Государственный бюджет. Проблемы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Поэтому ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета……..
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………………………………….....
2.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета….
2.3. Проблема государственного долга……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
"justify">     Характеризуя виды бюджетных дефицитов, стоит упомянуть, что в теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй - в связи с сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности.

     До  сих пор нет единого мнения по поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. В настоящее  время можно выделить три основные точки зрения на то, является ли это  влияние отрицательным или положительным.

     Согласно монетаристской теории, которой придерживался американский экономист Милтон Фридмен, бюджетный дефицит - негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Кроме того, он может стать тяжким бременем для будущих поколений, вынужденных погашать долги и возвращать займы другим странам.

     Вторая  точка зрения – кейнсианская. Она появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933, когда рост государственных займов рассматривался как средство предотвращения кризисов и устранения безработицы.

     Такие займы становятся важнейшим источником инвестиций, когда другие их источники  отсутствуют или незначительны. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс.

     Кейнсианская  теория бюджетного дефицита подразумевает следующие положения:

     · для состояния национальной экономики  дефицит государственного бюджета  не является деструктивным, т.к. все  расходы, в том числе превышающие  доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

     · дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов  и населения, что стимулирует  рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства.

Всё это в свою очередь приводит к росту налоговых поступлений.

     Дж. Кейнс особое внимание уделял функциональной зависимости между налогами и  национальным доходом. Так, по мере изменения  уровня чистого национального продукта возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков.

     Размер  автоматически возникающих бюджетных  дефицитов и излишков, а, следовательно, и встроенная стабильность зависят  от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП.

     Встроенная (автоматическая) стабильность – это  стабильность, позволяющая снизить  амплитуду циклических колебаний  уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической  политики.

Рис.2    Встроенная стабильность 

     Если  налоговые поступления изменяются вслед за изменением ЧНП, то наклон линии Т будет крутым, а вертикальное расстояние между Т и G, т.е. дефицит государственного бюджета, или его избыток, - большим. При незначительных изменениях налоговых поступлений наклон будет пологим.

     По  мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге – вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого становится замедление экономического подъёма и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.

     Третья  точка зрения - эклектическая, основана на разнородных принципах и взглядах. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции.

     Завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие экономисты (их еще называют экономистами неоклассического направления), возглавляемые Робертом Барро считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сводится к повышению процентных ставок. Роберт Барро полагает, что государственный долг подразумевает его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни.

     В Республике Беларусь предельные размеры, источники финансирования дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

     Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах  к валовому внутреннему продукту.

     При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

     В Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. 

     2.2. Способы финансирования  дефицита государственного  бюджета.

     Последствия бюджетного дефицита находят выражение  в росте объёма сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций, а в дальнейшем – в понижении уровня жизни. Поэтому необходимо искать источники финансирования дефицита государственного бюджета.

     Существует  следующие меры, направленные на финансирование бюджетного дефицита:

     - повышение налоговых ставок, что  приводит к росту государственных  доходов. Он используется крайне редко, так как ведёт к снижению деловой активности и, в конечном счёте, к сокращению объёма производства.

     - долговое финансирование. Оно имеет  место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на фондовом рынке. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Если государственные ценные бумаги продаются субъектам хозяйствования, то такой способ финансирования бюджетного дефицита экономисты считают малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно центральному банку. Покупая их, центральный банк тем самым расширяет объём денежной массы в стране, что ведёт к инфляции.

     - эмиссия необходимого количества денег. Прямая эмиссия денег центральным банком сейчас практически не используется, так как ведёт непосредственно к инфляции. К таким же последствиям приводит выдача центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Поэтому законодательства многих стран либо запрещают центральному банку кредитовать правительство, либо устанавливают лимит кредитования (обычно в процентах к объёму национального производства).

     Такой вариант денежного  финансирования ещё существует в некоторых странах с переходной экономикой, развивающихся странах, однако сфера его использования сужается. Также в условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.

     - привлечение внешних займов.

     К мерам по снижению бюджетного дефицита относят переход от финансирования к кредитованию, постепенную ликвидацию дотаций убыточным предприятиям, изменение системы налогообложения, изыскание источников дополнительных доходов, повышение роли местных бюджетов, денежную эмиссию.

     Существуют  разные точки зрения по поводу регулирования  бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции: ежегодного балансирования, балансирования в ходе экономического цикла и функциональных финансов.

     Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться  ежегодно, т. е. каждый финансовый год  должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако такое ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства.

Так, в период спада и длительной безработицы  доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. В данном случае государство для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить собственные расходы, что приведёт к уменьшению совокупного спроса.

     В условиях инфляции при повышении  денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения налоговых поступлений государство должно снизить налоговые ставки или увеличить государственные расходы, но обе эти меры или их сочетание приведут к росту деловой активности, занятости и в конечном итоге не уменьшат инфляцию. Следовательно, ежегодное балансирование бюджета с помощью государственного регулирования доходов и расходов не обеспечивает стабильности экономики в длительном периоде.

     Сторонники  второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т. е. сознательно идёт на допущение дефицита бюджета. Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита.

     Проблемой данной концепции является то, что подъёмы и спады в экономическом цикле не совпадают во времени, не одинаковы по глубине и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства. Также если спад длительный, а подъём короткий, то бюджетный дефицит останется.

     Третья  концепция – концепция функциональных финансов. Её представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведёт к экономическому росту, а он – к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в третьих, бюджетный дефицит, по их мнению, не сказывается негативно на развитии экономики.

     Считается также, что при большом объёме национального богатства, в том  числе и у населения, проблема государственного долга не является обременительной и острой для  национальной экономики.

     Государство строит свою финансовую политику так, что периодически использует все три концепции.

     Бюджетный дефицит, несомненно, относится к  так называемым негативным экономическим  категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются неотъемлемыми элементами экономической системы.

     Большинство экономистов считают, и мировая  практика это подтверждает, что существуют определённые пределы бюджетных  дефицитов, нарушение которых может  отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение  страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 – 3 % от валового внутреннего продукта, 8 – 10 % расходной части госбюджета.[10, c.83]

     Следует заметить, что без дефицитность бюджета ещё не означает “здоровья” экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволят стабилизировать финансовое положение страны и, будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

Информация о работе Государственный бюджет. Проблемы государственного долга