Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать сущность рынка труда как необходимой части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях. Структура работы позволяет последовательно рассмотреть: в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй - вопрос о рынке труда в Казахстане, а в третьей – о проблеме государственного регулирования рынка труда.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и его особенности1.docx

— 398.86 Кб (Скачать)

— социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего, путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

— законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

— регулирование рынка  труда косвенными методами;

— защита прав всех субъектов  рынка труда;

— многогранная ролевая  функция работодателя на государственных  предприятиях.

Второй компонент —  экономические программы, решения  и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального  функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения  между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности  для реализации способностей к труду  всех участников рыночных отношений, предусматривали  бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы  записаны в Конституции Республики Казахстан, в законе Республики Казахстан  «О занятости населения в Республики Казахстан». Они конкретизируются в  указах Президента РК, решениях правительства, в генеральных, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических  условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости — разработки и осуществления Республиканских  и областных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — необходимый  компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет  к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы  поддержать высвобождаемый персонал в  период отсутствия работы, создать  условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения  в Республике Казахстан» предусматриваются  выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при  переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы  и т.п.

Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная  служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные  структуры занятости (биржа труда  молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов  и т.д.).

Фонд занятости, так же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от республиканского до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью).

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение  ее конкурентоспособности, повышают шансы  безработных влиться в состав занятого населения.

О масштабах и структуре  рынка труда, прежде всего в узком  смысле, можно судить по обороту  рабочей силы в народном хозяйстве  и отдельных отраслях. Под оборотом рабочей силы понимается отношение  принятых на работу и уволенных по разным причинам к среднесписочной  численности работников.

Структуру рынка рабочей  силы можно рассматривать по разным критериям, или признакам. 

 

 

1.4 Безработица

 

Реально ситуация на рынке  труда отличается от идеальных условий  полностью конкурентного рынка. С одной стороны это происходит из-за политики работодателей в области  найма работников и установления им заработной платы, а с другой - из-за монопольных тенденций в  области предложения труда и  его оплаты, порождаемых действием.

В результате рыночное равновесие может быть нарушено либо повышением заработной платы и увеличением  безработицы, либо увеличением занятости  и инфляцией номинально растущей и реально снижающейся заработной платы

Современная западная экономическая  наука выделяет три формы безработицы.

Фрикционнаябезработица  связана с профессиональными  региональными и возрастными  перемещениями работников (переезд  на новое место жительства, получение  новой квалификации, учеба, уход за детьми). По своему содержанию фрикционная  безработица может быть отнесена к добровольной.

Структурная безработица  тесно связана с особенностями  развития отдельных регионов и отраслей, при этом избыток труда в одних  секторах экономики или регионах могут сопровождаться ее нехваткой  в других, структурные кризисы  и структурная перестройка экономики  увеличивает масштабы этой формы  безработицы.

Циклическая безработица  определяется изменениями экономической  конъюнктуры. Она снижается во время  циклических подъемов и увеличивается  в периоды кризисов.

Структурная и фрикционная  безработица определяют ее естественный уровень. Поэтому полная занятость-это  отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы.   

Региональная безработица  возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данном предприятии. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, и испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.

Текучая форма безработицы  характеризуется увольнением работников с предприятий по собственному желанию  и инициативе администрации.

Среди факторов влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие:

1)Демографические факторы  - изменение доли экономически  активного населения в результате  сдвигов в уровне рождаемости,  смертности, половозрастной структуре  населения, средней продолжительности  жизни, в направлениях и объемах  миграционных потоков. 

2)Технико-экономические  факторы: темпы и направления  НТП, обуславливающие экономию  рабочей силы, проведение конверсии  без учета экономических и  социальных последствий на всех  уровнях создали угрозу массового  банкротства предприятий и лавинообразного  освобождения.

3)Экономические факторы:  состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово  - кредитной системы, уровень цен  и инфляции.

4)организационно-экономические  факторы: изменение организационно-правовых  форм предприятий, происходящие  в ходе приватизации гос. собственности, акционирования предприятий, структурной перестройки, существенно влияют на безработицу, так как усиливают процессы выталкивания работников из данного производства и притяжения в другие производства, в другие местности, то есть колебания рынка труда.

          К социально-экономическим последствиям  безработицы относят: обесценивание,  недоиспользование человеческого  потенциала общества, ухудшение  качества жизни безработных и  членов их семей, усиление давления  за размер заработной платы  занятых со стороны конкурирующих  на рынке труда, увеличение  затрат общества и индивида  на восстановление или изменение  профессионального статуса и  уровня производительного труда.

II. Рынок труда  в Республике Казахстан

 

2. Безработица  в Республике Казахстан. Первопричины  её роста. 

 

Безработица никогда не бывает умеренно распределенной посреди населения хоть какой страны. Поэтому одним из принципиальных качеств в диагностике и – что, может быть, даже еще важнее в «лечении» безработицы является определение тех групп населения, в которых она более распространена. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах дамы составляют около 65% либо практически в два раза больше чем парней. Это разъясняется тем, что на данный момент одним из главных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования. По данным Алматинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40%. Но более распространена безработица посреди молодежи до 25 лет. Её доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Это частенько объясняют тем, что они сходу желают отыскать работу «по душе» и числятся безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это разъясняется тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются способности получить его. В этом отношении, может быть, нужно использовать опыт Германии, в которой уровень безработицы посреди молодежи совсем низок (5,75%). Там существует высокоразвитая система профессионального обучения, мастерски нацеленных школ и подготовки конкретно на рабочих местах, которая уменьшает до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека.

В экономике республики в  январе 2011г. (по оценке) были заняты 8,1 млн. человек. Относительно аналогичного периода  прошлого года их численность увеличилась  на 135,6 тыс. человек или на 1,7%. Численность  наемных работников в указанном  периоде составила 5,4 млн. человек (67,1% от общего числа занятых).

Численность безработных  в январе месяце т.г., по оценке, составила 486,3 тыс. человек, уровень безработицы  – 5,7%. Официально на конец января 2011г. зарегистрированы в органах занятости  Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан  – 44,1 тыс. человек. Доля зарегистрированных безработных составила 0,5% от экономически активного населения (в январе 2010г. – 0,7%).

Показатели рынка  труда в Республике Казахстан  в 2010-2011гг. (оценочныеданные)

 

 

По оценке, в январе 2011г. уровень скрытой безработицы  составил 0,6% от экономически активного  населения.

Безработные (согласно стандартам МОТ) – это лица, которые не имели  доходного занятия (работы), активно  его искали и были готовы приступить к нему.

Скрытая безработица (вынужденная  неполная занятость) – показывает какое  количество работников занято в режиме сокращенной рабочей недели или  неполного рабочего дня, а также  находится в административных отпусках без сохранения заработной платы  или с частичной оплатой труда.

Уровень скрытой безработицы  – доля не полностью (частично) занятых  и находящихся в вынужденных  отпусках работников в экономически активном населении, измеренная в процентах.

 

 

О движении рабочей силы на крупных и средних предприятиях Казахстана

Согласно оперативным  данным, на крупные и средние предприятия  и организации в январе 2011г. принято 71,8 тыс. человек, выбыло по различным  причинам – 66,1 тыс. человек. Среди выбывших работников уволившиеся по собственному желанию составляют 79,1%, в связи  с сокращением численности персонала  – 3,9%, по другим причинам – 17,0%.

 

Движение рабочей силы по регионам Казахстана в январе 2011 года

В январе месяце 2011г. коэффициент  оборота по приему составил 2,4%, оборота  по увольнению – 2,2%, текучести кадров – 1,8%. Из числа работников, уволенных  в январе т.г., 108,6% замещены вновь  принятыми кадрами.

Коэффициент текучести рабочей  силы – определяется соотношением выбывших работников по причинам текучести  к списочной численности работников в среднем за отченый период. К причинам текучести относятся увольнения по собственному желанию и в связи с нарушением трудовой дисциплины (прогулы).

Коэффициент замещения рабочей  силы – характеризует отношение  числа принятых работников к числу  выбывших работников за период.

 

 

 

2.2 Уровень оплаты  труда в Республике Казахстан  в 2011 году 

Заработная плата  наемных работников в августе 2011 года

В августе 2011г. среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 93106 тенге и выросла по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года на 15,2%, в реальном выражениина 5,7%.

Оплата труда в Республике Казахстан в 2010-2011гг.

 

Среднемесячная номинальная  заработная плата

Индекс реальной заработной платы в процентах к 

тенге

в процентах к

предыду-щему периоду

соответствующему периоду  предыдущего года

предыду-щему периоду

соответствующему периоду  предыдущего года

2010 (январь- декабрь)

77482

-

114,6

-

107,0

январь

66674

80,5

108,6

79,4

101,2

февраль

66315

99,5

107,3

98,6

99,9

март

72251

109,0

109,5

108,2

102,2

апрель

75203

104,1

116,2

103,4

108,5

май

74791

99,5

115,0

98,9

107,5

июнь

81266

108,7

117,9

108,4

110,4

июль

82282

101,2

118,0

101,0

110,6

август

80789

98,2

117,7

98,2

110,5

сентябрь

78805

97,5

117,0

97,0

109,6

октябрь

77785

98,7

115,8

97,8

107,9

ноябрь

77374

99,5  

115,7

98,7  

107,4

декабрь

97256

125,7

117,5

124,8

109,0

2011 (январь-декабрь)

-

-

-

-

-

январь

77464

79,6

116,2

78,3

107,5

февраль

78083

100,8

117,7

99,3

108,2

март

87470

112,0

121,1

111,5

111,5

апрель

83276

95,2

110,7

94,7

102,2

май

84116

101,0

112,5

100,5

103,8

июнь

88296

105,0

108,7

104,7

100,2

июль

92993

105,3

113,0

104,8

103,9

август

93106

100,1

115,2

99,8

105,7

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда