Европейский валютный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Процесс интеграции обычно начинается с большей или меньшей либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов. Постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров происходит формирование единого экономического, правового, информационного пространства в рамках региона.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

     1.1 Международная экономическая  интеграция

     В переводе с латыни «интеграция» (integratio) означает сращивание, объединение частей в единое целое или от латинского «integer» - целый.

     Процесс интеграции обычно начинается с большей  или меньшей либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов. Постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров происходит формирование единого экономического, правового, информационного пространства в рамках региона.

     Следующей ступенью развития интеграции является экономическая интеграция.

     Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к  сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.1

     Также следует различать формальную и  реальную экономическую интеграции. Международная кооперация может  развиваться, но ее участники находятся  в разных экономических условиях, влияющих на конечные результаты. Этим характеризуется формальная экономическая интеграция.

     Реальная  же экономическая интеграция представляет собой такой уровень международного обобществления производства, который  предусматривает определенный паритет  основных социально-экономических партнеров стран-участниц.

     Экономическая интеграция, в свою очередь, создает  условия для ускорения интернационализации  производства стран-участниц этого  процесса, выравнивания их основных социально-экономических  параметров.2

     Процесс экономического сближения, интеграции государств и переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов получил название международной экономической интеграции.

     Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие:

    1. Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации.
    2. Культурно-этническая близость.

     Процессы  экономического сближения идут значительно  быстрее, если между населением участвующих  в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

    1. Общие исторические корни народов сближающихся стран.

     Если  в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно  связанных между собою государств, то для экономического сближения  появляются дополнительные предпосылки.

    1. Социально-политические предпосылки

     Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к  объединению со стороны подавляющей  части населения этих стран, а  также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать значение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения

    1. Наличие так называемого демонстрационного эффекта.

     Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал страны Центрально-Восточной Европы к подаче заявок на вступление в  Евросоюз.

    1. Эффект домино.

     Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

     Центральной проблемой международной экономической  интеграции становится создание единого  экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода  движения товаров, услуг, факторов производства – рабочей силы и капитала. То есть происходит плавный переход при интеграции от свободы межстранового движения товаров и услуг – к свободе движения рабочей силы и капитала.

     Региональная  интеграция имеет вполне конкретные цели:

    1. Повысить национальную конкурентоспособность, совместно противостоять вызовам глобализации;
    2. Использовать преимущества «экономики масштаба», позволяющие расширить размеры рынка, снизить трансакционные издержки, создать новую комбинацию факторов производства, стимулировать приток иностранных инвестиций;
    3. Содействовать модернизации и структурным реформам в экономике;
    4. Подключить страны, создающие рыночную экономику или осуществляющие глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем развития; рассматривать этот процесс как важнейший канал передачи хозяйственного опыта.

     Более развитые страны, подключая своих  соседей к процессам интеграции, тоже заинтересованы в ускорении  реформ, создании там полноценных  рынков;

    1. Получить для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям, работать на более емкий рынок;
    2. Укрепить добрососедские отношения между странами по всем направлениям;
    3. Усилить позиции участвующих стран на мировом рынке.

     Решаются  определенные задачи торговой политики. Интеграция позволяет выступать  совместно в международных организациях, укреплять переговорные позиции  участвующих стран в рамках междусторонних переговоров, например в ВТО.3

     Исходя  из приведенных целей, следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, в основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в стране факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение «поля деятельности» за счет создания единого экономического пространства.4 

           Основные этапы интеграции

     Классической  классификацией стадий интеграции стала  схема Б. Балассы. Он различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений).

    1. Зона свободной торговли (free trade zone);

     ЗСТ – это форма интеграции, при  которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и  квот в торговле друг с другом.

     В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

     Несмотря  на упразднение взаимных торговых барьеров, страны-участницы сохраняют полную свободу действия в экономических  связях с третьими странами (например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений).

     Вследствие  этого между странами сохраняются  таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран.5

     Соглашение  о создании ЗСТ, как правило основаны на принципе взаимного моратория  на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры.

     Вместе  с тем следует отметить, что  взаимодействие государств-участников ЗСТ, регулирование соответствующей  области деятельности происходят без  создания постоянно действующих  наднациональных систем управления. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц. Эти решения носят обязательный характер. Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.

     При создании ЗСТ выявился и ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

     Создание  ЗСТ приводит к усилению конкуренции  на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие  на качество и технических уровень изделий отечественной промышленности.

     Либерализация рынка создает серьёзную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает вероятность банкротства  тех из них, которые не выдерживают  соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты.

     Возникает также опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания».6    

     
    1. Таможенный союз (customs union);

     На  этом уровне интеграции государства  не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему  внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств, в него входящих.7

     Таможенный  союз представляет собой более продвинутую, более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру.

     Страны-участницы  таможенного союза также могут  использовать внешний тариф на какой-либо товар выше или ниже средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры.

     Функционирование  таможенного союза требует изменений  в подходе к управлению интеграционными  процессами, в некоторых случаях  созданию наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.8

     Таможенный  союз с экономической точки зрения достаточно логически завершенная  форма. В то же время, ограничиваясь  сферой международной торговли, он таит в себе внутренние противоречия, развитие которых неизбежно порождает потребность в переходе к более сложным формам торгово-экономических союзов.9

    1. Общий рынок (common market);

     В добавлении к имеющимся преимуществам  в рамках таможенного союза эта  форма интеграции предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производства.

     Свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки ряда стран должно способствовать более  рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда, специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора экономии от увеличения масштабов производства. 10

     Необходимо  обозначить и следующие задачи, решаемые при создании единого или общего рынка: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственного потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обуславливают и согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных механизмов управления и контроля.

     В конечном итоге, строительство единого  рынка должно завершаться созданием  экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). 11

Информация о работе Европейский валютный союз