Государственный долг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;
- анализ состояния государственной задолженности;
- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.
Исследуются также способы управления государственным долгом, предлагаются альтернативные методы и механизмы его регулирования.
Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного долга, его основные виды и причины возникновения;
-дать оценку нынешнему уровню как внутренней, так и внешней государственной задолженности;
- не только осветить нынешние способы управления государственным долгом, но и предложить возможные пути совершенствования этих механизмов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
1 Теоретико-методологический подход к определению государственного долга………………………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения……...5
1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит………………………………...7
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга…………...10
1.4 Управление государственным долгом………………………………………...12
2 Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь………….......................................................................................................15
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности. государственного долга за 2008-2009 гг…………………………………………...15
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению………...16
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………........................23
Приложение А. Внешний государственный долг Республики Беларусь за 2007-2009..…………………………………………………………………………………24
Приложение Б. . Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь гг.……………………………………………………………………………………..25
Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2099 гг.………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов

      Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к к одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда,  когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним  нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.[9, с 643]

      Отсрочка  погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых  займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая  часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов  направляется на  погашение и выплату процентов по старым займам.  При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором владелец облигаций продолжает получать доход.

      Анулирование  государственного долга  - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил. Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках

государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета  дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются  на покрытие разницы  между бюджетными расходами и доходами. [2, с 267]

      Что же касается главных задач системы  управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг. Продолжается работа по развитию рынка ценных бумаг с целью расширения неинфляционного  кредитования дефицита государственного бюджета, сглаживания колебаний процентных ставок денежного рынка и поддержания ликвидности банковской системы. Создание надежной правовой и технической базы, позволит рынку ценных бумаг занять достойное место в финансовой системе страны.[7, с 223]

      В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

- безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условии;

- единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

- единство долговой политики обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

- согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

- оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

- гласность- предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

     Управление государственным долгом', как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. 

     Управление  государственным долгом в широком  смысле предполагает: 

- формирование  политики в отношении государственного долга;

-  определение  основных показателей и  предельных  значений государственной задолженности;

- определение  основных направлений воздействия  микро- и макроэкономические показатели;

- определение  приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов; Политика в отношений государственного долга и его верхний предел  определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляется исполнительная власть.[8,с237-238] 
 
 

      2 Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь 

              2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за  2007-2009 гг. 
     

     Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.  

     В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним  государственным долгом является общая  сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным  займам на определенный момент времени.

          Внешний  государственный  долг  Республики  Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени; оослуживание  внешнего  государственного  долга  -   уплата процентов  или  иного  вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам[2]

      Рассмотрим  показатели внешнего государственного долга Республики Беларусь. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2007 года составил 828,3 млн. долларов США. Это на 1,1% меньше, чем на 1 января. В структуре внешнего госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, составляют 545 млн. долларов США. С 1 января этот показатель сократился на 5,1%. Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства, составляют 283,3 млн. долларов США. За шесть месяцев 2007 года этот показатель увеличился на 7,6%.

       1 июля 2008 года внешний госдолг Беларуси составил 2 366,7 млн. долл. США, из этой суммы кредиты, привлеченные правительством Беларуси составили  2 100,35 млн.долл.США, а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства - 266,35 млн.долл.США. 

       В конце 2008 года внешний долг вырос на 1 млрд. 382,2 млн. долларов, или почти на 60%, и составил на 1 января 2009 года 3 млрд. 718,9 млн. долларов США. Из этой суммы суммы кредиты, привлеченные правительством Беларуси составили 3 588,8 млн.долл.США, а кредиты привлеченные резидентами под гарантии правительства – 130,1 млн.долл.США. [приложение А, таблица 1 ].

           Кредитоспособность - способность заемщика полностью и в срок

рассчитаться по своим обязательствам. Погашение внешнего государственного долга,  основного долга или задолженности - уплата сумм,  входящих в  состав  соответственно внешнего государственного долга, основного долга или задолженности.[2]

  Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. [приложение Б, таблица 2].

        Под   внутренним   государственным   долгом   понимается выраженная  в форме  государственных долговых  обязательств  задолженность  Совета Министров  Республики Беларусь  перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым  обязательствам  и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения.

        Обслуживание внутреннего государственного долга  осуществляется за  счет  средств  республиканского  бюджета  либо  других  активов, находящихся в республиканской собственности. [1] Внутренний государственный долг Беларуси за январь-июль 2008 года с 6 247 430,0 млн сократился на 0,2% и составил на начало июля 6 234 900 млн. В том числе задолженность, гарантированная правительством, уменьшилась на 1,2% до Br1 785 600 млн. и составила 28,6% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила Br4 449 300 млн, увеличившись за полугодие на 0.2%. 
 В то же время внутренний государственный долг составил на 1 марта 2009 года 8 496 633,6 млн. рублей и снизился за февраль на 1%. При этом долг, гарантированный правительством, вырос на 0,2% до 2 765 153,7 млн. рублей, или 32,5% от всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства уменьшилась за февраль на 1,5% до 5 731 479,9 млн. рублей, что составляет 67,5% от всего внутреннего долга.[ Приложение В, таблица 3]

     В Республике Беларусь контроль за состоянием задолженности государства осуществляется правительством на основании Законов «О бюджетной системе Республики Беларусь», «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», «О бюджете на очередной год» и другим нормативным актам.

     Министр финансов высказал уверенность, что Беларусь справится с погашением госдолга, пик выплат по которому должен наступить в 2012—2013.[15] 

     2.2 Проблемы государственного  долга и предложения  по их решению 

     Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы. 
Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам. [4,с. 387]

     Так, даже решив проблему дефицитного  бюджета, не следует забывать о механизме "голландской болезни". Это  ситуация, когда появляется значительное по размерам положительное сальдо платежного баланса, которое приводит к существенному притоку иностранной валюты. Это сопровождается увеличением денежной массы, а, следовательно, и повышением внутренних цен и реального курса национальной валюты. Скорость увеличения реального валютного курса возрастает при низких значениях монетизации экономики. Ослабление международной конкурентоспособности национальной экономики в этом случае может быть замедлено при проведении властями активных операций по стерилизации части, поступающей в страну валюты, одним из наиболее эффективных видов, которых выступает обслуживание и погашение внешнего долга. Поэтому страны, наиболее агрессивно проводившие политику обслуживания и погашения внешнего долга, имели, как правило, и более высокие темпы экономического роста и обеспечивали тем самым наиболее благоприятные макроэкономические условия для повышения уровня благосостояния своего населения. Другие же страны, оказавшиеся в ситуации 
"голландской болезни", но не проводившие активную политику по обслуживанию и погашению внешнего долга, а, наоборот, наращивавшие внешние заимствования, как правило, имели и более низкие темпы экономического роста и при прочих равных условиях - более низкие темпы повышения уровня благосостояния своего населения.[15]

      Важную  роль играет система обслуживания государственного долга. Она представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов  государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется “производительно”, т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии. Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.[12, с.127 ]

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь