Государственная политика внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является внешняя торговля Республики Беларусь. Предметом исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики……………………………………………………..5
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики……………………11
1.3 Внешнеэкономическая сфера РБ и ее роль в формировании экономического потенциала РБ………………………………………………………………….17
2. Состояние внешней торговли Республики Беларусь……………………..20
2.1 Экспорт товаров Республики Беларусь………………………….……….20
2.2 Импорт товаров Республики Беларусь…………………………………..25
2.3 Сальдо внешней торговли Республики Беларусь………………………..29
3. Пути совершенствования структуры внешней торговли РБ…………….30
Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

Улучшилось также отрицательное  сальдо по энергетическим (на 580,8 млн. долларов) и прочим промежуточным товарам (на 2,7 млрд. долларов).

Ухудшилось только отрицательное  сальдо в торговле непродовольственными потребительскими товарами (на 504,5 млн. долларов).

 

 

3. Пути совершенствования  структуры внешней торговли РБ

 

 

Анализ структуры внешнеторговых связей показывает, что самым крупным  партнером Беларуси является Российская Федерация. В связи с особенностями  развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового  партнера республики, будет существенной и в дальнейшем. Такая ситуация указывает на экономическую зависимость  республики от России и требует поиска новых форм взаимодействия между  государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси.

Можно выделить некоторые  отрасли, которые имеют свои конкретные пути улучшения. Например, очевидно, что  на фоне определенных успехов в функционировании сельскохозяйственной отрасли республики, и в частности, в производстве продукции растениеводства, имеются  проблемы. Для их решения, в стратегическом плане необходимо форсировать структурное  реформирование села. В ближайшем  будущем, наряду с комплексным развитием  отрасли, поддержкой частного сектора, первостепенное внимание следует уделять  развитию экспортноориентированных производств. В первую очередь это относится к производству продукции животноводства и реализации на внешних рынках продуктов его переработки. Для устойчивой эффективной работы предприятий пищевой промышленности необходимо обеспечить рост производительности труда и расширение рынков сбыта. Эти задачи невозможно решить без сертификации производств, привлечения инвестиционных ресурсов на ускорение технического прогресса, обновления технологий, увеличение доли инновационной продукции, снижение ее материалоемкости.  Для выполнения мероприятий по развитию туризма требуется активизация деятельности по привлечению в эту сферу частного бизнеса, максимальному использованию туристического потенциала Беларуси, в особенности имеющихся в республике санаторно-курортных и оздоровительных организаций. Необходимо сделать принципиально важный вывод: если не предпринять результативные меры по ликвидации энергетической зависимости внешней торговли, она обречена на административное регулирование. Опыт социалистического строительства свидетельствует о том, что обеспечить непрерывную адаптацию производства к запросам рынка (потребителей) административными методами невозможно, поэтому рассчитывать на необходимую эффективность таких внешнеторговых связей вряд ли приходится.

Для формирования рыночных условий и конкурентной среды  во внешнем секторе экономики  целесообразно:

  1. активировать поиск региональных рынков с платежеспособным спросом на нефтепродукты, повысить эффективность маркетинга для их реализации в странах Западной Европы;
  2. в полной мере использовать возможности увеличения экспорта инвестиционных товаров в страны СНГ, особенно в Россию, и развивающиеся государства;
  3. диверсифицировать импорт комплектующих изделий, сырья и материалов, на этой основе повысить качество и конкурентоспособность экспортируемой продукции, не снижая цены, удержать рынок России – основного торгового партнера Республики Беларусь;
  4. создавать международные совместные предприятия с участием белорусской стороны, основная цель которых – передача технологий.

Также можно привести 10 доказательств  того, что свободная торговля может  гарантировать благополучное будущее  Беларуси.

    1. Беларусь – малая открытая экономика. Экономическая наука однозначно заявляет, что нам выгодны четыре базовые экономические свободы (перемещение товаров, услуг, денег и людей) и адаптация стандартов крупных торговых партнеров и международных организаций.
    2. Мы не владеем ни одной передовой, прорывной технологией, не имеем материальной и научной базы для их развития, не являемся источниками стандартов на товарных, научных рынках или сфере услуг. Единственный способ их получить и использовать весь наш внутренний потенциал – торговать со всем миром.
    3. У нас нет природных ресурсов, в том числе энергетических, чтобы даже пробовать создать автаркическую, закрытую модель. Только торговля может обеспечить нас доступом к необходимым ресурсам.
    4. У нас нет емкого, богатого внутреннего рынка. Чтобы набрать силу и вес в экономике, нужно ориентироваться, в первую очередь, на внешние рынки. Свободная торговля – палочка-выручалочка для конкурентного белорусского бизнеса.
    5. Беларусь остро нуждается в модернизации и замене производственных технологий. Поскольку своих нет, надо покупать за границей. Еще лучше – создать условия для тех, кто за свой счет привезет в страну hi-tech и разовьет его в Беларуси.
    6. Беларусь застряла между усталым плановым хозяйством политиков и менеджментом "красных" директоров. Свободная торговля является мощным катализатором обновления, ликвидации старых, затратных методов управления экономикой и бизнесом.
    7. Беларусь богата лесами, озерами, удобрениями и инфраструктурой. С месторасположением нам тоже повезло. Города безопасны и приятны. Использовать наши сравнительные преимущества, в том числе туристический потенциал, можно только через интеграцию в региональную и мировую систему разделения труда. Свободная торговля – базовый принцип взаимодействия Беларуси и мира.
    8. Без современного образования и генерации знаний конкурентную экономику не создашь. Белорусская наука и образование стагнируют. Путь к модернизации – интеграция образовательных, научных и исследовательских центров Беларуси с европейскими и мировыми. Это возможно только при соблюдении принципов свободной торговли. В данном случае речь идет об обмене информацией, технологиями, студентами и учеными.
    9. Транснациональные корпорации – основные источники капитала, технологий и опыта управления. Они гарантируют доступ к товарным сетям мира. Они будут заинтересованы в размещении производств (заказов) в Беларуси, только если мы будем работать в режиме свободной торговли со всеми соседями, ЕС и США.
    10. Белорусская культура, ценностные установки, характер отношений "человек-человек", "человек-государство" требуют модернизации. Гражданское общество, институты государства будут адаптироваться к требованиям глобального рынка гораздо быстрее, если будет гарантирована свобода перемещения товаров, услуг, денег и людей. Изоляционизм тянет в прошлое. Открытость гарантирует благополучное будущее.

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми  зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое  другое государство, концентрирует  свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных  векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, члены Европейского союза), участники Содружества Независимых  Государств, страны мирового Юга, а  также многосторонняя дипломатия.

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в  отношениях с Российской Федерацией. Это обусловлено географическими, геополитическими, историческими и  иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

 Ключевые внешнеэкономические  задачи на российском направлении  – наращивание объемов белорусского  экспорта, эффективное использование  потенциала прямых связей между  регионами двух стран, углубление  кооперации, расширение белорусской  товаропроводящей сети, привлечение  инвестиций.

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств.

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе  внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза  в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального  сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

Беларусь – надежный партнер  Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической  стабильности в регионе, но и по стратегически  важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового партнерства  со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений  – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства/Таможенного  союза, Организации Договора о коллективной безопасности.

Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической  сфере, поступательного формирования режима свободной торговли, активизации  сотрудничества участников Содружества  в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом, в военной  сфере.

В рамках Евразийского экономического сообщества Беларусь заинтересована в  наращивании взаимовыгодного партнерства  с государствами-членами ЕврАзЭС с акцентом на сферы энергетики, транспорта, транзита; максимальном использовании преимуществ от участия в Едином экономическом пространстве/Таможенном союзе.

Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации  Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; усилению координации действий государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.

Беларусь намерена укреплять  и расширять дальнюю «внешнеполитическую  дугу» союзников и партнеров  в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном  и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками  на уровень стратегического партнерства.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами указанных регионов планеты  являются важной предпосылкой роста  для экспортоориентированной белорусской экономики.

Основные направления  развития отношений – активизация  политического и экономического взаимодействия с традиционными  партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание  диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Боливия, Индонезия, Катар, Малайзия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

Республика Беларусь выступает  за развитие конструктивного и равноправного  диалога с США,  расширение полноформатного  двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие  распространению наркотических  и психотропных веществ, противодействие  киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.

Беларусь содействует  укреплению центральной роли ООН  в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.

Приоритетной задачей  является продвижение ключевых белорусских  инициатив в рамках ООН: о признании  многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; об установлении глобального  партнерства против рабства и  торговли людьми, разработке Стратегии  ООН по борьбе с торговлей людьми; об отмене практики применения односторонних  принудительных мер для оказания давления на суверенные государства; о проведении в рамках ООН Десятилетия возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших от ЧАЭС; о налаживании международного сотрудничества по распространению энергосберегающих технологий, технологий использования альтернативных и возобновляемых источников энергии и создании в рамках ООН глобального механизма, регулирующего этот процесс.

Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения  как влиятельного субъекта международных  отношений; активизация диалога  и сотрудничества между ДН и другими  крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.

Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов  в работе и превращения ОБСЕ в  эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.

Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической  областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Специфика прошлого развития белорусской экономики определила ее роль в системе международной  торговли как экспортера готовой  продукции. В то же время необходимость  обеспечения экспортных мощностей  и отсутствие многих полезных ископаемых, не позволяющие республике самостоятельно создать необходимую ресурсную  базу, обуславливают высокую потребность  республики в импортной продукции. Беларусь имеет устоявшуюся производственную структуру, в составе которой  преобладает энергоемкие и ресурсозатратные отрасли: машиностроение, металлообработка, нефтепереработка и т.д. Безусловно, частично отрицательное сальдо внешней торговли товарами может быть сокращено за счет оптимизации импорта (импортировать нужно только те товары, которые жизненно необходимы Беларуси, т.е. энергоресурсы, сырье, комплектующие, не производящиеся в республике потребительские и инвестиционные товары), но учитывая, что возможности сокращения импорта страны ограничены, в целях уменьшения отрицательного сальдо торгового баланса усилия должны быть направлены на увеличение экспорта.

Информация о работе Государственная политика внешней торговли