Государственное регулирование импортной политики России в отношении товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики важное значение приобретает такая сфера предпринимательской деятельности как импорт товаров и оборудования, которая открывает предприятию доступ к новым технологиям и оборудованию и соответственно позволяет значительно увеличить эффективность производства, качество выпускаемой продукции и т. д. В целях избежания возможных потерь и убытков предприятие должно заранее четко представить себе все процедуры и объем дополнительных затрат, возникающих при осуществлении импортной сделки.

Содержание

Введение
Глава 1. Состояние российского импорта в настоящее время:
1.1. Объемы российского импорта важнейших товаров России
1.2. Товарная структура российского импорта
1.3 Импортная зависимость России (на примере продовольственного рыка)
Глава 2. Инструменты торговой политики
2.1. Тарифные методы регулирования.
2.1.1. Таможенный тариф на импорт
2.1.2 Таможенный союз
2.2. Нетарифные методы регулирования
2.2.1. Квотирование
2.2.2. Экономические санкции

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать)
 

    1.2 Товарная структура российского импорта

    В Россию ввозятся в основном производственные машины и оборудование (солидная часть предназначена  для добычи сырья) — более сотни  млрд. долл., легковые и грузовые автомобили — десятки млрд. долл., лицензии на программное обеспечение, медикаменты, одежда и обувь, прочая потребительская продукция. Подробная информация о структуре импорта машин, оборудования, программного обеспечения и прочих товаров не предоставляется на сайте ФТС, вследствие чего анализ возможностей по импортозамещению крайне затруднён. Ввоз сырья пренебрежимо мал.

    Крупнейший  импортёр товаров в Россию — Германия (21231,4 млн долл.США,20092)

     В структуре российского импорта  преобладают товары с высокой  степенью обработки - продовольственные  товары, оборудование, автотранспорт, что отражает бедственное положение отечественных производителей, чья продукция неконкурентоспособна по сравнению с импортной. На данный момент растущий потребительский спрос в России удовлетворяется в основном за счет увеличения импорта. 

     Диаграмма №1.

 

    1.3 Импортная зависимость  России (на примере  продовольственного  рынка) 
     

 

Глава 2. Инструменты торговой политики

    2.1.  Тарифные методы регулирования.

    2.1.1 Таможенный тариф на импорт.

     Наиболее  распространенным видом ограничения  торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров , пропускаемых черех границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. 
Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с еденицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной строимости товара.

     Таможенный  тариф в уэком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым  товарам, систематизированный в  соответствии с товарной наменклатурой  внешнеэкономической деятельности.

     На  величину импортной пошлины возрастают издержки производителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет  продавать свой товар.

     Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь  на потребителях

     Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.

     Данная  ситуация приводит к менее эффективному использованию ресурсов, поскольку  возможность продавать товар  по более высокой цене позволяет  и производить его с более  высокими издержками, т.е. происходит перетягивание  ресурсов в менее эффективные  отрасли.

     Однако  интерес производителей в защитных пошлинах организационно значительно  легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве выигравшей стороны от тарифов выступает  государство. Иначе говоря, увеличение расходов потребителя увеличивает доходы государства.

     Однако  если за счет высокой пошлины увеличиваются  цены на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными производителями, то следствием высоких  импортных пошлин может стать  рост издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и сокращение производства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.

     Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

     Итак, с точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском  или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов  используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

     Цель  фискальных пошлин — преимущественно  обеспечение государственного бюджета  налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.

     Таможенные  тарифы включают в себя обычно три  вида пошлин: максимальные, минимальные  и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин (преференциальные) — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.

     В послевоенный период внешнеторговые отношения  стран регулировались главным образом путем взаимного уменьшения таможенных пошлин. Это направление представлялось главным в регулировании международной торговли. Так, уровень таможенного обложения являлся главным предметом обсуждения на всех семи турах многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ. В результате за прошедший период удалось снизить уровень таможенного обложения более чем на 3/4. В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых стран около 6%, развивающихся — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах. 

2.1.2. Таможенный союз.

     Одним из направлений развития тарифных методов  регулирования внешней торговли является координатция таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлиную торговлю между странами – участницами союза, но и установлление единого внешнего таможенного тарифа.

     В настоящее время в мире насчитывается  более 30 различных интеграционных объединений  во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.  

     2.2. Нетарифные методы регулирования

     По  сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и  методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения.Они  представляют не меньшую угрозу либерализации  торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

     2.2.1. Квотирование

     Наиболее  распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контенгирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении обьема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны ( экспортная квота ) за определенный период.

     Как правило, квотируется импорт товаров  и квота выполняет роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.

     К нетарифным барьерам можно отнести  также государственную монополию  как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.п.

     Государственное воздействие распространяется и  на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.й.

     Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного обьема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран ( так называемая генеральная лицензия).

     Существует  также практика автоматического  лицензирования, когда для ввоза  или вывоза определенных товаров  требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить полные ограничения импорта в случае резкого неравновесного баланса.  

2.2.2. Экономические санкции

     Крайней формой государственного ограничения  внешней торговли являются экономические  санкции, например, торговое эмбарго  – запрещение государством ввоза  в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

     Рассмотренныее  методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др. 

 

      Заключение

       У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

       Во  внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.

       Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной  либерализацией. Нужно уменьшить  зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму  урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность  не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий. 
Список литературы

Информация о работе Государственное регулирование импортной политики России в отношении товаров