Демпинг и антидемпинговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть и подробно изучить демпинг и антидемпинговую политику в международной торговле.

Для достижения данной цели, необходимо выполнить ряд задач:
Раскрыть понятие демпинг и рассмотреть его сущность;
Перечислить типы и виды демпинга;
Рассмотреть вилы ценовых войн;
Рассмотреть антидемпинговую политику на современном этапе;
Рассмотреть антидемпинговую политику в рамках ГАТТ/ВТО.
Сделать соответствующие выводы на основе изученного материала и отобразить их в заключении;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1. Демпинг как явление современной экономики…………………………..

1.1 Характеристика демпинга и его сущность…………………………………….

1.2 Виды демпинга………………………………………………………………..

1.3 Демпинг в экономике……………………………………………………………

1.4 Ценовые войны…………………………………………………………………

1.5 Ценовая политика в условиях демпинга……………………………………..

Глава 2. Антидемпинговая политика………………………………………………….

2.1 Антидемпинговая политика на современном этапе…………………………….

2.2 Антидемпинговая политика как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………

2.3 Антидемпинговая политика в рамках ГАТТ/ВТО………………………………

Заключение………………………………………………………………….…..

Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по мт.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Соглашение  содержит положение о том, что  государства-члены обязуются безотлагательно и подробно информировать Комитет по антидемпинговой практике о текущих и завершенных мероприятиях, направленных на предотвращение и борьбу с демпингом. Кроме того, государства-члены должны два раза в год представлять отчеты об антидемпинговых расследованиях. При возникновении разногласий государствам-членам рекомендуется проводить между собой консультации. При необходимости они могут воспользоваться процедурой ВТО по урегулированию споров.

     Либерализация тарифной политики вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Сегодня согласно нормам ВТО все больше используются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, являющиеся эффективным инструментом торговой политики. Это меры в виде дополнительных повышенных пошлин (применяемых сверх установленного импортного тарифа) или ценовых ограничений, иногда в виде количественных ограничений (квот).

     В первые пять лет действия соглашения ВТО (1995–1999 гг.) в мире введено 1979 мер. Наиболее активно этим способом борьбы с иностранными конкурентами пользуются Индия, США, ЕС, Китай.

     Многие  связанные с антидемпингом проблемы можно было бы решать или же вовсе  их избежать, если бы экспортеры и производители  обладали более глубокими знаниями проведения атидемпинговых расследований, лучше понимали основы функционирования мировой торговой системы и, наконец, пользовались процедурными правами, предоставленными соответствующим национальным законодательством. 

     Правовую  базу применения мер торговой защиты составляют соответствующие положения ВТО:

  • антидемпинг: ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-47;
  • компенсационные меры: ст. VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам;
  • специальные защитные меры: ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах.

     Вместе  эти положения называются Антидемпинговым  кодексом ВТО. Кроме того, нормы, содержащиеся в упомянутых соглашениях, инкорпорированы  в национальные законодательства стран-членов ВТО. 

     Механизм  установления мер во всех трех случаях построен по единому алгоритму:

  • подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу;
  • проведение соответствующего расследования, в ходе которого необходимо получить: доказательство наличия факта демпинга/субсидии/резко возросшего импорта; доказательство ущерба; доказательство причинно-следственной связи между демпингом, субсидией, возросшим импортом и ущербом;
  • установление мер (в случае наличия всех трех доказательств).

     В соглашениях ВТО предусмотрен общий  механизм, правила разрешения споров, с помощью которых страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран.

     Антидемпинговые меры, в частности антидемпинговые пошлины (в отличие от компенсационных пошлин), направлены не на правительства стран, а на фирмы и поэтому могут быть введены не на основе режима наибольшего благоприятствования (в отличие от защитных мер). Введение антидемпинговых пошлин чревато меньшими проблемами политического характера по сравнению со всеми другими средствами защиты, которые имеются в распоряжении членов ВТО.

     Первый  закон об антидемпинговых мерах  был принят в Канаде в начале XX столетия с целью защиты рынка от хищнической ценовой политики. С тех пор применение антидемпинговых пошлин стало основным протекционистским средством. В течение первых пяти лет действия соглашений ВТО (1995–1999 гг.) было инициировано 1229 дел, связанных с введением антидемпинговых пошлин, при этом 66% дел – против развивающихся стран (Third World Network, 2001 г.). Высокие темпы либерализации торговых режимов в развивающихся странах побудили их не только принять антидемпинговые законы, но и активно ими пользоваться, поскольку такой подход является самым эффективным средством конкуренции с увеличением объемов импорта при одновременном соблюдении положений и норм ВТО. Хотя развивающиеся страны стали все более активно прибегать к применению антидемпинговых пошлин, именно они являются основными объектами применения указанных мер. Применение антидемпинговых мер крупными державами может привести к краху отдельных отраслей этих стран, негативно влияя на всю экономику. Поэтому развивающиеся страны требуют принятия более жестких правил, регулирующих применение антидемпинговых мер, а также совершенствования положений по особому и дифференцированному режиму, которые бы учитывали уязвимость их экономик. Ими выдвинут целый ряд предложений в контексте вопросов и проблем, связанных с реализацией соглашений «уругвайского» раунда, которые были включены в повестку дня нового раунда переговоров на основе решения министерской конференции ВТО в Дохе (2001 г.).

     В первоначальном тексте ГАТТ от 1947 года правила введения антидемпинговых  пошлин предусмотрены статьей VI. Однако к 1960-м годам стала очевидной необходимость введения более жестких норм для применения указанных мер, поэтому на заключительном этапе «раунда Кеннеди» (1966–1967 гг.) было согласовано Соглашение о реализации статьи VI (первый свод правил по антидемпинговым мерам). В период между «раундом Кеннеди» и началом «токийского» раунда в 1975 году наблюдалось значительное увеличение числа случаев применения антидемпинговых мер Австралией, Канадой, США, ЕС. В результате этого в рамках «токийского» раунда были проведены переговоры по вопросу разработки второго свода правил по антидемпинговым мерам, который был принят главным образом отдельными промышленными странами.

     Во  время «уругвайского» раунда было подготовлено третье соглашение по антидемпинговым мерам. И хотя антидемпинговое законодательство принято менее чем половиной стран-членов ВТО, указанное соглашение было принято в составе пакета остальных соглашений.

     В 1960-х члены ГАТТ подавали примерно по десять антидемпинговых заявлений  в год. К 1980-м в мире было подано более 1600 антидемпинговых исков, при этом 95% их исходили от США, Канады, Новой Зеландии, Австралии и ЕС. В период между 1990–1994 гг. количество инициированных США антидемпинговых дел составляло в среднем 53,4 иска в год, или почти 25% от общего числа дел (это больше, чем любой другой страной мира). На втором месте – Австралия (51,2 дела в год), на третьем – ЕС (34,6 дела), далее следует Мексика (24,6 дела). Всего за указанный четырехлетний период иски были поданы 16 странами.

     После подписания в 1994 году третьего соглашения по антидемпинговым пошлинам картина  изменилась: антидемпинговые иски стали  подавать и развивающиеся страны. Причем на них теперь приходится более  половины всех поданных исков. Например, в 2004 году США подано 14 исков, Бразилией – 9, Малайзией – 6. В 2005 году на первое место вышла Малайзия (13 исков), за ней следуют США (11), ЕС (5) и Бразилия (4). Поскольку в рамках ВТО правила применения антидемпинговых пошлин представляют собой правовую форму защиты торговли, развивающиеся страны, снявшие некоторые торговые барьеры и снизившие тарифы, приняли все меры для скорейшего принятия антидемпингового законодательства. Всего лишь через три года после подписания Мексикой Антидемпингового кодекса она подала более 30 исков. Аргентина свой первый антидемпинговый иск подала в 1991 году и в среднем на протяжении 1990-х подавала по 20 исков в год. Однако многие наименее развитые страны, включая целый ряд африканских, сетуют на то, что они не в состоянии справиться с массированным притоком демпингового импорта.

     Одной из наиболее острых проблем антидемпинговой  методологии является ссылка на многочисленные примеры продажи какой-либо компанией  своих товаров по ценам ниже себестоимости  по вполне обоснованным причинам. Вместе с тем в рамках внутреннего законодательства о конкуренции большинства членов ВТО такого рода практика вообще не подлежит исковым действиям. Например, в период экономического спада товары могут продаваться по цене ниже себестоимости для снижения складских остатков. Или цены на товары могут устанавливаться ниже себестоимости с целью поощрения спроса на этот товар. Аналогичным образом в рознице существует практика отнесения определенных товаров к категории убыточных и продажи ниже себестоимости для привлечения покупателей, которые впоследствии захотят приобрести их по уже более высокой цене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке. Иначе демпинг можно определить как ценовую дискриминацию между национальными рынками.

     У демпинга огромное количество видов. И  так называемый демпинговый синдром  продолжает охватывать все рыночные сферы в международной торговле. Ведь доказать демпинг практически  невозможно. Поэтому вопрос того, как бороться с демпингом останется открытым еще долгое время. А отрицательные и положительные последствия демпинга в мировой торговле будут оцениваться  экономистами с одной лишь целью: максимально снизить его влияние на экономику страны.

     Мое мнение, что демпинг, как инструмент конкурентной борьбы,  имеет как свои плюсы, так и минусы. И  важно понимать, с какой целью он применяется. Нередко к нему прибегают новые игроки рынка, или же существующие игроки пытаются с помощью демпинга занять на рынке новую нишу. Но это краткосрочный инструмент, так как сами по себе ценовые войны дестабилизируют ситуацию на рынке, снижают рентабельность бизнеса. По-настоящему лояльного покупателя завоевывают не демпингом, а хорошим сервисом, ассортиментом и качественными услугами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы. 

     
  1. Международное экономическое право в эпоху  глобализации /    Шумилов В.М. - М.: Международные отношения, 2008.
  2. Международное экономическое право и процесс: (Академический курс) : Учебник Авторы: Вельяминов Г.М.
  3. http://ru.wikipedia.org/
  4. http://www.vedomosti.ru/glossary/econ_dict/
  5. http://dictionary-economics.ru/
  6. http://finance-enc.net/
  7. http://lenta.ru/news/

Информация о работе Демпинг и антидемпинговая политика