Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

В будущем прогнозируется сохранение функциональной зависимости динамики российского финансового рынка от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов.
В этой связи среднесрочный прогноз формируется исходя из:
-ожидаемой динамики глобальных экономики и финансов, от которых функционально зависит хозяйство России;
-сложившейся модели, архитектуры, долгосрочных тенденций, деформаций финансовой системы России, являющихся инерционными (качественные изменения занимают длительное время, их заметное влияние находится за пределами 5 - 7 лет);
-потенциала системного риска, встроенного в финансовую систему России, угрозы локальных финансовых кризисов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......
1 Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России……………………………………………………………
2 Прогнозируемое воздействие на финансовую систему России……...
2.1 Изменение структуры ВВП…………………………………………
2.2 Сценарий динамики финансов России……………………………..
2.3 Влияние инфляции на финансовую систему России……………...
2.4 Динамика финансовой глубины российской экономики………….
2.5 Перспективы российского рубля как резервной валюты………….
2.6 Прогнозируемое воздействие глобальных инвесторов на финансовую систему……………………………………………………...
2.7 Секторный прогноз финансовой системы России…………………
3 Прогноз развития финансовой системы России на основе ее сложившейся модели……………………………………………………...
3.1 Прогноз конкурентоспособности финансовой системы России….
3.2 Прогнозные параметры структур финансовой системы…………..
3.2.1 Прогноз финансового сектора…………………………………...
3.2.2 Прогноз банковского сектора……………………………………
3.3 Долларизация/евроизация экономики и финансового сектора…...
3.4 Прогноз государственного регулирования финансового сектора в посткризисный период……………………………………………………
4 Потенциал системного риска финансовой системы России, угрозы локальных финансовых кризисов в 2010-2015 гг……………………….
4.1 Локальный финансовый кризис: понятийный аппарат……………
4.2 Глубина локального финансового кризиса………………………
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

МВКЭО-готово.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Еще одно условие — нормализация финансовой системы. Эксцессивные (избыточные — ред.) валютные резервы (третье место в мире после Китая и Японии, 2009), позитивное сальдо текущего счета (пятое место в мире по размеру, 2008), неизбежно профицитный в будущем (при высоких ценах на нефть, газ, металлы) бюджет, аккумуляция крупных нефтяных фондов правительства — все это — позитивная сторона, создающая потенциал рубля как региональной резервной валюты.

На негативной стороне — низкая финансовая глубина экономики: в 2-3 раза ниже, чем в индустриальных странах (денежная масса/ВВП — примерно 50% ВВП, денежная масса — по методологии МВФ («широкие деньги»)), многолетняя (до 2009 г.) двузначная немонетарная инфляция, политика искусственного закрепления рубля при сверхвысоком проценте и открытом счете капитала, спекулятивный финансовый рынок, производный от горячих денег нерезидентов). Еще одна экономическая реальность — высокий потенциал роста внешнего долга. Корпорациям и государству выгодно занимать за рубежом при выводе прибылей и бюджетных излишков за границу. Плюс механизм эмиссии рубля против валютных поступлений в экономику (своеобразный Валютный совет (Currency Board)).

Как следствие, эксцессивная зависимость российской экономики от доступа к мировым рынкам капитала и сверхвысокая волатильность. Ежегодно, в 2000-2008 годах, еще до кризиса, — падения и взлеты финансового рынка на десятки процентов. Экономика, которая постоянно является потенциальной мишенью для спекулятивной атаки и регулярно подвержена валютным и другим финансовым кризисам и бегствам капитала (раз в 5-10 лет) - не лучший фундамент для региональной резервной валюты.

Постсоветские экономики неизбежно были долларизирированы / евроизированы. Причины — острая финансовая нестабильность при переходе к открытой экономике. Россия — один из крупнейших в мире держателей наличных долларов.

Эмиссия рубля долгие годы была привязана к валютным поступлениям. Динамика его курса к доллару — один из ключевых регуляторов внутренних цен. Широкое распространение иностранной валюты во внутренней экономике — не лучшая стартовая точка в стремлении к региональной валюте.

Поэтому впереди — долгий путь нормализации финансовой системы и укрепления финансового сектора и его регулирования. Политики России поставили задачу создать региональный финансовый центр. Как следствие, концентрации постсоветской ликвидности и внедрения рубля в международную торговлю и финансы.

Пространство ли это потенциальных возможностей или же будущая реальность, основанная на динамике российской экономики и реструктурировании ее модели, — покажет практика. Вероятность, по оценке — 50 на 50.

 

2.6 Прогнозируемое воздействие глобальных инвесторов на финансовую систему России

 

Прогнозируется, что в 2010 - 2015 гг. сохранится зависимость экономики России и ее финансовой системы, в частности, от доступа к внешним источникам финансирования. Как и в 2000-х гг. продолжится массовый приток портфельных иностранных инвестиций, в основном спекулятивного характера, «горячих денег», привлеченных открытостью счета капитала, закрепленностью рубля и высокой доходностью финансовых активов внутри России. Будут быстро увеличиваться их объемы за счет всех классов глобальных инвесторов. Продолжится практика наращивания корпоративных внешних долгов для трансформации их в высокодоходные финансовые активы внутри России и для экспансии российского бизнеса за рубеж. Восстановится и будет превышена доля нерезидентов, совершающих операции на внутреннем рублевом рынке (например, на рынке акций ММВБ в первом полугодии 2008 г., перед кризисом - до 37 - 38%, на рынке рублевых облигаций - более 10%). Как показывает практика 2009 - 2010 гг., будет продолжены массовые операции «кэрри трейд». Существует высокая вероятность открытия нового канала для горячих денег - рынка внутреннего и внешнего государственного долга для покрытияконсолидированного бюджета РФ (в связи с расходованием средств внебюджетных фондов - стабилизаторов, при условии неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на сырье).

Значительно большие объемы, чем перед кризисом 2008 - 2009 гг., приобретут операции на рынке деривативов и структурированных финансовых продуктов, в т.ч. во внебиржевом обороте (с расширенным участием нерезидентов в спекулятивных операциях на этом сегменте). Риски в этой области будут концентрироваться в объемах относительно активов банков, более крупных, чем в 2000-е гг. (постепенное приближение по своим размерам к 1996 - 1998 гг.).

Как следствие, российская финансовая система будет накапливать значительные размеры системного риска, проявит, как и в прошлые годы, эксцессивную волатильность, будет демонстрировать как бумы, ралли, опережающие другие рынки, так и острые рыночные шоки, переживать финансовые инфекции и спекулятивные атаки. Нерезиденты и их операции, как и в предшествующие годы, будут стоять в центре этих движений.

Как и в 2000-е гг., российская финансовая система пройдет через периоды бегства капиталов глобальных инвесторов. Как показал кризис 2008 - 2009 гг., даже прямые иностранные инвестиции будут волатильны в степени, обычно присущей портфельным деньгам. В течение 2010 - 2015 гг. будет накапливаться потенциал локального финансового кризиса (аналоги - в Латинской Америке, Азии 1990-х - 2000-х гг.).

 

2.7 Секторный прогноз финансовой системы России

В России, как и в глобальных финансах, продолжатся тенденции: - роста доли финансовых услуг в ВВП (от 5 - 6% в 2000-х гг. к 6 - 7% в 2010-х гг. и 7 - 8% в 2020-х гг., для России - на 1 - 2 процентных пункта ниже). Прогнозируется, что в России доля финансовых услуг в валовой добавленной стоимости превысит порог в 5%:

-опережающего роста финансовых активов (прежде всего деривативов и секьюритизированных активов, капитализации рынков акций и долговых ценных бумаг) в сравнении с реальными;

-ускоренного роста международных финансовых рынков по отношению к национальным; опережающей динамики иностранных инвестиций (как прямых, так и портфельных) по отношению к ВВП как национальному (российскому), так и мировому);

-снижения доли коммерческих банков в структуре финансовых активов (в России доля коммерческих банков в структуре финансовых активов может опуститься ниже 90% (без учета активов центрального банка), ниже 62 - 64% (с учетом активов центрального банка);

-роста доли институциональных инвесторов (инвестиционных фондов, фондов частного капитала и других пулов активов, страховых компаний, пенсионных фондов, эндаументов и т.п.) в финансовых активах (прогнозируется, что в России доля институциональных инвесторов в структуре финансовых активов поднимется выше 10% (без учета активов центрального банка);

-падения доли центральных банков в глобальных финансовых активах и по отношению к активам коммерческих банков (прогнозируется, что в России доля центральных банков финансовых активах снизится до менее 26 - 27% ;

-«дисинтермедиации» (увеличения доли финансовых операций, осуществляемых, минуя финансовых посредников) (в России эта тенденция пока себя заметно не проявляет).

При сохранении англо-саксонской модели как основной «платформы» глобальных финансов резко возрастет диверсификация финансовых продуктов («приложений» к платформе), рассчитанная на интересы множественных групп населения (этические финансы, религиозные финансы, гендерные финансы, зеленые финансы и т.п.). В частности, в Российской Федерации возможно ожидать развития финансовых продуктов и институтов, ориентированных:

-  на отдельные конфессии (исламскую, православную, иудейскую);

-   на идеологию социально ответственного инвестирования, «зеленого» инвестирования и т.п.

Будет продолжаться многолетние тенденции, связанные с дематериализацией денег:

-сокращение доли наличных денег в денежной массе (индикатор «наличные деньги в обращении к денежной базе» упал в мире с 40% в 1980 г. до 30% в 2007 г.).29 Для России эта тенденция также имеет многолетний характер.Прогнозируется, что доля наличных в денежной массе (широкие деньги (Broad Money)) будет составлять 18 - 22%;

-уменьшение мировых официальных запасов золота, играющих монетарную функцию (с 1948 по 1965 гг. (исторический максимум)

указанные запасы увеличились на 21,5% с тем, чтобы снизиться к 2009 г. на 22,5% от максимума).

«Огосударствление» финансовых систем в 2007 - 2009 гг. сменится «стратегиями выхода» государств из финансовых активов в 2010-х гг., дерегулированием, новой либерализацией и сжатием государственных участий в финансовых активах в 2020-х гг.

Эти процессы будут неизбежно иметь зеркальное отражение в России, находящейся под воздействием идей, концепций экономических школ, моделей практической экономики, макроэкономических решений, формируемых в англо-саксонской традиции, в европейских экономиках, находящихся в рамках социальной рыночной экономики и «континентальной модели», на рынках «азиатской модели», в латиноамериканских странах (корреляция рынка акций России наиболее высока с латиноамериканскими фондовыми рынками, в самой модели экономики России можно искать аналоги с «латиноамериканской»).

В результате ребалансирования мировой экономики (если оно будет последовательным в процессе выхода из кризиса 2008 - 2009 гг.) состояние государственных финансов индустриальных стран станет однороднее и «здоровее», чем в начале XXI века. Снизятся доли центральных банков в финансовых активах (в сравнении с 2010-ми годами). Выше будут уровни сбережений и инвестиций в макроэкономике развитых стран. «Новые индустриальные» страны снизят темпы экономического роста, увеличат внутреннее потребление (при падении уровня сбережений), осуществят финансовые реформы, направленные на урегулирование системных рисков и сокращение объемов проблемных активов, возникших в период ускоренного роста (пример - Япония последней четверти ХХ века). Крупнейшие страны будут стремиться (через соглашения, стандарты, многосторонние организации) к взаимному ограничению возможностей осуществлять несогласованную денежную, процентную, валютную и бюджетную политику, приводящую к эксцессивным системным рискам.

России предстоит найти собственное окно возможностей в этих процессах с тем, чтобы не остаться на периферии мировой экономики и глобальных финансов в качестве крупного поставщика сырья, потребителя товаров более высокой степени обработки, держателя провинциальной, хотя и крупной финансовой системы, являющейся экспортером низкорискованного капитала в публичные финансы развитых стран, потребителем «горячих денег» и наличной валюты, источником сверхвысокой доходности и эксцессивных системных рисков.

Снизится доля «непрозрачного» внебиржевого оборота и оффшоров. Рост доступности финансовых операций, вовлечение в оборот новых рынков и активов на «фронтьере» в развивающемся мире приведет к опережающему развитию микрофинансов, относительному вытеснению неформальных финансов (informal finance). Опережающими темпами будут развиваться сегменты венчурных инвестиций, компаний малой и средней капитализации, рынок корпоративного контроля.

Впереди - поток инвестиций на развивающиеся рынки на подъеме длинного экономического цикла (аналог - начало 1990-х гг.).

Чтобы конкурировать за них и «поворачивать» денежные потоки на цели модернизации в российскую сторону, финансовой системе РФ предстоит создавать налоговые стимулы, инфраструктуру, рынки для длинных денег в модернизацию, сокращать операционные издержки, демонстрировать снижение рисков, огосударствления бизнеса, последовательно вытесняя интерес к «кэрри трейд», к коротким спекулятивным операциям нерезидентов на российском рынке, несущим с горячими деньгами системные риски и будущие рыночные шоки.

Российской финансовой системе еще предстоит выиграть конкуренцию за прямые иностранные инвестиции и длинные, косервативные портфельныеденьги. В этой конкуренции она низменно проигрывала в 1990-х - 2000-х гг.

 


            3 Прогноз развития финансовой системы России на основе ее   сложившейся модели

 

3.1 Прогноз конкурентоспособности финансовой системы России

 

Россия будет продолжать занимать срединную позицию в оценке уровня текущей конкурентоспособности Мировым экономическим форумом и странового риска международными рейтинговыми агентствами (рейтинг странового риска "Standard & Poor's"), индекса человеческого развития ООН.

Как и в 2000-е гг., худшая, чем средняя позиция, будет доминировать в рейтингах России, относящихся к экономической свободе (Индекс экономической свободы, Heritage Foundation, Wall Street Journal), теневой экономике (World Bank), коррумпированности (Индекс коррумпированности (Corruption Perceptions Index), Transparency International) .

Все эти оценки, как и индикаторы и экспертные мнения, лежащие в их основе, обладают высокой степенью инерционности, корректируются в течение многих лет.

В этой связи в глазах иностранных инвесторов Россия будет по- прежнему представляться как страна с низким уровнем экономической свободы, высокой коррумпированностью и значительным сектором теневой экономики, но обладающая при этом достаточно высоким уровнем человеческого развития (последняя оценка имела в 2000-е гг. тенденцию к снижению).

Продолжится переход России в категорию более зрелых финансовых систем, постепенное преодоление среднего уровня развития формирующихся рынков (по критериям финансовой глубины, продуктовой и институциональной диверсификации, риска, ликвидности и доходности)

Как и в 2000-е гг. ближайшим аналогом России по оценке конкурентоспособности останется Бразилия. Оценки ее конкурентоспособности и экономической свободы (лучшие, чем у России, на 10 - 20 позиций в 2009 г.) являются прогнозным ориентиром на 2015 г.

Информация о работе Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовую систему России