Динамика развития торгово-экономических отношений РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: дать сравнительную характеристику периода с 2008 по 2011гг. и сделать свой прогноз перспективы дальнейшего развития торгово-экономических отношений опираясь на мнение экономических деятелей, представителей государственной власти и, конечно, фактических результатов и показателей в экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты торгово-экономических отношений
России……………………………………………………………………………....4
Правовая основа международных экономических 4
отношений России с другими странами.
Интеграция России в мировое хозяйство. 6
Мировой кризис и его влияние на экономику России. 8
Глава 2. Динамика развития торгово-экономических отношений
России……………………………………………………………………………...15
2.1. Внешняя торговля России (в период с 2008 по 2011гг.). 15
2.2. Инвестиционная деятельность России
(в период с 2008 по 2011гг.). 27
Глава 3. Перспективы развития торгово-экономических отношений
России……………………………………………………………………………..31
3.1.Основные направления развития торгово-экономических
отношений России в ближайшие годы 31
Заключение………………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………….44
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47

Работа содержит 1 файл

курсовая Динамика тэо.docx

— 101.21 Кб (Скачать)

Россия пытается стать  членом ВТО уже 18 лет, заявка на присоединение  была подана в 1993 году, хотя обычно эта  процедура занимает 5-7 лет (правда, Украина  вела их 15 лет). Россия относительно быстро завершила двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами. Наиболее трудные переговоры Россия провела с США, Евросоюзом и Китаем. После шести лет напряженных переговоров Россия и США в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) подписали протокол о присоединении РФ к ВТО  20 ноября 2006 года.

Однако с того момента  и до сих пор ЕС и США регулярно  выдвигали новые требования и условия. В итоге в июне 2009 года терпение лопнуло, и Россия заморозила переговорный процесс. Премьер министр Российской Федерации Владимир Путин объявил о решении создать с 1 января 2010 года Таможенный союз России с Белоруссией и Казахстаном. Тогда же было объявлено, что “индивидуальные” переговоры прерываются, и Россия намерена вернуться к ним уже в составе Таможенного союза. Буквально сразу после этого Евросоюз и США заявили о том, что в этом случае вопрос присоединения России, Белоруссии и Казахстана к организации осложняется. Позднее было решено, что страны Таможенного союза могут вести переговоры отдельно, но исходя из общей позиции. Глава российской делегации Максим Медведков в мае 2010 года объявил по итогам состоявшихся в Женеве многосторонних консультаций о решении возобновить переговоры о вступлении России в ВТО. Тогда же, по его словам, многие страны впервые четко заявили, что “ВТО без России – не ВТО”.

Кстати, я думаю, что Россия сделала достаточно грамотный шаг  с созданием Таможенного Союза в содружестве с Казахстаном и Белоруссией. На этом вопросе необходимо подробно остановиться, так как создание Таможенного Союза очень сильно влияет на торгово-экономические отношения сейчас, и в последствии может создать ощутимое влияние на развитие экономики и торговли страны.

Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.1

В Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана вводится единая система таможенного администрирования на основе Таможенного кодекса Таможенного союза, которая позволит сократить транзитные издержки производителей товаров, увеличить объемы взаимной торговли, повысить конкурентоспособность товаров и национальных экономик в целом. Интеграционные процессы положительно повлияют на инновационный потенциал наших государств, увеличится приток иностранных инвестиций. Вместе с тем формирование Таможенного союза - сложный, многоплановый процесс, требующий усиления координации и взаимодействия таможенных, налоговых, транспортных и других ведомств стран-участниц.

         Устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту стран Таможенного союза. В частности, по мнению экспертов, в странах, создающих Таможенный союз, экономический рост к 2015 году обеспечит дополнительный прирост ВВП государств – членов Таможенного союза на 15–18%. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, ожидается, что чистый прирост экономической активности за счет создания Таможенного союза к 2015 году может составить не менее 400 миллиардов долларов. Кроме того, создание Таможенного союза будет дополнительным конкурентным преимуществом для Белоруссии, Казахстана и России.2

Формирование Таможенного  союза государств-участников ЕврАзЭС  происходит в сжатые сроки. Белоруссия, Казахстан и Россия прошли путь становления Таможенного союза за 15 лет, а правовую базу сформировали всего за два года вопреки мнениям скептиков, которые, ссылаясь на европейский опыт, предрекали евразийским процессам протяженность в несколько десятилетий.

На сегодня подписано 77 документов по формированию правовой базы Таможенного союза, в том числе 42 международных договора, из которых 19 уже ратифицированы сторонами, 14 из них вступили в силу. Также принято 40 решений Межгоссовета на уровне глав государств и глав правительств. Следует отметить, что принятие в сжатые сроки такого количества значимых документов произошло только благодаря политической воле глав государств и практической деятельности правительств трех стран.

Самым важным для государств-членов Евразийского экономического сообщества и интеграционного процесса был 2009 год. Мировой финансовый кризис, последствия которого ощутили на себе экономики всех без исключения государств сообщества, дал возможность ускорить решение интеграционных задач. Более того, можно с уверенностью сказать, что сам факт создания интеграционного объединения в форме Таможенного союза – мощная антикризисная мера. Полагаю, что ближайшие два года будут временем масштабного прорыва Таможенного союза.

На сегодня в рамках трех государств – Белоруссии, Казахстана и России – приняты международные  договоры, определяющие органы управления Таможенным союзом, механизм присоединения к нему других государств, создание единой таможенной территории.

В договоре о создании единой таможенной территории закреплена решимость сторон с момента создания единой таможенной территории отказаться во взаимной торговле от таможенных пошлин, количественных ограничений и эквивалентных им мер, за исключением защитных, антидемпинговых и компенсационных. Договором исключается возможность введения в торговле с третьей стороной таможенного режима более благоприятного, чем тот, что будет сформирован между странами – членами Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года, с введением  в действие Таможенного кодекса  Таможенного союза, заработает новая система таможенного регулирования. В частности, отменяется таможенный контроль на российско-белорусской границе и в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками Таможенного союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении товаров третьих стран.

Важным в кодексе является то, что под экспортом признается процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся с его территории. То есть, перемещение товаров из России в Казахстан экспортом уже являться не будет - это будет взаимная торговля. По истечении переходного периода участник внешнеторговой деятельности будет также вправе осуществлять декларирование товаров в любом таможенном органе Таможенного союза, исходя из интересов своей экономической деятельности.

Приведенные выше некоторые  особенности правовых норм Таможенного кодекса свидетельствуют об их ориентации на содействие интеграционным процессам на единой таможенной территории. При этом необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство: основным критерием правовой эффективности конкретных норм кодекса будет практика их добросовестного исполнения и применения на таможенной территории Таможенного союза как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.

Экономический смысл интеграции в рамках Таможенного союза состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

Несостоятельными являются утверждения о том, что за счет Таможенного союза Россия сможет установить контроль над всеми экспортными и импортными грузами, идущими на мировой рынок, так как владеет всеми морскими портами. В этой связи надо отметить, что в Казахстане находится большая по протяженности граница с Китаем, что большой поток грузов идет в Европу и Азию не только морским путем.

Более того, Белоруссия, Казахстан  и Россия являются сухопутным мостом между основными производителями и потребителями. По оценкам экспертов, львиная доля доходов от грузового транзита поглощается сейчас морскими судоходными компаниями. Однако конкурентным преимуществом сухопутного пути является скорость движения. Так, например, время товаров в пути по дороге Европа – Россия – Казахстан – Китай составляет 10–14 дней, а доставка по морскому пути занимает до 45 суток. Поэтому можно ожидать значительного роста транзитного потенциала трех стран.

Таможенный союз создает  механизмы глубокой экономической  интеграции. Расширение свободного рынка товаров всегда благо для всех стран. При этом необходимо обратить внимание на то, что чем меньше страна, тем больше для нее выгод, так как за счет единой территории происходит расширение рынка товаров.

Таможенный союз является фундаментом создания Единого экономического пространства, которое вполне реально. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, три страны обладают обширной ресурсной базой, в том числе имеют достаточное количество квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, имеется емкий рынок с общим населением почти в 170 миллионов человек. Белоруссия, Казахстан и Россия обладают высокой степенью самодостаточности экономик. И самое главное – в будущем страны Таможенного союза могут образовать валютный союз на основе общей денежной единицы.

Именно поэтому главы  государств Таможенного союза на неформальном саммите в Алма-Ате 18 декабря 2009 года утвердили план создания Единого экономического пространства, в рамках которого будут действовать единые энергорынок и транспортная система. Создание Единого экономического пространства означает, что появился экономический союз с общим рынком товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. При этом, как указали президенты трех стран, создание Единого экономического пространства амбициозный проект и скорее промежуточный этап интеграции. Конечная цель – создание на евразийском пространстве некоего аналога Евросоюза.

Функционирование Таможенного  союза приведет если не к росту, то к нормализации приграничного сотрудничества за счет эффекта минимизации пограничных издержек, который сулит очевидную огромную выгоду.

При этом цель создания Таможенного  союза, заключающаяся в первую очередь в стремлении формирования единого торгового пространства, говорит о том, что будут созданы условия для повышения производительности труда, конкурентоспособности экономик государств Таможенного союза, повышения ответственности бизнес-сообщества, и как следствие – рост благосостояния населения.

Мировой кризис показал, что  либеральная глобализация сменяется  так называемой локализацией. Страны начинают формировать вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях кризиса каждый выживает как может. Создание Таможенного союза 3 государств, по образному выражению ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, – это наш ответ мировому кризису. Союз дает трем странам возможность обеспечить в своем регионе экономическую стабильность, создать условия для экономического роста, устранить имеющиеся барьеры в торговле, выработать общую стратегию развития с опорой на внутренние источники, а деловым кругам - ставит цель наращивания своей конкурентоспособности не только в рамках экономического пространства, но и на мировом рынке.

Процесс формирования Таможенного  союза приобрел необратимый характер. Об этом заявили на последнем неформальном саммите в Алма-Ате лидеры государств Таможенного союза. Сегодня можно утверждать, что его создание принесет пользу как рядовым гражданам стран, объединяющихся в Таможенный союз, так и бизнес-сообществу. Для бизнес-структур трех стран создаются благоприятные условия для развития своей деятельности, расширения производственно-технологических операций и реализации совместных проектов. Единый емкий внутренний рынок позволит снять торговые барьеры, улучшить инвестиционный климат и значительно увеличить товарооборот.

Идея президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева об интеграции позволит Таможенному союзу в ближайшей перспективе реально стать глобальным игроком в мире наряду с другими интеграционными союзами.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2012-2014 годах рост экономики России в среднем составит более 4% в год. В то же время ведомство предупреждает, что, если нефтяные цены упадут на 25-30%, темпы роста могут сократиться в два раза, а дефицит бюджета – увеличиться в 1,5-2 раза.1

Таким образом, стратегия  развития России до 2020 года и становления России сверхдержавой имеет под собой реальную почву, так как на данный момент есть положительные изменения в этом вопросе, где существенно из года в год увеличивается экспорт и стремится вверх такой показатель как торговое сальдо, увеличивается внешнеторговый оборот как со странами СНГ, так и с зарубежными странами. По моему мнению, при определенных обстоятельствах Россия уже через 2-3 года может достичь существенных успехов в вопросах торговли и развития экономики страны.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, в своей курсовой работе я рассмотрел динамику изменения  основных показателей в торгово-экономических отношениях России с другими странами, привёл необходимые таблицы, произвёл соответствующий анализ, проследил какие факторы могут в дальнейшем оказать существенное влияние на изменение показателей и развитие дальнейших торговых отношений  России и её благополучия в этом вопросе.

На основании моей проделанной  работы можно сделать определенные выводы.

Во-первых, показатели экспорта и импорта практически во всех отраслях продолжают стремительно увеличиваться, но показатели экспорта увеличиваются гораздо существеннее, и из года в год торговое сальдо увеличивается, что говорит о все более активном спросе товаров Российской Федерации на международном рынке. Естественно, что торговое сальдо на данный момент положительное, соответственно - страна не потребляет всё то, что производит.

Во-вторых, сейчас большинство  предпринимателей начинают искать новые рынки сбыта не в России, а за ее пределами. Исходя из того, что совсем недавно образовался  Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией, по понятным причинам предприниматели в спешном порядке начинаю переключаться на эти два рынка.  Казахстан и Белоруссия в больших объемах покупают российское сырье, оборудование, металл, станки, одежду, отделочные материалы и прочее. Ну а российские предприниматели всеми силами стараются завоевать их доверие. Наиболее перспективное направление сейчас – это экспорт в Казахстан, экспорт в Белоруссию и другие страны СНГ, и, конечно же, не стоит забывать об импорте. Если доверять статистике, внешнеторговый оборот по данным направлениям, измеряемый в денежном выражении и равный сумме стоимостей экспорта и импорта, увеличивается из года в год.

Информация о работе Динамика развития торгово-экономических отношений РФ