Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки создания ЕС………………………………………………………….4
1.1. Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ…………7
1.2. Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………..8
1.3. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза……..13
2. Хронология расширения Сообщества…………………………………………….19
3. Европейский Союз сегодня………………………………………………………..20
4. Европейский Союз - член мирового сообщества………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список  использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки создания ЕС………………………………………………………….4
1.1. Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ…………7
1.2. Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………..8
1.3. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза……..13
2. Хронология расширения Сообщества…………………………………………….19
3. Европейский 
Союз сегодня………………………………………………………..
4. Европейский Союз - член мирового сообщества………………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.
Создание единого рынка для более чем 369 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности.
      Таким 
образом, ЕС — уникальное международное 
образование: он сочетает признаки международной 
организации и государства, однако формально 
не является ни тем, ни другим. Союз не 
является субъектом международного публичного 
права, однако имеет полномочия на участие 
в международных отношениях и играет в 
них большую роль. 
 
 
 
 
Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П. дю Бую и чешскому королю Й. Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичане У. Пенн и Дж. Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря. Началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война, названная “холодной” война.
     В 
этой обстановке интеграционные процессы 
пошли различными путями:  
в Западной Европе они привели к созданию 
различных объединений западноевропейских 
государств, нередко под эгидой США; в 
Восточной Европе появились свои объединения, 
в свою очередь, под руководством в лице 
СССР. Противостояние между этими двумя 
лагерями привели к созданию военно-политических 
организаций, например,  Западноевропейский 
союз (на основе Брюссельского пакта 1947 
года), вошедший в НАТО в 1949 году; в Восточной 
Европе – военно-политическая организация 
Варшавского  договора. Целям экономической  
интеграции должно было отвечать  создание 
Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). 
К сожалению, различные пути интеграции 
основывались на различных принципах, 
что и  сыграло  определяющую роль в их 
судьбе как на Западе, так и  на  Востоке. 
На Востоке  Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали 
проверки временем. Сам  интеграционный 
процесс на  Востоке  развивался  
в  рамках  прямого  принуждения, 
нередко в виде военной силы. Вместе с 
крушением тоталитаризма эти интеграционные 
объединения распались и  прекратили  
свое  существование.
      Иначе 
развивался процесс интеграции на Западе 
континента. Основная доминирующая черта 
интеграции здесь: союз однородных по 
своей социально-экономической 
Западные 
государства пошли по следующему 
пути: кто не признает демократические 
ценности, тот остается за рамками 
интеграционных образований; чтобы 
вступить в Союз, надо доказать, что 
государство разделяет ценности и нормы в рамках 
        Если исторические 
предпосылки после второй мировой войны 
как на Западе, так и на Востоке были примерно 
одинаковы, то формы, способы и приемы 
объединения, направленность интеграционных 
процессов - различны. На Западе идея создания 
военно-политического союза не была конечной 
целью интеграции; уже к началу 50-ых годов 
возникла потребность в решении ряда новых 
проблем. С одной стороны - необходимость 
противостоять угрозе со стороны СССР, 
с другой - американское противостояние. 
Все это сказалось на особенностях интеграции 
на европейском континенте, но движение 
за объединение продолжало активно развиваться. 
В литературе часто вспоминают У.Черчилля 
(выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея 
создания Соединенных Штатов Европы). 
Более конкретные предложения по интеграции 
поступали от французских деятелей: Жана 
Мане, Роберта Шумана и др.
В условиях таких различных подходов была созвана первая международная конференция, которая должна была разработать первый акт. В результате противоречий на конференции осталось всего 6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году. Формально его цель была скромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих шести государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции.
Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-х институтов:
- верховный руководящий орган (где были представлены все государства-члены, но их представители были независимы от своих правительств);
- специальный совет министров;
- парламентская ассамблея;
- суд.
      Ведущее 
место в этой системе занимал 
верховный руководящий орган, он 
инициировал и принимал юридически 
обязательные решения. Совмин обеспечивал 
связь верховного руководящего органа 
с национальными 
 
 
 
 
В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.
Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания:
1) договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке);
2) договора 
о создании Европейского сообщества по 
атомной энергии (Евратом).   Оба договора 
вступили в силу с 1 января 1958 года.                         
Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.
      В 
отличие от Евратома, создание Европейского 
экономического сообщества имело чрезвычайно 
важное не только энергетическое, но и 
политически-правовое значение. Речь шла 
о создании интеграционного объединения 
универсального характера. В состав 
Сообщества вошли страны с высоким 
уровнем развития, что во многом 
предопределило значительные темпы 
его экономического роста на протяжении 
последующих 15 лет. В 1958г. среднемесячный 
доход на душу населения составлял 
980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии 
и 800 долларов. 
 
 
 
 
 
 
К началу 70-х годов стало ясно, что основные требования, связанные с созданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым финансовым и экономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ было сосредоточено на преодолении именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам удалось справиться.
В начале 80-х годов встал вопрос о программировании дальнейшего развития процесса интеграции. Под руководством де Лора была создана специальная комиссия, которая подготовила сборник проектов и предложений о переходе от общего к единому внутреннему рынку. Суть этих предложений, их главная цель – ликвидация препятствий и барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании( Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результате расширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу.
В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.
В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.
В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количественных и качественных проблем.
Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ.
      Для 
выполнения этих задач было решено 
созвать межправительственную конференцию, 
которая и подготовила к 
Суммируя экономические положения нового документа, нужно обратить внимание на то, что они должны были обеспечивать переход к новому этапу сотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу (ЕВС).