Демпинг и антидемпинговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть и подробно изучить демпинг и антидемпинговую политику в международной торговле.

Для достижения данной цели, необходимо выполнить ряд задач:
Раскрыть понятие демпинг и рассмотреть его сущность;
Перечислить типы и виды демпинга;
Рассмотреть вилы ценовых войн;
Рассмотреть антидемпинговую политику на современном этапе;
Рассмотреть антидемпинговую политику в рамках ГАТТ/ВТО.
Сделать соответствующие выводы на основе изученного материала и отобразить их в заключении;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1. Демпинг как явление современной экономики…………………………..

1.1 Характеристика демпинга и его сущность…………………………………….

1.2 Виды демпинга………………………………………………………………..

1.3 Демпинг в экономике……………………………………………………………

1.4 Ценовые войны…………………………………………………………………

1.5 Ценовая политика в условиях демпинга……………………………………..

Глава 2. Антидемпинговая политика………………………………………………….

2.1 Антидемпинговая политика на современном этапе…………………………….

2.2 Антидемпинговая политика как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………

2.3 Антидемпинговая политика в рамках ГАТТ/ВТО………………………………

Заключение………………………………………………………………….…..

Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по мт.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Демпинг, конечно, пример недобросовестной конкуренции, но если посмотреть с точки зрения потребителя – выигрыш налицо. За примерами далеко ходить не надо - рынок электроники очень показателен. Бороться с демпингующими конкурентами сложно, основное правило – не вступать в войну цен. Только уникальность услуг / товаров поможет выдержать такое сражение. Если же ввязаться в демпинг, сделать цену ниже себестоимости, заняться чёрным демпингом, можно и не получить массового спроса, предварительно стоит хорошенько оценить объем рынка. Результатом демпинговой ценовой политики может стать как победный выход на рынок, так и крах компании, банкротство.

Демпинг цен  может являться:

  • следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию;
  • результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж.

Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, то есть, затруднено выравнивание цен внутреннего  и  внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Демпинг цен  преследует, как правило, две цели:

  • Снижение цен или демпинг могут подразумевать добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию с финансовыми убытками для достижения сверхвысокой прибыли в будущем. Позволить себе такую "роскошь", как плановые убытки способны далеко не все компании. Для этого необходимо иметь либо значительные первоначальные инвестиции, либо уже "раскрученные" высокорентабельные направления деятельности, которые способны служить финансовыми донорами для новых видов продукции. В "классическом" варианте широкомасштабная демпинговая политика имеет своей целью достижение доминирующего положения на рынке и высоких монопольных цен. Многие компании также избирают тактику, при которой снижение цен и рентабельности ниже среднеотраслевых, позволяют увеличить объемы продаж и получить более высокую валовую прибыль в будущем. Такая тактика наиболее приемлема для компаний со стабильным размером постоянных расходов, что и позволяет в наибольшей мере использовать эффект финансового рычага.
  • Сокращение налоговых платежей за счет уменьшения продажных цен и уровня наценки (товарной надбавки) позволяет минимизировать фактические расходы предприятия (в части бюджетных платежей). Это связано с возможностью внедрения различных схем минимизации налогообложения, размер которого напрямую связан с уровнем наценки и валовым оборотом предприятия. Для такого уменьшения налоговых отчислений могут создаваться различные "буферные" структуры, поглощающие или нивелирующие товарные наценки, а также используются бартерные схемы, смешанные виды расчетов и т. д.

И первая и вторая цели направлены, в конечном итоге, на увеличение положительных денежных потоков компании, прирост объемов  продаж и валовой прибыли.  

1.4 Ценовые войны. 

 Отечественная  практика современного периода  сравнительно недавно столкнулась  с такими до сих пор неизвестными  явлениями, как ценовые и тендерные  войны, которые являются неизбежными  спутниками высококонкурентной  рыночной экономики.  
В наиболее общем представлении под ценовой войной следует понимать поступательное и зачастую резкое снижение цены конкурентами на товары, работы и услуги, реализуемые на однородном рынке. Очень часто такое снижение цен осуществляется посредством предоставления дилерам и потребителям различного рода скидок. Такого рода войны можно считать базовыми или основными.  
Специфической разновидностью ценовых войн являются тендерные и демпинговые войны.

Тендерные войны  имеют место при проведении конкурсных торгов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.  
Демпинговые войны отражают использование одним из конкурентов демпинговых цен, под которыми понимается применение цен значительно ниже рыночных, зачастую даже ниже уровня среднеотраслевой себестоимости продукции.  
Изначально демпинговые цены применялись во внешней торговле, при вывозе товаров на мировые рынки и с целью их завоевания. В настоящее время практика демпинговых войн используется и на внутренних рынках, что связано с обострением как межгосударственной, так и внутренней конкуренции во многих отраслях и секторах экономики. В периоды сезонной реализации продукции происходят ценовые войны, которые покупатели зачастую не в состоянии распознать, так как предоставляемые компаниями-участниками скидки могут быть восприняты конечными потребителями как форма сезонных распродаж.  
Основной причиной ведения ценовых войн является стремление захватить большую долю рынка. Ведение демпинговой войны может означать стремление ее организатора к полному вытеснению конкурентов с рынка.  
Со стороны потребителя можно говорить о его выигрыше, получаемом в результате снижения цен, что и подтверждается различными примерами из зарубежной и отчасти отечественной практики. По этой причине можно сделать вывод о том, что ценовые войны не столь опасны в условиях развитых рыночных отношений и на тех рынках, где уже определены доли и ниши компаний-конкурентов. Хотя такого же результата в условиях России может и не быть, так как для российской специфики вытеснение конкурента в условиях слабого антимонопольного законодательства может означать монополизацию того или иного рынка. И тогда, в долгосрочной перспективе, потребитель может проиграть, поскольку монополист будет устанавливать те цены, которые он захочет установить.  

Последствиями ценовых войн могут быть:  
• дестабилизация рынка;  
• перераспределение долей конкурирующих участников рынка;  
• вытеснение слабых конкурентов, прежде всего малых и средних компаний, возможное их банкротство и разорение;  
• сокращение объемов продаж, доходов и прибылей ее участников, следовательно, уменьшение средств на развитие, внедрение инноваций и возможное снижение капитализации компаний;  
• уменьшение объемов и ухудшение качества предоставляемых услуг;  
• сокращение численности работающих и рост безработицы.  
 
Основным признаком ведения ценовой войны является резкое снижение цены. Ценовая война может продолжаться до тех пор, пока цена за товар не достигнет среднеотраслевого значения производственных издержек, что означает неизбежную потерю в прибылях конкурирующих компаний.  
Для того чтобы локализовать возможные действия конкурента, развязывающего ценовую войну, менеджеры должны попытаться противостоять данному натиску, т. е. они могут постоянно осуществлять особого рода мероприятия, способствующие стабилизации деятельности в отрасли. К числу таких мероприятий можно отнести:  
1) Проведение постоянного мониторинга цен компаний-конкурентов, их ценовой политики, стратегии и тактики, что позволяет вовремя заметить начало ценовой войны. Частота проведения такой работы связана со сроками оборачиваемости товаров и может проводиться один раз в месяц. Однако в периоды ведения ценовой войны данная информация должна еженедельно обновляться.  
2) Отслеживание цен, устанавливаемых клиентами-посредниками и их реакции на ценовые изменения в отрасли, возможно, тоже должны еженедельно обновляться.  
3) Формирование постоянной клиентуры и ее приверженности к приобретению продукции, что будет обеспечивать устойчивость ее сбыта.  
4) Разработку ценовой политики, учитывающей сезонные изменения в спросе.  
5) Создание различных отраслевых форм объединения компаний-конкурентов в виде ассоциаций, союзов и т. д. с целью стабилизации взаимоотношений конкурирующих компаний.  
6) Постоянное изучение возможностей и определение направления снижения себестоимости выпускаемой продукции. Данное направление является одним из самых важных, так как ценовая война связана, прежде всего, со снижением цены товара, основу которой составляет его себестоимость.

Для примера  возьмем компьютерную мышь. Обычно она стоит порядка 120-300 рублей. С точки зрения «фланговых военных действий», фирма должна предложить продукт, который изменит выбор покупателей в ее пользу. Так, например, сначала на рынке появились оптические мыши, которые позволили раз и навсегда забыть о неприятной процедуре чистки шарика и приводящих механизмов. Потом появились беспроводные мыши. Следует отметить, что стоимость подобных устройств начинается от 500-700. Вслед за этим некоторые компании предложили потребителям оптические радиомышки ценой от 2000 рублей.

Существует также  стратегия «партизанских боевых действий». Фирме необходимо найти  сегмент, на который никто не претендует. Так, например, компания Computervision крупнее  IBM  в области рабочих станций  для CAD. Это классическая партизанская стратегия: сконцентрироваться на нише или сегменте рынка, который вы можете защитить от лидера отрасли.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Ценовая политика в условиях демпинга. 

     Каждая  компания хотела бы эффективно продавать  свой продукт, да еще по ценам выше, чем у конкурентов. Однако рыночная ситуация не всегда бывает благоприятной и возникает необходимость снизить цена товара. Как же правильно реагировать на демпинг?

     Существует  множество способов борьбы с ценовой  войной. Например, можно создать  эксклюзив. Очевидно, что в этом случае ценовая конкуренция невозможна в принципе. Также можно применить методику «запутывания» клиента. Ярчайший пример дают сотовые операторы. Изучая тарифные планы, приобретатель не может их сравнить. Конечная цена услуг состоит из абонентской платы, платы за разговоры внутри сети и с другими мобильными номерами, роуминга, платы за международные и междугородние переговоры т. п. Таким образом, ценовая война не возникает, так как цену невозможно сопоставить.

     Демпинг в ценах невозможен, если товар: 
1. Сложное многокомпонентное изделие, например компьютер или плазменный ТВ. Продавцы таких изделий напрямую завязаны на ценовую политику производителей комплектующих, зачастую одних и тех же компаний. 
2. Сырьё (исключая технические сельскохозяйственные культуры), например нефть. Источник сырья можно законсервировать и открыть на следующем подъеме. Кроме того, биржи не позволят играть в такие игры. 
3. Очень простая технология, например чугунное литьё или свиноводство. Разорение крупных конкурентов вызовёт перераспределение их бизнеса по мелким производителям. 
4. Очень сложная технология, например наномикросхемы. При попытке демпинга конкуренты будут захвачены более крупными игроками. 
5. Товар, часть себестоимости которого является брендом. Если Samsung резко понизит цены на ТВ, Sony  не разорится . 
6. Товар, имеющий ограниченный рынок, например снайперские винтовки. Если государственный заказ требует 4000 снайперских винтовок Драгунова, то при резком понижении цен на СВД, их всё равно не купят 6000. 
7. Любая интеллектуальная собственность. Если OS/2 будут продавать за $10, она всё равно не выбьет Windows. 
 
Итого: демпинг возможен в товарах, которые получаются из сырья (не из отдельных компонентов), которые изготовляются по технологии среднего уровня сложности, независящие от бренда и которые пользуются неограниченным спросом. Наиболее вероятные области: продукты питания и стройматериалы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Антидемпинговая  политика на современном  этапе. 

     Антидемпинговая политика - это политика в отношении  фирм, экспортирующих на российский рынок  определенные виды товаров по заниженным ценам и пользующихся при этом государственной поддержкой, включающей прямые экспортные надбавки (например, экспорт сельскохозяйственной продукции из стран ЕС и США). Действующий таким образом механизм демпинговых цен исключает добросовестную конкуренцию на соответствующих рынках России в ущерб отечественным производителям аналогичной продукции.

     Эффект  демпинга проявляется на рынке страны-импортера  при более низком уровне цен экспортных товаров по сравнению с ценами внутренних товаропроизводителей. За критерий демпинга могут приниматься наиболее высокая цена экспорта в «третьи страны» или мировые цены.

     Антидемпинговая политика ведет к созданию и поддержанию  высоких цен национальных товаропроизводителей на внутреннем рынке, является экономическим  инструментом сохранения высокой эффективности национального производства, ведет к повышению мировых цен, а также к подавлению внешних конкурентов на внутреннем рынке. Поскольку в экономически развитых странах уровень внутренних цен выше экспортных, антидемпинговая политика, заключается в их установлении и поддержании. Так, антидемпинговая политика в странах Европейского сообщества направлена на установление единых цен на внутреннем рынке, которые по ряду товаров превышают мировые.

     Экономическое ограничение импорта с целью защиты национальных товаропроизводителей, сохранение их доходов и рабочих мест - такова цель антидемпинговой политики. В соответствии с антимонопольным законодательством она предполагает введение страной, импортирующей товар, так называемой антидемпинговой пошлины сверх ее обычных размеров в соответствии с критерием демпинга. Антидемпинговая политика может проводиться за счет изменения валютных курсов. Она заключается в повышении внутреннего курса валюты страны-экспортера или девальвации собственной валюты до уровня, делающего импорт экономически невыгодным, что снижает эффективность импорта.

     В полном противоречии с идеологией «свободного  рынка» антидемпинговой политики ведет  к ограничению свободной торговли и международной конкуренции, способствует возникновению торговых войн. Одновременно она противостоит и интересам  потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены приобретать товары национальных товаропроизводителей по более высоким ценам.

Информация о работе Демпинг и антидемпинговая политика