Динамика и структура внешней задолженности США

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

Введение

     В странах, где отраслевая структура  производства включает низкорентабельные  отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немало расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономике сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. В слючае с государственными заимствованиями любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

     На  сегодняшний день ни одна страна не обходится без внешних заимствований. Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема внешней задолженности может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях. Крупная внешняя задолженность ограничивает возможности проявления государственного суверенитета.

Предметом моей курсовой работы являются экономические отношения, возникающие  в процессе формирования и погашения внешнего долга страны.

     Объектами исследования курсовой работы являются Соединенные Штаты Америки и  Российская Федерация, как субъекты международных экономических отношений. С одной стороны первая экономика  мира, имеющая колоссальный государственный  долг, с другой страна с переходной экономикой, взявшая на себя бремя  долгов не существующей державы.

     Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Понятие о государственных  кредитных отношениях

     Развитие  государственного долга и научных  представлений о нём уходят корнями  глубоко в историю становления  государственных финансов. Позиции  наиболее известных экономических  школ по данному вопросу серьёзно отличаются.

     Меркантилизм, существующий как учение на протяжении 16-18 столетий, отличался убеждённостью  его представителей в том, что  государство должно активно вмешиваться  в экономику, и только при этом условии можно добиться активного  торгового баланса, характеризующегося положительным сальдо внешней торговле.

     Физиократы (вторая половина 18 века) и их наиболее яркий представитель А. Тюрго за время пребывания в должности Генерального контролёра финансов Франции стремился сократить государственные расходы. Он выступал против либерализации экономики страны, считал государственные заимствования ненормальным явлением, пологая, что кредитор непременно теряет доход, который мог бы получить, не предоставляя кредита, поскольку рискует своим капиталом.

     А. Смит в своей работе «Исследование  о природе и причинах богатства народов» (1776) дал трактовку заимствованиям. Они представлялись ему формой сокращения капитала. По мнению А. Смита, государственный долг не укрепляет, а ослабляет любое государство. Поэтому он считал опасными как внутренние, так и внешние долги, предпочитал наиболее «дешевые» инструменты финансовой политики.

     В научном наследии Д. Рикардо находит отражение позиция, согласно которой налогоплательщики несут дополнительное бремя для обслуживания государственного долга, поскольку обязательства по уплате процентов предстоит оплачивать за счёт налогов.

     Весьма  критически к политике государственных заимствований относился Д. Юм. По его мнению, государственный долг сокращает частный капитал, усиливает налоговое бремя, основная тяжесть которого ложится на бедные слои населения.[10]

     История развития государственных финансов тесно связано с планированием  доходов и расходов бюджета. При  недостатке доходов для финансирования бюджетных расходов любому государству  приходилось прибегать к использованию  различных источников покрытия дефицита бюджета.

     Государство имеет несколько источников средств для покрытия бюджетного дефицита:

    • печатанье новых денег (порождает инфляцию)
    • повышение действующих и/или ввод новых налогов (вызовет бурю негодования среди граждан страны, и негативно скажется на рейтинге политической элиты)
    • продажа своего имущества
    • государственные кредитные отношения

     В мире нет ни одного государства, которое  в те или иные периоды своего развития не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие  высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При  этом основная его часть – задолженность, возникшая в последние два – три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Растущий государственный долг имеет для страны как положительные, так и отрицательные последствия. Он может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на положительные сдвиги в структуре общественного производства, а с другой стороны может являться отражением кризисных процессов в экономике.

     Однако  государство в кредитных отношениях может выступать не только как  заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств, государство  выступает как кредитор, а другая сторона – как заемщик.

     Таким образом, в соответствии с характером операций государственные кредитные  отношения проявляются в форме  государственных заимствований, государственных  гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов (рис.1). 

          Государственные кредитные отношения

     

     
Государственные заимствования
     
Государственные кредиты
 
 
     
Государственные гарантии
 
 
 
 

Рис.1

     Рассмотрим  эти понятия более  подробно.

     Государственные заимствования осуществляются в виде:

    • государственных займов
    • прямых кредитов

     Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических и юридических лиц  привлекаются путем выпуска и  реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство  государства, является облигация. Она  дает право ее владельцу на получение  дохода, а по истечении определенного  срока, и на получение обратно  предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, государство обязуется  вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать  кредиторам доход в течение всего  срока пользования заемными средствами.

     Прямые  кредиты государству могут быть предоставлены как обычным заемщикам: любым банком (в том числе и  зарубежным) на рыночных условиях, международными финансовыми организациями либо правительствами других стран.

     Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти, органами местного самоуправления, хозяйственными организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. По гарантированным заимствованиям государство несет в полной мере финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика. Однако и в случае финансовой состоятельности займополучателя государство несет вполне конкретные затраты, например, на проведение конкурса по размещению и оформление гарантии, резервирование средств на погашение гарантированного займа или кредита.

     Осуществление государственных заимствований  и предоставление государственных  гарантий ведет к формированию государственного долга.

Из этого  следует, что государственный долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (включая проценты по ним) перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая и обязательства по государственным гарантиям.

     Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государством кредитов ведет к формированию государственных финансовых активов или долгу перед государством.

     Разница между государственным долгом и  финансовыми активами представляет собой чистый государственный долг. Он как результативная величина показывает, в каком качестве в большей степени выступает государство на финансовых рынках – в роли заемщика или кредитора.

     Государственный долг бывает капитальным, основным и  текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

     Согласно  федеральному закону «О бюджетной классификации  Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.

     Соответственно, государственный долг может быть внутренним и внешним. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Это общепризнанное мировым сообществом определение государственного внешнего и внутреннего долга.

     Внешний долг страны делится на государственный  и корпоративный. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Корпоративный долг – совокупный объем финансовых средств, взятый в долг кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т. д.) либо крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран [2 с.261].

Причины и следствия возникновения  внешнего долга

     Необходимость использования государственного кредита  для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием  между величиной этих потребностей и возможностями государства  по их удовлетворению за счет бюджетных  доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно  увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Для выполнения этих функций государство нуждается в крупных денежных средствах. Сбор таких средств в государственную казну осуществляется с помощью налогов на доходы, имущество и некоторые виды деятельности граждан и фирм. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В конце концов, страна попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать финансовые возможности государства. Возникает дефицит государственного бюджета – это финансовая ситуация, появляющаяся, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей [4.340]. Доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств.

Информация о работе Динамика и структура внешней задолженности США