Государственный бюджет. Проблемы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Поэтому ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета……..
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………………………………….....
2.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета….
2.3. Проблема государственного долга……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета, так как устойчивые бюджетные дефициты трансформируются в государственный долг. 

2.3. Проблема государственного  долга.

     Государственный долг – это сумма задолженности  государства своим или иностранным  физическим и юридическим лицам.[8, c.139]

     В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных  дефицитов (за вычетом бюджетных  излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом  той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определённую дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

     Различают внутренний и внешний государственный долг.

     Внутренний  долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны.[8, c.104]

     Внешний долг – это задолженность гражданам, организациям и правительствам других стран.[8, c.105]

     Внутренний  долг появляется при финансировании бюджетного дефицита путём выпуска государственных ценных бумаг. Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе, однако нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга. При внутреннем долге не происходит “утечки” товаров и услуг за границу, однако он вызывает целый ряд серьёзных проблем. Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, ибо государственные ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения, а налоги, за счёт которых финансируются проценты, платят все. Во-вторых, чтобы погашать долг, выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что снижает стимулы к инвестициям, а значит, замедляет развитие экономики. Повышение налоговых ставок может вызвать социальную напряжённость в обществе. В-третьих, выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов. В-четвёртых, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.

     Чтобы последствия внутреннего долга  не стали тяжёлыми для экономики, правительство предпринимает определённые меры по управлению долгом. Это могут быть: введение специальных налогов или налоговых ставок; секвестирование бюджета (равномерное уменьшение расходов по всем статьям государственного бюджета).

     Наиболее  обременительным является внешний  долг. Он может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путём продажи государственных ценных бумаг иностранным физическим и юридическим лицам, государствам.

     При внешнем долге нация вынуждена  отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. При предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые “неудобны” для страны-заёмщика. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

     В связи с негативными последствиями  внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует  отметить, что абсолютная сумма долга  мало показательна для экономического анализа, поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга к ВНП; отношение годового объёма выплат по внешнему долгу к объёму валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 %. [8, c110]

     Совокупность  действий государства по погашению  и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заёмных средств представляет собой управление государственным долгом. Основными средствами управления государственным долгом могут быть бюджетные средства; выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа (рефинансирование); изменение условий займа, касающихся доходности (конверсия); изменение условий займа, касающихся его сроков (консолидация).[9, c.95]

     В государственном долге видятся  две опасности:

     - банкротство нации. Однако никто  не может запретить правительству,  выполнять свои обязательства  по обслуживанию государственного  долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования, взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег;

     - опасность переложения налогового  бремени на будущие поколения.  Специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев – внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.

     Государственный долг имеет следующие экономические последствия:

     - существенное сокращение  возможностей  потребления населением страны  в результате обслуживания внешнего  долга в крупном объёме;

     - вытеснение частного капитала  и сдерживание дальнейшего роста  экономики, порождаемое государственным  долгом;

     - появление антистимула экономической  активности в форме увеличения  налогов для оплаты растущего  государственного долга;

     - перераспределение дохода в пользу  держателей государственных облигаций.

     К началу XXI века мировая финансовая система  приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Не исключением является и  Республика Беларусь.

     Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США, увеличившись за 2010 год на 22,8%, при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.

     В структуре госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, выросли за прошлый год на 21,9% до $9 486,2 млн. Кредиты, привлеченные под гарантии правительства, увеличились на 78,5% и составили $201,0 млн на 1 января 2011 года.

     Отношение внешнего госдолга к ВВП страны достигло 17,8% на 1 января 2011 года против 16,5% на 1 января 2010 года, к экспорту товаров и  услуг - 32,5% против 31,8%. Отношение платежей по госдолгу составило 2,6% к экспорту товаров и услуг против 1,3% год назад.

     Внешний государственный долг Беларуси сократился в июле на 0,7% по сравнению с июнем до 8,479 млрд долларов на 1 августа.

     При этом с 1 января внешний госдолг увеличился на 7,5%. В структуре внешнего госдолга доля долгосрочного прямого долга правительства в июле составила 98% на 1 августа (98,3% на 1 июля), краткосрочный долг правительства — 0% (без изменений), иностранные кредиты, полученные субъектами хозяйствования под гарантии правительства, — 2% (1,7%). [11]

     Основными кредиторами Белоруссии являются МВФ, Россия, Венесуэла, Германия, США, Международный банк реконструкции и развития.

     В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства.  
 
 
 
 
 

Заключение.

         Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом, бюджетным дефицитом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

       Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

       Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется  тем, что государственные займы  являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита; в зависимости  от величины и причин государственного долга определяются мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счёт налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долг правительства – это долг, покрываемый налогоплательщиками.

       В силу того, что бюджетные дефициты, рост государственного долга порождают  серьёзные проблемы для экономики, правительства большинства стран  в настоящее время перешли  от политики бюджетного финансирования к сокращению государственных расходов и изменению налоговой политики.

       Сокращение  бюджетного дефицита и государственного долга – важнейшая макроэкономическая задача, стоящая перед государством.

       В Республике Беларусь достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

       Однако  имеется ряд проблем, которые  требуют дальнейшего совершенствования  бюджетного законодательства с целью  сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов.          

Список  литературы.

1. Конституция  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).

2. Дайнеко  А.Е., Шведко П.В. Направления достижения  сбалансированности внешней торговли  Республики Беларусь // Экономический  бюллетень НИЭИ Министерства  экономики Республики Беларусь. – №4 – 2010. –с. 27-38.

3. Костромичева Э.В. Состояние социально-экономической безопасности страны // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - №2 – 2010. – с. 80.

4. Курс экономической теории: Учебник. / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2003. - 384 с.

5. Миклошевская  Н.А., Холопов А.В. Международная  экономика - М.: Дело и Сервис, 2004. – 395 с. 

6. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М. И. Плотницкий, М. В. Воробьёва, Н. Н. Сухарева и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2004. – 259 с.

7. Малинин А.С.  Внешнеэкономическая деятельность // Экономический бюллетень НИЭИ  Министерства экономики Республики  Беларусь. - №2- 2010. – с. 40-46. 

8. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажёров / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 3-е изд., стереотипн. – Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004. – 287 с.

9. Экономическая теория: Учебник для высш. учебн. заведений / Под. ред. В. Д. Камаева. - 9-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 387 с.

10. Экономическая теория: Учеб. пособие / В. Л. Клюни, И. В. Новикова, М. Л. Зеленкович и др.; Под. общ. ред. В. Л. Клюни, И. В. Новиковой. – Мн.: ТетраСистем, 2001. – 364 с.

11. . Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь: http://www.minfin.gov.by.

Информация о работе Государственный бюджет. Проблемы государственного долга