Автор: Светлана Муханчикова, 03 Октября 2010 в 13:52, реферат
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. 
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:
Внутренний —  задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в  национальной валюте.
Внешний — задолженность  государства другим странам, международным  экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной  валюте. Погашается за счёт экспорта товаров  или новых заимствований. 
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Макроэкономика.
Государственный 
долг (внутренний и внешний) и современная  
бюджетная политика. 
ВВЕДЕНИЕ:
Государственный 
долг — результат финансовых заимствований 
государства, осуществляемых для покрытия 
дефицита бюджета. Государственный долг 
равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом 
вычета бюджетных излишков. Государственный 
долг складывается из задолженности центрального 
правительства, региональных и местных 
органов власти, государственных организаций, 
предприятий. 
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:
Внутренний — 
задолженность государства 
Внешний — задолженность 
государства другим странам, международным 
экономическим организациям и другим 
лицам, выраженная в иностранной 
валюте. Погашается за счёт экспорта товаров 
или новых заимствований. 
В случае конвертируемой 
валюты, все кредиторы (держатели облигаций) 
как внутренние, так и внешние, имеют равные 
права, и государственный долг на внутренний 
и внешний не разделяется. 
Государственный 
долг. Понятие государственного долга  
Для того чтобы 
было понятно о чем идет речь, 
давайте уточним, что такое государственный 
долг. Итак, государственный долг является 
суммой денег, которую государство выдало 
займы, но не была погашена. Вследствие 
чего, начисляется к выпущенной сумме 
процент за определенный срок пользования 
этой суммой. Кроме того, что государственный 
долг делится на основной и текущий долг, 
также есть еще два вида государственного 
долга. Это внутренний и внешний государственный 
долг.  
Внутренний государственный 
долг  
Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также
государственные 
займы. Государственные займы 
Внешний государственный 
долг  
Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в
иностранной валюте 
с невыплаченными процентами по займу.  
Основной государственный 
долг  
В свою очередь 
основной долг является общей суммой 
задолженности государства, которая 
не была выплачена в назначенный 
срок и не может быть выплачена 
за определенный период времени, который 
государства выделяет для погашения задолженности.  
Текущий государственный 
долг  
И, конечно же, 
надо уточнить, что текущий государственный 
долг это долговое обязательство, которое 
наступает в момент срока платежа 
долговой суммы. Государственный долг 
должен входить в рамки половины ВВП страны.  
Долговая сумма 
свыше этой нормы может привести 
к кризисному состоянию страны. Заданием 
государственного долга является осуществление 
операционных работ по созданию долговых 
обязательств, соответственное погашение 
долговой суммы и процентам по ней.  
Управление государственным 
долгом  
Управление государственным 
долгом это ряд финансовых мероприятий 
государства. Под мероприятиями 
подразумевается установка 
Помимо всего 
этого под управлением государственным 
долгом понимается проведение конверсий 
и консолидации займа.  
Бюджетирование 
и государственный долг  
Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи с этим возникает необходимость проведения пролонгации кредитов, то есть продления срока погашения займа. Также в
случае необходимости 
возможно проведение конверсии. Конверсия 
подразумевает под собой 
Антон Гаген 
Информационное 
Агентство "Финансовый Юрист" 
 
 
 
 
 
ВВП – валовой 
внутренний продукт 
ВОЗ – еврооблигация 
(облигация внешних облигационных займов 
Российской Федерации) 
ВЭБ – Внешэкономбанк 
ГКО – государственная 
краткосрочная облигация 
ГСО – государственная 
сберегательная облигация 
ИНТОСАИ – Международная 
организация органов 
МБРР – Международный 
банк реконструкции и развития 
МБЭС – Международный 
банк экономического сотрудничества 
МВФ – Международный 
валютный фонд 
МИБ – Межрегиональный 
инвестиционный банк 
МФО – международная 
финансовая организация 
МЭРТ – Министерство 
экономического развития и торговли 
НИОКР – научно-исследовательские 
и опытно-конструкторские 
ОВГВЗ – облигация 
внутреннего государственного валютного 
займа 
ОГНЗ – облигация 
государственных нерыночных займов 
ОФЗ – облигация 
федерального займа 
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития
Введение 
. Государственный 
долг играет существенную и многогранную 
роль в макроэкономической системе любой 
страны. Это объясняется тем, что отношения 
по поводу формирования, обслуживания 
и погашения долга оказывают значительное 
влияние на состояние государственных 
финансов, денежного обращения, инвестиционного 
климата, структуры потребления и развития 
международного сотрудничества. 
Причиной возникновения 
государственного долга является проводимая 
политика, которая не обеспечивает сбалансированность 
доходов и расходов государства. 
Вместе с тем 
в мире нет ни одной страны, которая 
в те или иные периоды своей 
истории не сталкивалась бы с этой 
проблемой. Государственный долг является 
неотъемлемой частью большинства финансовых 
систем. Мировая практика свидетельствует 
о широком использовании заемной политики 
для финансирования расходов бюджета. 
Таким образом, государственный долг – 
это нормальное явление в финансовом хозяйстве 
каждой цивилизованной страны. 
С экономической 
точки зрения государственный долг 
представляет собой задолженность 
государственных органов как 
результат формирования дополнительных 
ресурсов страны, направленных на разрешение 
противоречий между экономическими 
и социальными потребностями общества 
на основе займов денежных средств у частных 
лиц, институтов негосударственного сектора 
и иностранных государств. 
С материальной 
точки зрения государственный долг 
представляет собой общую сумму 
задолженности страны по непогашенным 
долговым обязательствам и невыплаченным 
по ним процентам. 
Специфика долговых 
отношений, которые складываются в 
процессе привлечения, размещения государством 
дополнительных финансовых ресурсов физических 
лиц и организаций на принципах 
добровольности, срочности, возвратности 
и возмездности для покрытия дефицита 
бюджета, а также отношения по погашению 
государственных долговых обязательств 
заключается в том, что страна в этих отношениях 
всегда выступает в роли заемщика (должника) 
и/или гаранта. 
Правительства 
часто управляют большими портфелями 
валютных резервов, их бюджетная позиция 
нередко подвергается значительному риску 
по условным обязательствам и последствиям 
плохого управления бухгалтерским балансом 
в частном секторе. Поэтому при любых финансовых 
кризисах, как порожденных внутренними 
проблемами банковского сектора страны, 
так и привнесенных извне в результате 
распространения мирового финансового 
кризиса, обоснованная политика управления 
государственным долгом, наряду с надежной 
макроэкономической политикой и регулированием, 
имеют решающее значение для ограничения 
человеческих и производственных издержек, 
вызываемых такими кризисами. 
Необходимо выделить 
вопросы, которые не могут быть решены 
исключительно за счет надежного 
управления государственным долгом. 
Управление не заменяет взвешенную макроэкономическую 
и налогово-бюджетную политику, и его одного 
недостаточно, чтобы гарантировать надежную 
защиту страны от экономических и финансовых 
потрясений. Следует подчеркнуть необходимость 
следующих моментов: надежная основа макроэкономической 
политики, характеризующейся адекватным 
режимом валютного курса; основа денежно-кредитной 
политики, надежно ориентированной на 
достижение стабильности цен; экономически 
приемлемые уровни государственного долга; 
устойчивая внешняя позиция; финансовая 
система, за которой осуществляется надлежащий 
надзор. Такая финансовая основа представляет 
собой важный фактор, способствующий появлению 
у участников финансового рынка уверенности 
в том, что они могут вкладывать средства 
в государственные ценные бумаги с минимальным 
уровнем неопределенности. 
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
1. Система управления государственным долгом
1.1. Цели и 
задачи 
В соответствии 
с действующим 
Д.Л. Головачев 
дает следующее определение: «Под управлением 
государственным долгом в широком 
смысле понимается формирование одного 
из направлений экономической политики 
государства, связанной с его деятельностью 
в качестве заемщика. Управление государственным 
долгом заключается в следующем: 
• формирование 
политики в отношении государственного 
долга; 
• установление 
границ государственной задолженности 
(в том числе в определении общего объема 
бюджетного дефицита и, следовательно, 
объемов заимствований, необходимых для 
его финансирования); 
• определение 
основных направлений и целей 
воздействия на микро– и макроэкономические 
показатели; 
• установление 
возможности и целесообразности 
финансирования за счет государственного 
долга общегосударственных 
Под управлением 
государственным долгом в узком 
смысле понимается совокупность мероприятий, 
связанных с выпуском и размещением 
государственных долговых обязательств, 
обслуживанием, погашением и рефинансированием 
государственного долга, а также регулированием 
рынка государственных ценных бумаг» 
[13]. 
Осуществление 
мероприятий по управлению государственным 
долгом требует от государства системного 
подхода и определяет многоплановый характер 
регулирования существующей задолженности. 
Информация о работе Государственный долг (внутренний и внешний) и современная бюджетная политика