ЕС-Белоруссия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:41, доклад

Описание работы

В истории взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо выделяются два этапа: первый - 1992-1996 гг., второй - с 1997 г. по настоящее время. Главным содержанием первого этапа, продолжавшегося с января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и развитие взаимовыгодных форм и направлений сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия Беларуси и ЕС. В августе 1992 года были установлены дипломатические отношения между республикой Беларусь и ЕС.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...С.3
Глава I. Проблемы в отношениях ЕС и Белоруссии……………………….С.5
Глава II. Перспективы развития отношений ЕС и Белоруссии……………С.8
Заключение……………………………………………………………………С.11
Список использованных источников и литературы………………………..С.12

Работа содержит 1 файл

ЕС-Белоруссия.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

Воронежский Государственный Университет

Факультет Международные отношения. 
 

Кафедра международных отношений и регионоведения 
 

«ЕС-Белоруссия» 
 

Реферат

По специальности 030701

Международные отношения

Специализация – международная интеграция, международные  организации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка __________Цуканова Инна Вячеславовна, 5курс, 2 группа

Руководитель __________Михалёв  Олег Юрьевич  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...С.3

Глава I. Проблемы в отношениях ЕС и Белоруссии……………………….С.5

Глава II. Перспективы развития отношений ЕС и Белоруссии……………С.8

Заключение……………………………………………………………………С.11

Список  использованных источников и литературы………………………..С.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В истории взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо  выделяются два этапа: первый - 1992-1996 гг., второй - с 1997 г. по настоящее время. Главным содержанием первого этапа, продолжавшегося с января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и развитие взаимовыгодных форм и направлений сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия Беларуси и ЕС. В августе 1992 года были установлены дипломатические отношения между республикой Беларусь и ЕС.  В марте 1995 г. между Беларусью и Европейскими сообществами и их членами было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в марте 1996 г. - Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с торговлей.

     Второй  этап, начавшийся в ноябре 1996 г. и  продолжающийся до настоящего времени, характеризуется охлаждением связей, свертыванием политических контактов.  Главной причиной ухудшения отношений  стало проведение в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. В октябре 1996 г. аккредитованные в Минске послы Франции, ФРГ, Великобритании и Италии направили в МИД Беларуси заявление, в котором от имени ЕС выразили озабоченность угрозой нарушения Конституции и отметили, что шансы Республики Беларусь играть активную роль в Европе и углублять сотрудничество с ЕС находятся под угрозой. Различия сторон по вопросу легитимности решений референдума привели к тому, что в европейской политике был поставлен так называемый "белорусский вопрос". 15 сентября 1997 г. ситуация в Республике Беларусь была рассмотрена на специальном заседании Совета министров иностранных дел ЕС. Итогом совещания стало сведение к минимуму контактов с Беларусью. Европейский союз решил также приостановить реализацию программ технического содействия Республике Беларусь (ТАСИС, ТЕМПУС), за исключением гуманитарных или региональных проектов, поддерживающих процесс демократизации. В результате принятой резолюции политический диалог на высшем уровне между Беларусью и государствами - членами ЕС был приостановлен. Таким образом, вопреки объективным условиям для расширения сотрудничества Беларуси с объединенной Европой на первый план выдвинулся субъективный фактор, влияние которого сводило к минимуму достижения предыдущих лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Проблемы в отношениях ЕС и Белоруссии

     С 1996г. отношения ЕС и Белоруссии начали ухудшаться. Как уже отмечалось ранее, первой причиной обострения отношений  стало проведение референдума в Беларуси в 1996 г.  по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. Решения референдума не были одобрены ЕС, и это привело к замораживанию политического диалога.

     В сентябре 1997 года Брюссель ввел первые санкции в отношении Беларуси. Были запрещены контакты на уровне выше заместителя министра и любое сотрудничество и техническая помощь, за исключением проектов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Став непосредственным соседом ЕС, Беларусь лишь формально входила в Европейскую политику добрососедства.

     После президентских выборов (сентябрь 2001 г.) белорусским руководством был  декларирован ряд мероприятий по либерализации экономики. Однако представители  европейских институтов посчитали, что эти мероприятия не были реализованы  даже в незначительном объеме. Как результат, отчетливо наблюдается некоторая "усталость" европейских институтов по отношению к "белорусскому вопросу". Многие европейские политики предпочитают даже не упоминать Беларусь. Беларусь остается одной из наименее известных гражданам объединенной Европы европейским государством.

     В 2004 году Совет Европы опубликовал  доклад об исчезновениях в Беларуси в 1999—2000 годах политиков и журналиста. После этого Брюссель внес в список невъездных в страны Евросоюза белорусских  чиновников, которые подозреваются в причастности к исчезновениям. В него вошли экс-министр внутренних дел Владимир Наумов, бывший госсекретарь Совета безопасности Виктор Шейман, бывший глава МВД Юрий Сиваков и экс-командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко. После парламентских выборов в декабре 2004 года этот список был дополнен главой Центризбиркома Лидией Ермошиной и Юрием Подобедом, который тогда возглавлял полк милиции специального назначения, разгонявший акции протеста в период избирательной кампании.  
В апреле 2006 года список был расширен до 37 человек, ответственных, по мнению ЕС, за нарушение прав человека в ходе очередных выборов президента. В него, в частности, были включены президент Александр Лукашенко, глава президентской администрации, два его заместителя, ряд министров и судей. Кроме того, счета и имущество этих представителей госструктур в странах ЕС и в 10 странах Европы, которые присоединились к санкциям, было заморожено.

     В октябре 2006 года список невъездных пополнили  еще четыре человека: судьи и гособвинители — за приговор экс-кандидату в президенты Александру Козулину и активистам незарегистрированной организации "Партнерство".

     В ноябре 2006 года Еврокомиссия опубликовала неофициальную стратегию развития отношений с Беларусью, перечислив, что может дать стране в обмен на выполнение 12 рекомендаций. Условия ЕС включали уважение права белорусов на демократические выборы, прав на независимую информацию и свободу слова, соблюдение прав общественных организаций и предпринимателей, а также освобождение всех тех, кого Запад считал политическими заключенными.

     Почти два года Минск и Брюссель обменивались заявлениями и резолюциями, осуждающими  нежелание другой стороны идти навстречу.

     И только лишь в 2008г., после того, как на свободу вышли последние из признанных странами Запада белорусских политзаключенных, ЕС направил своего представителя для встречи с белорусскими властями. Несмотря на то, что сентябрьские парламентские выборы не были признаны демократическими, миссия ОБСЕ отметила отдельные улучшения, и министры иностранных дел стран Евросоюза частично приостановили на полгода действие визовых санкций в отношении белорусских чиновников. Тогда же был отменен действовавший с 1997 года запрет на контакты выше уровня замминистра. В октябре 2008 года, январе и июле 2009 года прошли встречи главы МИД Беларуси Сергея Мартынова с руководящей "тройкой" ЕС. В апреле 2009 года начался диалог о ситуации в области прав человека.

     В феврале 2009 года впервые в истории  белорусско-европейских отношений  Минск посетил верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности, генсек Совета ЕС Хавьер Солана. Высокопоставленный еврочиновник встретился с президентом Александром Лукашенко.

     После того, как визит несколько раз  откладывался, в июне 2009 года с белорусским президентом в Минске встретилась и еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер. В апреле 2009 года ЕС продлил мораторий на визовые санкции до конца 2009 года. А позже мораторий на действие санкций в отношении белорусских чиновников продлили до октября 2009 года.

     При этом ЕС заявил, что на окончательную отмену санкций в отношении высокопоставленных лиц Белоруссии он готов пойти только в случае прогресса страны на пути демократических реформ.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что отношения Белоруссии и ЕС на протяжении последних 15 лет складываются достаточно непросто, между странами существует много противоречий, проблем, причём одна из самых главных заключается в том, что ЕС не доволен политикой Беларуси относительно её продвижения к демократии. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Перспективы развития отношений ЕС и Белоруссии

     Отношения ЕС и Белоруссии в последние годы развиваются с переменным успехом: сначала стороны идут на сближение, затем опять происходит охлаждение.

     С одной стороны, Беларусь уже сделала несколько положительных шагов: две независимые газеты вернулись в государственную систему подписки и распространения, прошел ряд семинаров о свободе прессы и интернет-СМИ, при администрации президента и правительстве были созданы консультационные советы, куда приглашены отдельные представители оппозиции и оппозиционных кругов.

     В ответ на движение Минска навстречу  в мае 2008г Беларусь официально включена в новую политику ЕС "Восточное партнерство", которая предполагает экономическую интеграцию и политическую ассоциацию со странами объединенной Европы. Для Беларуси, у которой отсутствует юридическая база для развития двусторонних отношений, эта политика — реальная возможность укреплять связи с 27 странами Европы и пятью странами-партнерами через многосторонние проекты.

     С другой стороны, в октябре 2010г. европейские дипломаты в  Брюсселе согласовали вопрос о продлении санкций и текст соответствующего заявления, которое было принято министрами иностранных дел стран ЕС 25 октября. Помимо этого, Евросоюз продлил мораторий на их применение в отношении 36 человек. Под действие моратория не попадают пять человек — бывший командир минского спецназа Юрий Подобед, два бывших министра внутренних дел Юрий Сиваков и Владимир Наумов, бывший генеральный прокурор Виктор Шейман и глава ЦИК Лидия Ермошина.

     А в конце ноября 2010г. президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дал интервью французской газете «Фигаро», в котором заявил: "Мы больше чем разочарованы. Мы вообще порой не понимаем, чего хочет Европейский союз". "Мы делаем все для того, чтобы у нас были нормальные отношения с нашим западным соседом. Все наши инициативы не только последнего времени, но и прежде были направлены на установление хороших отношений с ЕС. Почему Европейский союз таким образом реагирует на наши инициативы, это опять же вопрос к ним, а не к нам".

     Но  всё же, несмотря на последние события, многие эксперты положительно оценивают перспективы сотрудничества.

     В первую очередь, Беларусь является непосредственным соседом ЕС, имеющим общую границу с тремя государствами ЕС. По этой причине ЕС заинтересован в стабильности, процветании и безопасности этой страны. Европейцы признают важную роль Беларуси как транзитного коридора для энергетических ресурсов и промышленных товаров.

     Также Беларусь является второй по значимости страной для ЕС в рамках Восточного партнерства после Украины и поэтому представляет интерес для ЕС, в особенности в будущем, ввиду своего существенного  экономического потенциала. Наконец, у ЕС общие интересы с Беларусью в плане решения трансграничных проблем, таких как, незаконная миграция, незаконный оборот наркотиков, и многое другое.

     Кроме того, Еврокомиссия одобрила увеличение объемов финансирования для Беларуси на период 2011-2013гг. Наконец, по просьбе белорусского правительства ЕС приступил к разработке механизма макроэкономической финансовой помощи, который дополнял бы программы МВФ.

Информация о работе ЕС-Белоруссия