Государственный долг (внутренний и внешний) и современная бюджетная политика

Автор: Светлана Муханчикова, 03 Октября 2010 в 13:52, реферат

Описание работы

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Макроэкономика.

Государственный долг (внутренний и внешний) и современная  бюджетная политика. 

ВВЕДЕНИЕ:

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. 

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:

Внутренний —  задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в  национальной валюте.

Внешний — задолженность  государства другим странам, международным  экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной  валюте. Погашается за счёт экспорта товаров  или новых заимствований. 

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется. 

Государственный долг. Понятие государственного долга  

Для того чтобы  было понятно о чем идет речь, давайте уточним, что такое государственный долг. Итак, государственный долг является суммой денег, которую государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Кроме того, что государственный долг делится на основной и текущий долг, также есть еще два вида государственного долга. Это внутренний и внешний государственный долг.  

Внутренний государственный  долг  

Внутренний государственный  долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также

государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени  государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.  

Внешний государственный  долг  

Вторая форма  государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного  внешнего займа в

иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.  

Основной государственный  долг  

В свою очередь  основной долг является общей суммой задолженности государства, которая  не была выплачена в назначенный  срок и не может быть выплачена  за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.  

Текущий государственный  долг  

И, конечно же, надо уточнить, что текущий государственный  долг это долговое обязательство, которое  наступает в момент срока платежа  долговой суммы. Государственный долг должен входить в рамки половины ВВП страны.  

Долговая сумма  свыше этой нормы может привести к кризисному состоянию страны. Заданием государственного долга является осуществление  операционных работ по созданию долговых обязательств, соответственное погашение долговой суммы и процентам по ней.  

Управление государственным  долгом  

Управление государственным  долгом это ряд финансовых мероприятий  государства. Под мероприятиями  подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.  

Помимо всего  этого под управлением государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.  

Бюджетирование  и государственный долг  

Одной из самых  главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме  и ее погашение. В связи с этим возникает необходимость проведения пролонгации кредитов, то есть продления срока погашения займа. Также в

случае необходимости  возможно проведение конверсии. Конверсия  подразумевает под собой снижение процента по займу, который необходимо выплатить. Есть два основных вида бюджетирования государственного долга. Это такие виды, как денежно-кредитная эмиссия, а также выпуск государственных долговых сумм.

Антон Гаген 

Информационное  Агентство "Финансовый Юрист" 
 
 
 
 
 

ВВП – валовой  внутренний продукт 

ВОЗ – еврооблигация (облигация внешних облигационных займов Российской Федерации) 

ВЭБ – Внешэкономбанк 

ГКО – государственная  краткосрочная облигация 

ГСО – государственная  сберегательная облигация 

ИНТОСАИ – Международная  организация органов финансового  контроля 

МБРР – Международный  банк реконструкции и развития 

МБЭС – Международный  банк экономического сотрудничества 

МВФ – Международный  валютный фонд 

МИБ – Межрегиональный  инвестиционный банк 

МФО – международная  финансовая организация 

МЭРТ – Министерство экономического развития и торговли 

НИОКР – научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки 

ОВГВЗ – облигация  внутреннего государственного валютного  займа 

ОГНЗ – облигация  государственных нерыночных займов 

ОФЗ – облигация  федерального займа 

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

Введение 

. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. 

Причиной возникновения  государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. 

Вместе с тем  в мире нет ни одной страны, которая  в те или иные периоды своей  истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны. 

С экономической  точки зрения государственный долг представляет собой задолженность  государственных органов как  результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств. 

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму  задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. 

Специфика долговых отношений, которые складываются в  процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах  добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта. 

Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами. 

Необходимо выделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно за счет надежного  управления государственным долгом. Управление не заменяет взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость следующих моментов: надежная основа макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основа денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемые уровни государственного долга; устойчивая внешняя позиция; финансовая система, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая финансовая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности. 

Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая  отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения  между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

1. Система управления  государственным долгом

1.1. Цели и  задачи 

В соответствии с действующим законодательством  под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным стране. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств России и обслуживания ее государственного долга. 

Д.Л. Головачев  дает следующее определение: «Под управлением  государственным долгом в широком  смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом заключается в следующем: 

• формирование политики в отношении государственного долга; 

• установление границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования); 

• определение  основных направлений и целей  воздействия на микро– и макроэкономические показатели; 

• установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ. 

Под управлением  государственным долгом в узком  смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг» [13]. 

Осуществление мероприятий по управлению государственным  долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. 

Информация о работе Государственный долг (внутренний и внешний) и современная бюджетная политика