Государственное регулирование импортной политики России в отношении товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики важное значение приобретает такая сфера предпринимательской деятельности как импорт товаров и оборудования, которая открывает предприятию доступ к новым технологиям и оборудованию и соответственно позволяет значительно увеличить эффективность производства, качество выпускаемой продукции и т. д. В целях избежания возможных потерь и убытков предприятие должно заранее четко представить себе все процедуры и объем дополнительных затрат, возникающих при осуществлении импортной сделки.

Содержание

Введение
Глава 1. Состояние российского импорта в настоящее время:
1.1. Объемы российского импорта важнейших товаров России
1.2. Товарная структура российского импорта
1.3 Импортная зависимость России (на примере продовольственного рыка)
Глава 2. Инструменты торговой политики
2.1. Тарифные методы регулирования.
2.1.1. Таможенный тариф на импорт
2.1.2 Таможенный союз
2.2. Нетарифные методы регулирования
2.2.1. Квотирование
2.2.2. Экономические санкции

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ 
РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 

Факультет Мировая экономика и торговля

Кафедра Мировой экономики 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема:

«Государственное  регулирование импортной политики России в отношении товаров» 
 
 
 
 
 

      Выполнена студентом   Федина Е.С.

                                                                                ФМЭиТ СПО-11 
 

      Научный руководитель 

                                                                                (ученое звание, фамилия, и.,о.) 
 
 
 
 
 

Москва 2010 
Содержание

Введение

Глава 1. Состояние  российского импорта в настоящее  время:

1.1. Объемы российского  импорта важнейших товаров России

1.2. Товарная  структура российского импорта 

1.3 Импортная  зависимость России (на примере продовольственного рыка)

Глава 2. Инструменты торговой политики

2.1.  Тарифные методы регулирования. 
2.1.1. Таможенный тариф на импорт

2.1.2  Таможенный союз

2.2. Нетарифные  методы регулирования

2.2.1. Квотирование

2.2.2. Экономические  санкции

2.3  

2.4. 

Заключение 

Литература  

Введение

     В условиях рыночной экономики важное значение приобретает такая сфера  предпринимательской деятельности как импорт товаров и оборудования, которая открывает предприятию  доступ к новым технологиям и  оборудованию и соответственно позволяет значительно увеличить эффективность производства, качество выпускаемой продукции и т. д. В целях избежания возможных потерь и убытков предприятие должно заранее четко представить себе все процедуры и объем дополнительных затрат, возникающих при осуществлении импортной сделки.

     Актуальность  темы курсовой работы определяется значением  импортной деятельности для социально-экономического развития России в течение всего  периода рыночных перобразований. Важная особенность рассматриваемой темы состоит в возможности неоднозначных, зачастую противоположных подходов к оценке социально-экономических последствий импортной деятельности для народного хозяйства. С одной стороны, импортная деятельность способствует удовлетворению потребностей страны в непроизводимых или производимых в недостаточных количествах товарах, обеспечивая тем самым быстрое насыщение внутреннего рынка и экономию общественного труда. Импортная деятельность позволяет увеличить занятость в торговле и смежных сферах повысить стандарты производственного и личного потребления за счет приобретения прогрессивныхтоваров и технологий, обеспечивает значительные регулярные поступления в государственную казну. С другой стороны, на определенном этапе в силу слабости отечественных производителей импортная деятельность приводит к резкому и нерациональному увеличению доли зарубежной продукции во внутреннем потреблении. Это сопровождается сокращением занятости в сфере материального производства, ухудшением финансового состояния местных предприятий, вплоть до их банкротства. Негативные моменты импортной деятельности также связаны с перераспределением доходов в пользу торгово-посреднического звена, ростом социальной дифференциации и различий в уровнях социально-экономического развития российских регионов, значительным расширением «теневого» бизнеса вокруг импортных операций.  
 Отмеченный дуализм импортной деятельности стал основой многих дискуссий последних лет между сторонниками дальнейшей либерализации национального торгово-политического режима и повышения степени открытости внутреннего рынка, с одной стороны, и приверженцами протекционизма и импортных ограничении для поощрения отечественного производства, с другой стороны.  
 Решающее значение для повышения народнохозяйственной отдачи импортная деятельность приобретает в связи с готовящимся присоединением России к ВТО. Это предполагает принятие Россией комплекса международных обязательств по дальнейшему раскрытию внутреннего рынка для иностранной конкуренции, что требует активного совершенствования механизмов и инструментов импортного регулирования, а также тщательного просчета последствий присоединения для отечественного производства и потребителей.  
 Острота и масштабы рассматриваемой проблематики явились побудительным мотивом ряда крупных законодательных инициатив последнего времени, включая подготовку проекта закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах во внешней торговле», а также новой редакции Таможенного кодекса РФ. В диссертации сформулированы предложения методического и практического характера по повышению эффективности государственной импортной политики.

     Цель  и задачи исследования. Целью курсовой работы является поиск путей преодоления  противоречий, которыми отягощена импортная  деятельность в ее современном состоянии. Для достижения этой цели потребовалось решение следующих задач:  
- охарактеризовать условия и тенденции развития импортной деятельности России в период 2009 – 2010 гг.  
- выявить причины импортной зависимости Росии.

  1. Предмет исследования - экономические отношения в сфере импортной деятельности и противоречия, отягощающие эту деятельность.  
    Объектом исследования являются разнообразные методы и инструменты регулирования импортной деятельности, социально-экономические последствия этого регулирования.  
     
    Состояние российского импорта в настоящее время

1.1. Объемы российского  импорта важнейших  товаров России

     По  данным таможенной статистики в январе 2010 года внешнеторговый  оборот России составил 35,0 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем 2009 года возрос на 32,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 29,8 млрд. долларов США (рост на 30,1%), со странами СНГ – 5,2 млрд. долларов США (рост на 45,9%).

     Импорт  России  в январе 2010 года составил 9,6 млрд.долларов США и  по сравнению с январем 2009 года увеличился на 11,0%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 8,1 млрд.долларов США (рост на 6,8%), из стран СНГ – 1,5 млрд.долларов США (рост на 38,5%).

     Увеличение  стоимости российского импорта в январе  2010 года по сравнению с январем 2009 года было обусловлено ростом средних цен импортируемых товаров, тогда как физические объемы импортных поставок остались практически на уровне прошлого года (98,8%).

     В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2010 года приходилось 41,3% (в январе 2009 года – 44,2%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции остался на уровне прошлого года (темп роста составил 99,7%). Закупки механического оборудования снизились на 12,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 24,8%. Вместе с тем стоимостной объем импорта электрооборудования возрос на 34,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 56,0%, грузовых – на 65,1%.

     Доля  импорта продовольственных товаров  и сырья для их производства составила 18,7%, что на 1,2 процентных пункта выше, чем в январе 2009 года.  Стоимостной  объем ввоза продовольственных  товаров возрос на 13,7%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженого уменьшились на 8,0%,  мяса птицы – на 3,3%, свинины – на 5,1%, кофе – на 4,4%. Физические объемы ввоза сыров и творога возросли на 13,6%, масла сливочного – в 2,7 раза, цитрусовых – на 2,7%, чая – на 9,2%, сахара-сырца – в 6,5 раза.

       Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 18,9% против 15,5% в январе 2009 года. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 29,7%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 17,3%. Вместе с тем возросли поставки (физические объемы) лаков и красок на 29,9%, мыла и моющих средств на – 9,3%, пластмассы и изделий из нее – на 38,0%, каучуковых и резиновых изделий – на 50,8%.

     Удельный  вес импорта металлов и изделий из них в январе 2010 года составил 5,5% (в январе 2009 года – 5,1%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2009 года возрос на 15,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 14,6%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – в 2,2 раза.

     В товарной структуре импорта из стран  СНГ в январе 2010 года доля машин  и оборудования составила 21,5% (в январе 2009 года – 29,8%). Стоимостной объем  импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2009 года сократился незначительно (темп роста составил 99,6%). Стоимостные объемы ввоза железнодорожного и механического оборудования сократились, соответственно, на 44,2% и 12,5%. Однако, стоимостной объем ввоза электрооборудования возрос в 2,2 раза.

     Удельный  вес металлов и изделий из них  в товарной структуре импорта  из стран СНГ в январе 2010 года составил 19,8% (в январе 2009 года – 12,7%), топливно-энергетических товаров – 17,4% (15,6%), продовольственных товаров  и сырья для их производства – 13,1% (14,0%), продукции химической промышленности – 9,2% (11,9).

     Рост  стоимостных объемов импорта  из стран СНГ по сравнению с  январем 2009 года наблюдался по всем укрупненным  позициям товарной номенклатуры, указанным  выше. Так, импорт металлов и изделий из них увеличился в 2,2 раза, топливно-энергетических товаров – на 53,5%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 28,7%, продукции химической промышленности – на 5,7%.

     Физические  объемы импорта угля каменного возросли на 7,7%, нефтепродуктов – на 17,8%, сыров и творога – на 18,3%, цитрусовых – в 3,5 раза, продуктов, содержащих какао – на 21,0%, черных металлов и изделий из них – в 2,6 раза, пластмассы и изделий из нее – на 19,1%

     В страновой структуре внешней  торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе 2010 года приходилось 51,5%  российского товарооборота (в январе 2009 года – 50,1%). На страны СНГ в январе 2010 года приходилось 15,0% российского товарооборота (в январе 2009 года – 13,6%), на страны ЕврАзЭС – 8,2% (8,6%), на страны АТЭС – 18,4% (21,8%).

     Основными торговыми партнерами России в январе 2010 года среди стран дальнего зарубежья  были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 3,9 млрд.долларов США (186,8% к январю 2009 года), Китай – 2,5 млрд.долл.США (103,4%), Италия – 2,3 млрд.долл.США (112,5%), Германия – 2,2 млрд.долл.США (113,6%), Турция – 1,8 млрд.долл.США (121,5%), Польша – 1,5 млрд.долл.США (169,0%), Финляндия – 1,2 млрд.долл.США (140,3%), Япония – 1,0 млрд.долл.США (99,4%), США – 1,0 млрд.долл.США (105,0%), Франция – 0,9 млрд.долл.США (108,6%). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица №1.

     Объемы  торговли со странами СНГ в январе 2010 года

       (миллионов долларов США)

  Оборот Экспорт Импорт В % к январю 2009 года
оборот экспорт импорт
Азербайджан 77,9 58,2 19,7 70,4 59,6 150,4
Армения 18,3 15,7 2,6 35,8 37,1 29,4
Белоруссия1 1689,2 1146,6 542,6 117,5 109,4 139,5
Казахстан 935,9 591,6 344,3 146,2 134,8 171,2
Киргизия 75,9 65,9 10,0 130,4 131,8 121,7
Молдавия 126,7 110,9 15,8 513,9 958,3 120,9
Таджикистан 48,0 33,5 14,5 112,1 103,6 138,8
Туркмения 32,8 30,1 2,7 45,0 41,9 249,0
Узбекистан 102,8 59,5 43,3 112,8 92,3 162,5
Украина 2132,8 1539,9 592,9 205,1 272,2 125,0

Информация о работе Государственное регулирование импортной политики России в отношении товаров