Информационно-аналитическая работа современной дипломатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:54, доклад

Описание работы

Ведущее место в работе дипломатических представительств за¬нимаем сбор, обработка, анализ и доклад в Министерство ино¬странных дел информации об обстановке и событиях, происходя¬щих в стране пребывания и в регионе, где эта страна расположе¬на, об отношении страны пребывания к основным проблемам, волнующим мировое сообщество.

Работа содержит 1 файл

17.Информационно-аналитическая работа современной дипломатии..docx

— 41.20 Кб (Скачать)

     Адресатом шифртелеграмм является руководство  МИД России, по решению которого текст телеграммы может быть размножен  и разослан (по утвержденным спискам) лицам, возглавляющим ведущие правительственные структуры. В силу этого к содержанию шифртелеграмм предъявляются повышенные требования, главным из которых является важность и значимость затронутых проблем. Высокая плотность информации, краткость изложения и ясность языка должны носить истинно телеграфный характер. Тщательно выверяются цифры, имена, названия организации. Аббревиатуры должны быть расшифрованы, когда они впервые встречаются в тексте. Если тема затрагивается не в первый раз, то следует сослаться на номера телеграмм, в которых ранее говорилось об этом же.

     Целесообразно в одной телеграмме затрагивать  и развивать только одну информационную тему. Информация должна быть «моноблочной». Только в таком случае она может  быть легко и правильно введена  в автоматизированные банки данных любого ведомства с целью длительного  хранения и использования. В шифртелеграммах  не принято указывать точный источник информации. Делается это в интересах безопасности. Достаточно указать: «По сведениям из достоверного источника...» или, наоборот, указать: «По данным, впервые попавшим к нам и требующим дополнительной проверки...»

     В ряде посольств Российской Федерации  в крупных государствах установлены прямые узлы зашифрованной телефонной связи с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Этот канал используется для сверхэкстренного сообщения в Центр не терпящей отлагательства информации и получения соответствующих указаний. К сеансам такой связи следует тщательно готовиться: заранее обдумать все, требующие постановки вопросы, запастись информацией, на случай непредвиденных запросов со стороны Центра, четко отработать свою позицию по возникшей ситуации.

     Аналитическая работа в загранпредставительствах носит подчиненный характер по отношению к сбору и обработке текущей информации. Это объясняется тем, что в загранпредставительствах нет возможности накапливать и длительное время хранить большие массивы информации, являющиеся непременным условием для плодотворной аналитической работы. Коллектив дипломатических учреждений как правило невелик. Времени для длительной, кропотливой работы мало. Тем не менее аналитическая работа несмотря на ограниченные возможности постоянно ведется, никто кроме диппредставительства аккредитованного в данной стране не сможет выработать целостной концептуальной модели страны. В периоды, предшествующие визитам на высоком уровне, при составлении годовых отчетов, при подготовке политических писем аналитическая работа переживает особые подъемы. Ее важность особенно заметна при ведении длительных международных переговоров на двусторонней или многосторонней основе. В этих условиях после каждого рабочего переговорного дня руководитель делегации вместе со своими помощниками проводит анализ промежуточных результатов переговоров.

     Как правило применяется методика «мозгового штурма», что позволяет в короткий промежуток времени получить профессионально высококачественный анализ ситуации, грамотно сформулировать позицию и оценить соответствующим образом сложившуюся в ходе переговоров ситуацию, наметить путь собственных дальнейших действий. К концу такого аналитического штурма его результаты излагаются в шифртелеграмме в Центр. В конце депеши как правило указывается: «Если к 10.00 утра следующего дня из Центра не поступит никаких указаний, мы будем действовать таким образом, о котором сообщили выше».

     «Мозговые штурмы» чаще всего проводятся в  периоды визитов высокопоставленных делегаций, по итогам или в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, других значительных событий.

     Информационная  работа дипломатических представительств не исчерпывается только сбором и  направлением в Центр нужной и  важной информации. Есть и другое ее измерение, которое можно назвать  информационно-разъяснительной работой  в стране пребывания.

     За  рубежом сохраняется высокий  уровень интереса к России, поэтому  для поднятия авторитета нашей страны и расширения круга ее друзей, улучшения  атмосферы отношений между Россией  и страной пребывания важно правильно  построить информационно-разъяснительную работу. Для этого, прежде всего, необходимо иметь надежные каналы получения информации об обстановке на Родине, причем не только официальные, но и инициативные. Какое бы то ни было жесткое ограничение информационного обеспечения дипломатической работы неуместно. Спутниковое телевидение, радиопередачи, печатная продукция, встречи с представителями и даже друзьями из Москвы будут хорошим дополнением к тем ориентировкам, которые поступают из Министерства иностранных дел.

     Дипломатические работники, опираясь на полученную информацию, доносят до общественности страны пребывания достоверную и нужную информацию о жизни нашей страны, целях и особенностях ее внешней и внутренней политики. Для этого используются многочисленные приемы, завтраки, обеды, коктейли и иные протокольные мероприятия. Специально организуются для этого всевозможные брифинги и пресс-конференции. Нередко послам и старшим дипломатам предоставляется возможность выступить по каналам местного радио и телевидения. Эти и многие другие формы информационно-разъяснительной работы содействуют расширению деловых контактов, пополняют ряды друзей и сторонников, резко увеличивают возможности для получения нужной Отечеству информации.

     Итак, значимость работы дипломатических  структур по сбору, обработке и использованию  информации международного характера трудно переоценить. Причем не только с точки зрения функционирования самого внешнеполитического ведомства, но проектирования международных связей России в целом. Информационные характеристики дипломатической службы определяют эффективность и действенность международной деятельности государства, статус, роль и место МИД в системе государственного управления. Зависят они от многих факторов, но прежде всего от профессионализма дипломатических служащих, их ответственности и творческого отношения к делу.

     И еще: анализ имеющихся в посольствах  в других представительствах российских ведомств в стране пребывания, директивных источников планирования и внутриведомственных нормативных материалов показывает, что значительная часть информационно-справочных и отчетных материалов направляется в Центр с определенной периодичностью в течение каждого года.

     Основываясь на этой закономерности, в целях  совершенствования планирования и контроля за исполнением заданий и поручений Центра в посольстве рекомендуется иметь стандарт-план подготовки и направления в Центр информационных, отчетных и иных материалов. Стандарт-план, как свидетельствует опыт, значительно систематизирует и облегчает работу диппредставительства. План обязательно должен содержать следующие разделы: ежегодные отчетные документы; организационно-распорядительные документы (планы, положения о работе и т.п.); информационные материалы (политписьма, справки, информации, записи бесед, обзоры прессы и др.); консульские документы; бухгалтерские и хозяйственные документы; типовые материалы, направляемые в Центр по линии других российских учреждений. План должен содержать не только наименования основных документов с указанием директивных сроков их направления в Центр, но и ответственных лиц за их подготовку.

     Стандарт-план должен быть органически увязанным  со всеми с инициативными источниками  планирования работы, прежде всего  с личными творческими планами  служащих. Такого рода планы должны составляться по единой форме и при  участии руководителей посольства. Это позволяет ориентировать личные творческие планы на решение главных задач диппредставительства, на изучение и подготовку информационно-справочных материалов не по второстепенным, а прежде всего по наиболее актуальным, «горячим» проблемам.

Информация о работе Информационно-аналитическая работа современной дипломатии