рождаемостью стал фигурировать в КНР в качестве официальной политики лишь в конце 70-х. Тогда стало ясно, что без  введения ограничений на рост народонаселения  под вопросом оказывается элементарное выживание страны (на Китай, где проживает 1/5 жителей планеты, приходится лишь 7% мировых пахотных земель).

Однако в столь  деликатной сфере действовать только административными мерами и запретами  – все равно, что рубить по живому. Поэтому в Китае стали сочетать меры убеждения и принуждения  – в стране поощряются поздние  браки и позднее рождение ребенка, настоятельно рекомендуется следовать  принципу «одна супружеская пара – один ребенок». Соблюдение этих основных постулатов демографической политики вменяется китайским гражданам главным законом страны – статья 49 Конституции КНР обязывает каждую супружескую пару заниматься планированием семьи.

Результаты ограничительной  политики не заставили себя долго  ждать. По словам вице-президента Китайского общества народонаселения Тянь Сюэюаня, за двадцать лет с начала перехода к политике планирования рождаемости  властям КНР удалось решить задачу снижения трех показателей: рождаемости, смертности и темпов прироста населения  в целом. Если в 1969 году показатель рождаемости  достигал 34,11 на тысячу населения, то тридцать лет спустя – 16,03. Естественный прирост  населения сократился за тот же период почти в 6 раз (с 26,08 до 4,53 на тысячу населения). Таким образом, Китаю удалось избежать бремени содержания дополнительных 300 миллионов «ртов».

Тем не менее, население  КНР настолько велико, что неудержимо увеличивается просто в силу инерции. В 1999 году, например, оно выросло  на 10,99 миллиона человек – это  больше, чем все население Белоруссии. Число новорожденных составило 19,09 млн., то есть примерно каждые полторы  секунды на свет появлялся еще  один китаец.

Ограничение роста  населения помогает решать одни проблемы, но порождает новые. Потянулась целая  череда трудноразрешимых демографических  ребусов. Снижение рождаемости детей при удлинении средней продолжительности жизни уже привело к тому, что Китай вплотную столкнулся с проблемой старения населения. Три года назад число жителей страны старше 60 лет перевалило за 100-миллионную отметку и продолжает расти в геометрической прогрессии. По прогнозам экспертов, при сохранении нынешней тенденции в 2040 году число китайцев пожилого возраста достигнет четверти миллиарда и в 2-3 раза превысит количество молодых жителей страны (до 20 лет). Не за горами то время, когда каждой паре работающих супругов придется содержать на иждивении одного ребенка и четверых престарелых, что приведет к дополнительным расходам госбюджета на пенсии, социальное страхование и медобслуживание.

Другой демографической  проблемой Китая стал контроль над  рождаемостью в среде крестьян, разбросанных по городам в поисках заработка. Число таких не поддающихся точному  учету мигрантов превышает 80 миллионов. Уследить за каждым не представляется возможным, поэтому вопрос о планировании воспроизводства населения в  их среде практически неразрешим. Как свидетельствует статистика, рекордные показатели рождаемости  отмечаются в наиболее отсталых и  бедных районах страны, где широко распространены ранние браки. Наконец, как полагают эксперты, политику ограничения  рождаемости нельзя рассматривать  отдельно от проблемы образования – по официальным данным, число неграмотных в возрасте старше 15 лет достигает в КНР 180 миллионов, что составляет 15,8% всего населения. И это далеко не полный перечень последствий демографических перемен.

Если считать в абсолютных цифрах, то, наконец, 90-х годов в Китае проживало около 80 млн. пожилых старше 65 лет, что составляло порядка 6,5% от общей численности населения страны. Иными словами, уже на тот момент в Китае проживала половина всех пенсионеров Азии и пятая часть пожилого населения во всем мире.

Еще одной характерной  чертой китайской демографической  статистики является резкое увеличение доли самого старого населения страны старше 80 - 85 лет по сравнению с  приростом совокупного числа  пожилого населения. В 90-е годы таких  стариков в Китае насчитывалось  порядка 8 млн., в 2000 году – уже 28 млн., т. е. за десять лет произошло почти  трехкратное увеличение численности  пожилого населения страны.

Рассматривая предпосылки  грядущего кризиса современной  системы социального страхования  в Китае, нельзя не учитывать существование  огромной пропасти между уровнем  развития городов и сельских районов  этой страны. Причем по темпам старения населения лидирует именно город, где  контроль над планированием рождаемости был более жестким. Так, доля пожилых в Шанхае в конце 90-х годов составляла чуть более 16%, тогда как в сельских районах она не превышала 6 – 7%.

Такое положение  дел, в свою очередь, объясняет довольно низкий уровень совокупных расходов государства на пенсионную систему, которые в конце 90-х годов составляли порядка 2% ВВП КНР. И все же, несмотря на ожидаемое увеличение этого показателя в ближайшие десятилетия, Китай на несколько пунктов отстает от стран ОЭСР, где на пенсии государство уже сейчас тратит в среднем 10% ВВП. 10

Именно с такими демографическими, экономическими и  социально-политическими тенденциями  китайская система социального  страхования подошла к началу XXI века

По прогнозам  китайских специалистов, при сохранении нынешних тенденций прирост населения  в стране достигнет нулевой отметки  к 2050 году. И именно середина наступающего столетия определена ориентиром для  вхождения Китая в ряды среднеразвитых стран мира.

3.2 Политика контроля над  демографической ситуацией.

 

Политика контроля над ростом населения, в частности  политика «планирования семьи», вызвала  еще одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре. Увеличивается доля взрослого  и трудоспособного населения. Резкое «постарение» населения ожидается  в предстоящие 50 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше – примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.

Вместе с увеличением  доли пожилых людей в общей  численности населения увеличивается  и коэффициент их иждивенческой  нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а  расходы на пенсии – 18 млрд. юаней. В 2009 году пенсионеров стало 50 млн., или 22% от численности работающих. Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце 1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы.11

Пенсионное обеспечение  ложится все более тяжелым  бременем на бюджет. Руководство страны решает нелегкую задачу — не допустить, чтобы к середине века ее население  превысило 1,6 млрд. чел. Несмотря на активно используемый лозунг «Одна семья, один ребенок», разрешение для жителей сельской местности иметь максимум два ребенка и материальное стимулирование ограничения рождаемости, проблема остается. В китайской глубинке миллионы новорожденных часто просто не регистрируют. Все жаждут мальчиков, девочек нередко убивают. Поэтому беременным запрещено сообщать о поле ребенка по результатам УЗИ. 
Хотя за годы реформы многократно выросли реальные доходы почти всех категорий населения, улучшилось качество их жизни, в несколько раз сократилось количество бедняков, что явилось результатом социально-ориентированного характера действий руководства страны, оказалось, что благосостояние определяется не числом компьютеров и мобильных телефонов, а системой развитости водоснабжения и канализации. 
Манипулировать общественным мнением в Китае становится все сложнее, особенно жителей городов, многие из которых бывают за границей, видят разницу в материальном уровне и качестве жизни.

Государство много  делает, чтобы обеспечить спокойную  и безбедную старость граждан  КНР. Почти во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся, заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего, они вовлекают их в различные  формы общественно-полезной деятельности. Для них создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы.

Молодые поколения даже при всем желании объективно не смогут обеспечить адекватную требуемой и необходимой экономическую и иную помощь старшим поколениям.

Проблема состоит  в том, что на одного молодого человека падает забота о шести ближайших  родственниках (родителях и двух парах прародителей). Это практически  невозможно при необходимости делать карьеру, добиваться повышения уровня жизни, создавать свою семью, воспитывать, обеспечивать и давать образование  своим детям. Все это требует  затрат, несоизмеримых с затратами  на детей в традиционном обществе. Время и возможности ухаживать  за родителями, бабушками и дедушками  сильно ограничено из-за значительно  ускорившегося ритма жизни. Ситуация усугубляется и устойчивой тенденцией к раздельному проживанию родителей  и состоящих в браке детей, отсутствием братьев и сестер, с которыми можно было бы разделить  заботы по уходу за близкими людьми.

В 2009 году в КНР насчитывалось более 12 миллионов нуждающихся в уходе граждан в возрасте старше 70 лет. В государственных домах для престарелых живут 170 тысяч человек, в домах для престарелых, содержащихся за счет коллективов - 660 тысяч человек, в приютах, созданных на благотворительные средства - 30 тысяч человек. Потребность в заведениях такого рода гораздо выше. Как правило, прежде в дома престарелых попадали люди, не имеющие детей и родственников. Сейчас ситуация принципиально изменилась: одиночество перестало быть основным критерием.

Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение  всего периода своего существования  и, особенно в последние десятилетия  испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое  развитие страны.

Необходимость решения  вопросов, возникающих в связи  с существованием огромного по численности  населения страны, вынуждает китайское  руководство проводить демографическую  политику, направленную на ограничение  рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в  середине 50-х годов с тех пор  демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды  «активности» и «спада» во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.

Для осуществления  контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд  законов и правительственных  постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон  о браке, который предусматривает  повышение возраста вступления в  брак с 20 до 22 лет для мужчин и  с 18 до 20 лет для женщин, а также  положения относительно ограничения  рождаемости.

В настоящее время  однодетная семья рассматривается  китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации  воспроизводства населения. Однако, исследование современной демографической  ситуации в КНР и репродуктивного  поведения китайского населения  показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где  население ориентируется на менее  чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует, и традиционные убеждения  в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки  в старости. Следствие этого –  участившиеся в последнее время  явления инфантицида (убийство новорожденных  девочек).

Информация о работе Демографическая проблема Китая