Государственная политика внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является внешняя торговля Республики Беларусь. Предметом исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики……………………………………………………..5
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики……………………11
1.3 Внешнеэкономическая сфера РБ и ее роль в формировании экономического потенциала РБ………………………………………………………………….17
2. Состояние внешней торговли Республики Беларусь……………………..20
2.1 Экспорт товаров Республики Беларусь………………………….……….20
2.2 Импорт товаров Республики Беларусь…………………………………..25
2.3 Сальдо внешней торговли Республики Беларусь………………………..29
3. Пути совершенствования структуры внешней торговли РБ…………….30
Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий.

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные инструменты  внешнеторговой политики

 

 

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и  той же цели могут быть применены  различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф —  основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения  таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

Основные функции таможенного  тарифа страны:

1. Реализация фискальных  целей государства.

2. Обеспечение достижения  протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

3. До определенного момента  таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей.

4. Использование в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности.

5. Осуществление жесткого государственного контроля за прохождением грузов через границу.

6. Применение в интересах развития экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

Среди множества классификаций  таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды:

1. Импортный таможенный  тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют ввиду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 года страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить в  виде таблицы 1.2.1.

 

 

 

Таблица 1.2.1. Виды таможенных пошлин

По способу взимания

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара.

Адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров

Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.

По объекту обложения

Импортные

Экспортные 

Транзитные 

По характеру

Сезонные - Могут вводиться  в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев.

Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой ввоз наносит  материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно был  факт демпинга.

Компенсационные - применяется  к товарам, которые продаются  по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.

По происхождению

Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма.

Конвенционные - являются результатом  международных переговоров, предметом  двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО  или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в  течение срока действия договора или соглашения.

Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

--

По типам ставок

Постоянные 

Переменные 

--


 

В современной внешнеторговой политике применяются количественные ограничения по двум основным направлениям:

1. Лицензирование — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

2. Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.                    

Количественные ограничения — сильный инструмент регулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнеторговых операций.

Относительно новым направлением использования количественных ограничений  стало "добровольное" ограничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д.

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют  как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают  лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ВТО.

Финансирование, как метод  торговой политики предусматривает  дискриминацию против иностранных  компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

1. Прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

2. Косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут предоставляться  как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Экспортная субсидия —  финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.  

"Принципиальное различие  между импортным тарифом и  субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект:  ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.

Демпинг— метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

1. Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

2. Преднамеренный демпинг— временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров  по  ценам  ниже  цен своего   внутреннего   рынка   или   даже ниже издержек производства.

3.  Постоянный   демпинг  — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

4.  Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

5. Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Антидемпинговая пошлина  — временный сбор в размере  разницы между ценами продажи  товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.                     

На двусторонней основе торговые отношения между государствами  регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя  и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

 

 

 

1.3 Внешнеэкономическая сфера РБ и ее роль в формировании экономического потенциала РБ

 

 

Характерной особенностью модели внешнеэкономической политики Республики Беларусь в современных условиях является ориентация на экспорт, ограничение  импорта и достижение экспортно-импортной  сбалансированности.

Внешнеторговая деятельность является одним из основных элементов  международных экономических отношений  и подвергается воздействию негативных факторов и угроз, создает противоречия между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранных партнеров.

Ситуацию с внешней  торговлей Беларуси усугубляют четыре фактора. Во-первых, наших производителей нет среди экспортеров высокотехнологичных  товаров. Мы продолжаем производить  старые товары не очень высокого качества под малоизвестными брендами. Во-вторых, большинство наших предприятий  не работает в принятых на богатых  рынках жестких рамках товарных норм и стандартов. В-третьих, Беларусь продолжает оставаться за рамками ВТО, т.е. вне  общепринятых правил международной  торговли. Наличие таможенного союза  с Россией и целого ряда других экономических структур на постсоветском  пространстве не защитили белорусских  производителей от внешнего протекционизма. Собственно, сама Беларусь является региональным лидером по уровню торговой самоизоляции и ограничению потребителей от импорта. В-четвертых, спрос на традиционные товары белорусского экспорта упал и  продолжает оставаться на низком уровне. После полного перехода Беларуси на мировые цены и условий торговли энергетическими товарами ситуация еще больше усугубится.

Информация о работе Государственная политика внешней торговли