Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:02, курсовая работа
Процесс интеграции обычно начинается с большей или меньшей либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов. Постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров происходит формирование единого экономического, правового, информационного пространства в рамках региона.
     http://www.ereport.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Среди 
целей создания Европейского валютного 
союза можно выделить такие как 
облегчение взаиморасчетов между странами 
участницами, стабилизация валютных курсов, 
а также появление единой крепкой 
и устойчивой европейской валюты, 
которая бы смогла на равных конкурировать 
с долларом на мировых рынках. 
С точки зрения экономического развития 
Европейского валютного союза, на текущий 
момент можно выделить 7 этапов интеграции 
входящих в него государств: 
1 этап – 1947-1957 годы – начало европейской 
экономической интеграции, учреждение 
Европейского платежного союза.  
2 этап – 1957-1974 годы – создание Европейского 
экономического сообщества (ЕЭС), план 
«Венера».  
3 этап – 1974-1985 годы – ввод первой европейской 
расчетной единицы – ЕРЕ (European unit of account 
- EUA), решение о создании Европейской валютной 
системы, появление европейской валютной 
единицы «экю» (European currency unit - ECU). 
4 этап – 1985-1992 годы – разработка и утверждение 
меморандума «О создании европейского 
валютного пространства и Европейского 
центрального банка». 
5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского 
договора, определение целей и путей создания 
Экономического и валютного союза в Западной 
Европе, создание Европейского валютного 
института, разработка и реализация плана 
введения евро. 6 этап – 1999-2001 годы – введение 
евро в безналичный оборот . 
7 этап – с 2002 года по настоящее время – 
введение евро в наличный оборот, разработка 
и реализация плана присоединения к валютному 
союзу новых стран. 
Идея создания единой валюты на Европейском 
континенте появилась давно. Однако с 
особой остротой этот вопрос возник после 
второй мировой войны, которая нанесла 
серьезный удар по международной валютной 
системе. В середине ХХ века впервые в 
современной истории Европа оказалась 
без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская 
модель международной валютной системы 
базировалась на долларе США, который 
еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций 
британский фунт стерлингов. Поэтому в 
1950 г. был создан Европейский платежный 
союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, 
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, 
Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, 
Австрия, Италия, Греция, Португалия и 
Турция (впоследствии он был преобразован 
в Европейское валютное соглашение). 
В апреле 1951 г. был подписан Парижский 
договор о создании Европейского объединения 
по углю и стали, положивший начало европейской 
экономической интеграции. В то же время, 
первые реальный предпосылки полноценного 
валютного сотрудничества появились с 
подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора 
об учреждении Европейского экономического 
сообщества (ЕЭС). Европейское сообщество 
появилось с 1 января 1958 г. и включало сначала 
шесть стран — ФРГ, Францией, Италией, 
Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. 
С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, 
Дания, с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Португалия 
и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. 
Экономическое объединение Европы всей 
логикой своего развития вело к необходимости 
наличия единых денежных знаков, и уже 
в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих 
стран идею единой валюты. 
В декабре 1969 г. на Европейском совете 
в Гааге впервые цель создания Европейского 
валютного союза была переведена в практическую 
плоскость. В октябре 1970 г. появился так 
называемый «план Вернера», в котором 
была сформулирована концепция перехода 
к валютному союзу через необратимой взаимной 
конвертируемости национальных валют, 
полную либерализацию движения капиталов, 
установление неизменных валютных курсов 
и замену национальных валют единой европейской 
валютой к 1980 г. Однако «плану Вернера» 
не суждено было сбыться. 
В апреле 1975 г. была введена европейская 
расчетная единица – ЕРЕ (European unit of account 
- EUA), курс которой зависел уже не от доллара, 
а от рыночной стоимости составляющих 
ее европейских валют. Эта единица использовалась 
в межгосударственных расчетах и бюджете 
ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного 
банка. 
В 1977 г. идея валютного союза была вновь 
реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом 
и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном 
и поддержана тогдашним председателем 
Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского 
совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было 
принято решение о создании Европейской 
валютной системы. В итоге 13 марта 1979г. 
появилась европейская валютная единица 
– «экю» (European currency unit - ECU) и основанная 
на ней Европейская валютная система (ЕВС). 
Важной особенностью ЕВС было то, что она 
включала в свой состав все страны ЕЭС.  
В феврале 1988 г. министр иностранных дел 
ФРГ Г.-Д. Геншер представил меморандум 
«О создании европейского валютного пространства 
и Европейского центрального банка», который 
был поддержан тогдашнем председателем 
Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии 
трансформировался в так называемый «план 
Делора». Он предусматривал осуществление 
скоординированной экономической и валютной 
политики стран ЕС, создание Европейского 
центрального банка и переход на единую 
европейскую валюту. Этот план в качестве 
интеллектуальной основы ЕВС был утвержден 
Европейским советом 26 июня 1989 г. в Мадриде, 
а его основные идеи были впоследствии 
закреплены в Маастрихтском договоре. 
Определение целей и путей создания Экономического 
и валютного союза в Западной Европе было 
закреплено в тексте Маастрихтского договора 
об образовании Европейского союза. Этот 
исторический договор был одобрен главами 
государств и правительств ЕС на сессии 
Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. 
и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт 
(Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший 
в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на 
только создание Экономического и валютного 
союза, но и формирование союза политического. 
Фактически только после подписания этого 
договора страны ЕС перешли к проведению 
общей экономической и финансовой политики, 
конечной целью которой было объявлено 
введение единой валюты. Договор предусматривал 
поэтапный график ее введения и устанавливал 
общие правила в сфере государственного 
бюджета, инфляции, процентных ставок 
для всех членов будущего валютного союза. 
В процессе построения ЭВС в качестве 
главных стратегических целей были названы 
«независимая единая денежно-кредитная 
политика, направленная на поддержание 
ценовой стабильности, и создание единого 
внутреннего рынка, предполагающего полное 
снятие ограничений на перемещение капиталов». 
|  | 
Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
     Названные 
критерии конвергенции как надежное 
средство обеспечения стабильной макроэкономической 
среды были призваны стать объективной 
основой для политических решений. 
Они должны строго соблюдаться и 
после вступления страны в валютный 
союз, а также обязательны для всех 
стран, желающих в перспективе вступить 
в ЭВС.  
Первоначально эти критерии были задуманы 
как средство создания так называемого 
«твердого ядра» валютного союза в лице 
Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса 
(без средиземноморских стран). Что касается 
государств, которым не удалось достичь 
требуемой степени конвергенции, Маастрихтский 
договор позволял им вступить в валютный 
союз в более поздние сроки, в соответствии 
с дифференцированными темпами интеграции. 
Вопреки первоначальным ожиданиям реализация 
Маастрихтского договора и планы формирования 
валютного союза сразу подверглись весьма 
серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, 
в 1992-1993 гг. Европейская валютная система 
испытала тяжелейший кризис, вследствие 
чего национальные валюты Испании, Португалии 
и Ирландии были значительно девальвированы, 
а Великобритания и Италия вообще вышли 
из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 
1993 г, было принято решение увеличить допустимые 
пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 
15%. Последствия кризиса удалось преодолеть 
лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время 
Европейская валютная система включает 
все страны ЕС, кроме Великобритании и 
Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно 
для Брюсселя и национальных правительств 
возникла проблема с ратификацией самого 
Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность 
ряда стран выступила против создания 
Европейского союза: Великобритания категорически 
отказалась участвовать в проекте ЭВС, 
в Дании после двух референдумов Маастрихтский 
договор не был ратифицирован в части 
валютного союза, во Франции перевес сторонников 
договора оказался минимальным, Норвегия 
после референдума вообще отказалась 
вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации 
Маастрихтского договора обусловило достижение 
договоренности о новой полномасштабной 
встрече глав государств и правительств 
через пять лет для пересмотра и внесения 
изменений в первоначальный текст договора. 
Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии 
с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне 
был создан Европейский валютный институт, 
который впоследствии был преобразован 
в Европейский центральный банк. 
Важные события по созданию валютного 
союза произошли в 1995 г.: в январе в состав 
ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; 
в декабре на заседании Европейского совета 
в Мадриде была принята программа введения 
евро, которая была развита и конкретизирована 
на заседании того же совета в Дублине 
в декабре 1996 года.  
В соответствии с достигнутыми между странами 
ЕС договоренностями, процесс продвижения 
к валютному союзу ЕС распался на три фазы: 
Подготовительная — до 1 января 1996 года, 
в ходе которой страны-участницы сняли 
взаимные ограничения на движение платежей 
и капиталов и начали стабилизацию своих 
государственных финансов по критериям, 
установленным ЕС как «пропускные» для 
членства в валютном союзе. 
Организационная — до 31 декабря 1998 года, 
нацелена на завершение окончательной 
стабилизации государственных финансов 
и на формирование правовой и институциональной 
базы валютного союза.  
Реализационная – до 1 января 2003 года, 
реализация плана введения евро в безналичный, 
а затем и в наличный оборот стран – участниц 
соглашения с полной заменой единой валютой 
национальных валют. 
С целью реализации плана продвижения 
к ЕВС, Европейский валютный институт 
во Франкфурте, функционирующий с 1 января 
1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский 
центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные 
решения в отношении денежной и валютной 
политики: на сессии в Дублине в декабре 
1996 года решено, что евро получает статус 
официальной денежной единицы стран-участниц 
вместо их национальных валют. Соответственно 
в евро пересчитаны все частные и государственные 
активы и пассивы при сохранении для субъектов 
хозяйства платежных условий ранее заключенных 
контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных 
валютах осуществляется с точностью до 
шести знаков после запятой. Паритет пересчета 
экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется 
подготовка к новой валюте в странах-участницах, 
особенно в административных органах, 
банках и других финансовых институтах. 
Но вся экономическая жизнь продолжает 
существовать на основе национальных 
валют. 
Поскольку создание валютного союза потребовало 
срочного решения проблемы реформирования 
европейских институтов и расширения 
ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт 
Межправительственной конференции по 
пересмотру всей «европейской конструкции», 
в том числе Маастрихтского договора. 
В результате ее работы в июне 1997 г. на 
амстердамском саммите ЕС были утверждены 
основные элементы валютной политики 
ЕС, в том числе нового механизма обменных 
курсов (МОК-2), приняты программные документы 
- "Повестка дня-2000'', в которой определены 
основные направления развития ЕС и его 
политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности 
и роста», открывший путь к введению евро 
1 января 1999 г.  
«Пакт стабильности и роста» впервые предусматривал 
введение штрафных санкций против государств-членов 
в случае нарушения ими нормативов государственного 
бюджета. В соответствии с этим документом, 
в случае если участник ЭВС превышает 
установленный в Маастрихтском договоре 
лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский 
совет в течение трех месяцев принимает 
рекомендации в адрес этой страны. В течение 
следующих четырех месяцев эти рекомендации 
должны быть реализованы, в противном 
случае по истечении трехмесячного срока 
к стране-нарушительнице применяются 
санкции: беспроцентный депозит в размере 
0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным 
дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным 
лимитом. Через два года, если положение 
не улучшится, депозит автоматически обращается 
в штраф. 
В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский 
договор, который стал очередным этапом 
фактического превращения ЕС в общеевропейскую 
организацию. В конце 1997 г. Совет министров 
экономики и финансов стран ЕС (ЭКОФИН) 
утвердил дату введения в наличное обращение 
банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а 
Европейский совет принял решение о создании 
нового важного института валютного союза 
- Совета министров экономики и финансов 
стран ЭВС (Совет евро-11). 
В марте 1998 г. Комиссия ЕС представила 
доклад о результатах выполнения странами 
Европейского союза критериев конвергенции 
Маастрихтского договора и на его основе 
рекомендовала к вступлению в валютный 
союз одиннадцать стран (все страны ЕС, 
кроме Великобритании, Дании, Швеции и 
Греции). В целом рекомендуемые страны 
в 1997 г. имели хорошие экономические показатели: 
средний уровень инфляции и долгосрочные 
кредитные ставки достигли рекордно низкого 
уровня - соответственно 1,6 и 5,9%, дефицит 
бюджета - 2,5%, валюты девяти стран колебались 
в течение предшествующих двух лете пределах 
плюс-минус 2,25%. Наблюдалось заметное сближение 
долгосрочных уровней доходности ценных 
бумаг, что отражало не только умеренность 
инфляционных ожиданий в государствах 
ЕС, но и прогресс в оздоровлении государственных 
финансов. Исключение составил государственный 
долг - в среднем 75% ВВП против 60% по Маастрихту. 
Однако Комиссия ЕС посчитала возможным 
использовать содержащуюся в статье 104с 
Маастрихтского договора оговорку, согласно 
которой норматив может считаться выполненным, 
если величина государственного долга 
по отношению к ВВП устойчиво снижается. 
На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 
2 мая 1998 г. была произведена необратимая 
фиксация обменных курсов валют стран-участниц, 
утверждены руководители Европейского 
центрального банка и определены участники 
валютного союза, в состав которого с 1 
января 1999 г. вошли одиннадцать государств 
Европейского союза: Германия, Франция, 
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, 
Ирландия, Италия, Испания, Португалия, 
Финляндия. Помимо указанных стран, зона 
евро с согласия официальных властей была 
распространена также на ряд автономных 
заморских департаментов (для Франции) 
- это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон, 
Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты 
Коморских островов и Новой Каледонии, 
а также таких государств, как Монако, 
Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим 
мотивам воздержались от участия в валютном 
союзе с 1999г. три страны ЕС – Великобритания, 
Дания и Швеция. Что касается Греции, эта 
страна не смогла выполнить критерии конвергенции, 
но объявила о своем стремлении войти 
в ЭВС в январе 2001 г.  
Несмотря на то, что необратимая фиксация 
курсов валют по отношению друг к другу 
была произведена в мае 1998 г., паритеты 
между ними были установлены только 31 
декабря 1998 г. (таблица1), поскольку необходимо 
было обеспечить совпадение между первой 
котировкой курса евро и последним курсом 
экю на финансовых рынках по завершении 
года. До этого момента три валюты, остававшиеся 
вне зоны евро, но входившие в корзину 
экю (английский фунт стерлингов, датская 
крона и греческая драхма), могли оказывать 
влияние на курс экю. После расчета по 
специальной формуле был установлен курс 
национальных денежных единиц к евро, 
который с этого моменту превратился в 
самостоятельную валюту, Европейский 
экономический и валютный союз стал свершившимся 
фактом. 
 
 
     2.2 
Введение и использование евро 
План введения евро, отвечающий требованиям реализма, выполнимости, гибкости для бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:
     Продолжительность 
переходного периода в три 
года обусловлена необходимостью подготовить 
общественность, банковские системы 
и технические средства, предприятия 
розничной торговли и государственного 
сектора. При этом предполагалось, что 
при досрочном завершении подготовительных 
мер на начальных этапах и накоплении 
критической массы новой валюты последующие 
этапы могут быть сокращены. Например, 
период параллельного обращения наличного 
евро с национальными валютами ЭВС оказалось 
возможным сократить с шести до двух месяцев. 
С 1 января 1999 г. евро вошел в практику безналичных 
банковских расчетов. В соответствии с 
межправительственными соглашениями 
стран ЕС в отношении использования евро 
в период между 1999 и 2002 годами не существовало 
терминов «принуждение» или «запрещение», 
поскольку национальные валюты стали 
взаимозаменяемыми, фактически, замещая 
евро, любой банковский вклад в национальной 
деноминации имел соответствующие суммы 
в евро.  
Некоторые европейские транснациональные 
корпорации, например «Сименс» и «Филипс», 
уже начали вести бухгалтерский учет в 
евро с 1999 г. Любое движение в этом направлении 
крупных компаний могло вынудить более 
мелкие предприятия последовать их примеру 
и даже, если предприятия не будут использовать 
евро для ведения внутреннего бухгалтерского 
учета, могла возникнуть тенденция котировки 
цен в евро для осуществления торговли 
с 1999 г. Для крупных компаний, которые всегда 
работали с несколькими валютами, переходный 
период не создал особых проблем с параллельным 
учетом, для малого и среднего бизнеса, 
привыкшего работать с одной валютой, 
это окажется труднее. Однако в переходный 
период ни одна компания не могла полностью 
перейти на евро, поскольку государственный 
сектор и потребители еще будут пользоваться 
национальной валютой.  
Для обеспечения успеха новой валюты в 
переходном этапе крайне важно наличие 
для нее эффективной технической базы 
платежей и расчетов. В частности, такая 
база будет полезной для формирования 
общих краткосрочных межбанковских процентных 
ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, 
в свою очередь, создание системы, с помощью 
которой крупномасштабные трансграничные 
сделки могли бы обслуживаться в течение 
того же дня. 
В момент перехода на евро, в странах Евросоюза 
существовало три альтернативы для осуществления 
международных платежей:
     TARGET. 
Система была поставлена на 
испытание в июне 1997 г. и завершена 
в июне 1998 г. Система TARGET (трансъевропейская 
автоматизированная экспресс-
Структура TARGET представляла собой децентрализованную 
платежную систему, при этом в ведении 
ЕЦБ оставались только наиболее общие 
функции. Единая система строилась из 
сети телекоммуникаций, связанной в конкретной 
стране ЕС с национальной системой, и через 
нее национальные кредитные учреждения 
получали доступ к системе TARGET для осуществления 
расчетов евро в режиме реального времени. 
Режим реального времени поддерживался 
всеми странами-членами ЭВС и гарантировал 
возможность моментальных расчетов в 
любой стране зоны евро. 
Национальные системы RTGS (ELS/Eil-ZV в Германии, 
TBF во Франции, BL-REL в Италии, TOP в Нидерландах 
и др.) имели структурные отличия. Например, 
немецкая электронная система ELS/Eil-ZV управлялась 
центральным банком федеральной земли 
и осуществляла крупные платежи в евро 
и немецких марках. Французская система 
TBF являлась централизованной системой, 
управляемой из Банка Франции и включающей 
межбанковские платежи, расчеты по операциям 
центрального банка, местную систему нетто-расчетов, 
систему брутто-платежей, платежи по ценным 
бумагам. Великобритания создала собственную 
систему CHAPS, которая проводила расчеты 
в евро в пределах страны и создавала условия 
для движения капиталов по всей территории 
ЕС в режиме реального времени, работая 
параллельно с системой RTGS в фунтах стерлингах. 
EBA. Второй важнейшей системой явилась 
Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association 
- EBA), представляющая собой евро-клиринговую 
систему нетто-расчетов, по которой обмен 
информацией происходил в течение дня, 
а окончательный расчет – в конце расчетного 
дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия 
коммерческому использованию экю, она 
объединила 56 клиринговых банков из 16 
стран. Это весьма эффективная и рентабельная 
система, отвечающая всем требованиям 
двустороннего и многостороннего зачета 
(неттинга). Через нее проходило около 
трети всех трансграничных платежей в 
ЕС. 
В зависимости от видов финансовых операций 
замена национальных валют ЭВС евро в 
течение переходного периода 1999-2001 гг. 
являлась либо жестко привязанной ко времени, 
либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. 
С 1 января 1999 г. на евро были переведены: 
а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского 
учета европейских институтов; 
б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского 
инвестиционного банка со сроком погашения 
после 1 января 1999 г., ранее номинированные 
в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи 
по ним; 
в) новые облигационные и иные займы стран-членов 
зоны евро. 
Основные принципы, связанные с переходом 
к единой валюте состояли в следующем:
     В 
течение переходного периода 
банкам было рекомендовано на добровольной 
основе освобождать от комиссионных пересчетов 
национальных валют ЭВС в евро и наоборот 
при исходящих платежах и при пересчете 
в евро остатков национальных валют на 
счетах в течение переходного периода, 
а также обмен национальных банкнот на 
евро для своих клиентов в начале 2002 г. 
в суммах, не превышающих их бытовые потребности. 
Размеры и допустимую частоту льготных 
обменов устанавливают сами банки, однако 
они обязаны заранее оповещать клиентов 
об избранной ими практике. Во всех случаях 
плата за проведение банковских операций 
в евро не должна отличаться от платы за 
такие же операции в прежних национальных 
валютах ЭВС. 
Главные компоненты ЭВС – единая валюта, 
получившая наименование «евро», и единый 
Европейский центральный банк, которые 
неразрывно связаны друге другом. Подобно 
тому, как каждая национальная валюта 
всецело находится под юрисдикцией и контролем 
соответствующего государства в лице 
центрального банка, так единая, наднациональная 
валюта непременно требует наличия наднационального, 
международного органа, который осуществлял 
бы единую для всего региона денежно-кредитную 
политику. 
Вторым, заключительным этапом третьей 
фазы перехода к валютному союзу ЕС стал 
полный переход на евро. После 31 декабря 
2001 года все счета, которые до тех пор выражались 
в национальных валютах участвующих стран 
стали в обязательном порядке конвертироваться 
по официальным курсам в евро. 
С 1 января 2002 года в течение срока, который 
каждая страна определила самостоятельно, 
в обращение были введены банкноты семи 
номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты 
восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 
2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние 
банкноты и монеты в национальных денежных 
единицах. В течение определенного срока 
старые национальные банкноты и монеты 
еще могли обращаться наравне с евро. После 
представленных в таблице 2 дат евро стал 
единственным законным платёжным средством 
в соответствующих странах. 
Таким образом, к 1 января 2003 года полный 
переход на евро во всех странах – участницах 
ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным 
законным платежным средством в странах 
Еврозоны. 
Новая валюта неожиданно быстро завоевала 
популярность и расположение европейцев. 
Руководство Европейского союза позитивно 
оценило этот процесс. Европейская валюта 
даже стала пользоваться популярностью 
в странах, не присоединившихся к Еврозоне.