Европейский Союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки создания ЕС………………………………………………………….4
1.1. Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ…………7
1.2. Развитие сообществ в единый европейский рынок……………………………..8
1.3. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза……..13
2. Хронология расширения Сообщества…………………………………………….19
3. Европейский Союз сегодня………………………………………………………..20
4. Европейский Союз - член мирового сообщества………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат ОВЭД.docx

— 48.93 Кб (Скачать)

      Был внесен ряд изменений: уточнялась процедура  принятия новых членов в состав Европейских  сообществ, также уточнялись условия  членства, были приняты решения о  расширении юрисдикции и уточнении  структуры Суда Европейских сообществ.

      ЕЕА, конечно, не решал всех вопросов создания экономического, валютного и политического  союзов, но он предусматривал созыв  международной конференции во исполнение ЕЕА. Такая конференция была созвана, и ею был подготовлен договор о Европейском Союзе (ЕС). Этот договор был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте двенадцатью странами и соответственно получил название “Маастрихтский договор” (МД). Его ратификация прошла далеко не безболезненно, так, в Дании избиратели отвергли договор, такие же тенденции проявились и во Франции, Великобритании и Германии, процедура затянулась, но в конечном итоге все члены сообществ одобрили договор, и он вступил в силу с ноября 1993 года.        

      Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил начало существованию  Европейского Союза. Согласно МД Европейский  Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами  сотрудничества, предусмотренными этим договором.

      О каких политиках и формах сотрудничества шла речь? Речь шла о двух новых  важных сферах сотрудничества государств-членов Европейских сообществ:  
1)сотрудничество в области выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности;

2)сотрудничество  в сфере юстиции и внутренних  дел.

      Что касается сотрудничества в сфере  юстиции и внутренних дел, то эта  общая формулировка была детализирована в Амстердамском договоре (в нем  это сформулировано как “сотрудничество  полиции и судов в уголовно-правовой сфере”).

     Та  структура ЕС, которая закреплена в МД получила название структуры  “трех опор”:

  • Первую опору образуют Европейские сообщества;
  • Вторую - сотрудничество в области выработки и проведения единой ВП и политики безопасности;
  • Третью - сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере (как сформулировано в Амстердамском договоре).

     В сфере экономического и социального  развития основная задача, которая  определяется МД - это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере - это  возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В  валютной сфере - это создание единого  валютного союза. Валютный союз надлежало  создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям Европейский Союз (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него).

     Тут возникла проблема: не будет единогласия  при принятии решений о ЭВС. В  этом случае закрепляется интересная концепция т.н. “продвинутого” развития, т.е. определенное количество государств внутри союза могут пойти по пути ускоренного развития и формирования структур, и в таком ускоренном развитии могут участвовать не все  государства-члены Европейский Союз.

     Другая  не менее важная проблема, которая  возникла с созданием Европейский Союз - это проблема разнородности членов союза.

Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что он создал Европейский Союз путем создания новых неопределенных структур, европейская интеграция сделала новый важный шаг вперед.

      МД  содержит ряд важных положений и  постановлений, касающихся порядка  функционирования институтов. Теперь предусмотрена единая институциональная  система союза, были уточнены вопросы  гражданства граждан в рамках союза и др.  
         Очередное третье расширение Европейского союза, как и каждое предыдущее, привнесло в него свою динамику, перемены в приоритетах. Появление с 1995г. трёх новых членов - Австрии, Швеции и Финляндии изменило политическую конфигурацию Союза. Хотя эти страны по своим экономическим и социальным параметрам сравнительно близки к “ядру” Европейский Союз, однако, их подключение к группировке вновь со всей остротой поставило проблему сбалансированности между развитием интеграции “вглубь” и “вширь”, то есть между углублением объединительных процессов и расширением географических границ интеграционной зоны.

      С приходом двух северных стран и Австрии  количество членов Европейский Союз возросло с 12 до 15, а численность населения Евросоюза- с 347 до 368 млн. человек. Увеличилась и его территория, достигнув 3.3  млн.км2. Значительно изменились экономические показатели. Так, совокупный ВВП Европейский Союз подрос примерно на 20%.

      Вскоре  возникла необходимость созыва новой межправительственной  конференции, открывшейся в марте 1996г в Турине и положившей начало второму этапу Маастрихтского процесса - Маастрихту II.

      К моменту подписания МД в состав Европейский Союз входило 15 государств, были начаты переговоры о вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союза требовало внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созванная конференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД).

  Некоторые изменения, которые вносит АД в развитие Европейский Союз:

Количество  депутатов Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее, что  имело немаловажное значение.

      Если  говорить о наиболее крупных достижениях  АД, то уточнена структура и система  институтов валютного союза, Европейский  центральный банк (ЕЦБ) получает право  издания нормативных актов. В  отношении прав и свобод граждан  Европейский Союз: союз превращается в “пространство свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан”.  
 
 
 
 

    1. Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза

         В 50-е годы на базе учредительных  договоров было создано 3 Европейских  сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС  и Евратом), которые представляли  собой интеграционные объединения,  воплощающие в себе черты как  межгосударственного, так и наднационального  характера. В этих сообществах  воплощен новый правопорядок, который, как записал в одном из своих решений Суд Европейских сообществ, не может быть идентифицирован ни с национальным, ни с международным правом. ЕП - это особая самостоятельная правовая система.

      Европейские сообщества обладают такими полномочиями, которыми ни одна международная организация  не обладает.

      1).Европейские сообщества, как и Европейский Союз, имеют свою территорию, которая слагается из территорий государств-членов. Территория Европейский Союз - это предел действия и юрисдикции Европейский Союз, например территория таможенного союза, единого внутреннего рынка, ЭВС и т.п.

      2).Европейские сообщества обладают системой институтов, осуществляющих те права и полномочия, которые переданы союзу государствами-членами. В рамках сообществ и Европейский Союз созданы такие институты, которые выходят за пределы любой международной организации. В рамках Европейский Союз функционирует Парламент, который избирается на основе всеобщих и прямых выборов гражданами Европейский Союз. Это не характерно для международных организации (например, ООН состоит только из делегаций государств-членов).

  3).В рамках Европейский Союз функционирует Суд Европейских сообществ - независимый судебный орган. Это также свойственно только институтам Европейский Союз.

  4).В рамках Европейский Союз существует институт гражданства. Ни одна международная организация собственным гражданством, порождающим права и обязанности, не обладает.

5)В  рамках Европейский Союз создан  ЭВС, своя валютная система  и денежная единица (применительно к 11 государствам-членам), которая заменяет национальную денежную систему. Это качества, присущие государственно-правовой организации.

Описание  основных органов, или  институтов ЕС.

      Необходимо  иметь в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции  принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и  Совету.

      Европейский совет - Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

      Совет определяет основные стратегические направления  развития ЕС. Выработка генеральной  линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

      Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).

      Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.

      Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза. Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс) рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

      Европейский парламент  является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

      Основная  роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

      Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также  при заключении соглашений об ассоциированном  членстве и торговых договоренностей  с третьими странами.

      Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Информация о работе Европейский Союз